Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:31, курс лекций
Теория транспортных систем (ТТС) является, с одной стороны, частью общей теории систем, используя средства системотехники, с другой – базовой дисциплиной для таких дисциплин, как: транспортная логистика, транспортные коммуникации и связь, маркетинг, рынок транспортных услуг, информационные технологии на транспорте, взаимодействие видов транспорта, транспортное право, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.
ПОКРОВСКАЯ О.Д.
Конспект лекций по дисциплине
«Основы теории систем и компромиссов»
Теория транспортных систем (ТТС) является, с одной стороны, частью общей теории систем, используя средства системотехники, с другой – базовой дисциплиной для таких дисциплин, как: транспортная логистика, транспортные коммуникации и связь, маркетинг, рынок транспортных услуг, информационные технологии на транспорте, взаимодействие видов транспорта, транспортное право, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.
ТТС создает для этих дисциплин общий понятийный аппарат и обеспечивает концептуальное единство.
Транспорту отводится во многом главенствующая роль, так как он участвует и в производственном процессе создания продукции, и в реализации при снос прем сын ой доставке в сферу потреблении. Трудности возникают из-за того, что транспорт — это большая сложная система со множеством взаимодействующих элементов, а также из-за особенностей производимой этой системой продукции.
Под транспортной системой понимается совокупность работников, транспортных средств и оборудования, образующая связанное целое, направленное на перемещение грузов и пассажиров.
1.Роль транспорта в общественном производстве
1.1 Основные периоды развития транспорта
История транспорта неразрывно связана с историей развития человечества и его стремлением к увеличению производительных сил.
Первым способом передвижения было хождение пешком – надежно, но малопроизводительно.
Крупным шагом в совершенствовании способов передвижения и перемещения явилось создание плавающих средств ( плот, лодка) и наземных средств – волокуша, колесо. С освоением колеса появляются простейшие средства передвижения – коляска, использующая не только человеческую, но и животную тягу. Более сложный, составной, характер перемещения ) сначала по полю, затем по тропе, по воде, а потом по дороге привел к разделению и специализации труда по перемещению от начального до конечного пункта, а также – к необходимости связывать этапы по времени и рабочей силе, т.е. управлять общим процессом. Замена мышечной силы человека силами природы и животных способствовала росту скоростей и производительности и получила название первой транспортной революции.
Применение на транспорте тепловых и электрических двигателей, развитие сопутствующих преобразователей энергии, использование при этом организационных достижений крупного промышленного производства открыли эру механизированного транспорта и транспортного обслуживания и обозначили вторую транспортную революцию, приведшую к существенному росту скоростей и производительности транспортных систем (ТС).
Промышленное развитие привело баланс между способностями и возможностями человечества к такому соотношению, когда необходимые ресурсы на реализацию знаний (исследования, производство), существенно превзошли дефицит фундаментальных знаний. Это может быть объяснено приоритетным развитием организационных и управленческих дисциплин. В будущем наука, вероятнее всего, будет концентрироваться вокруг проблем организации, структуры, языка, информации, программирования и управления и меньше – вокруг проблем силы, движения, вещества, реакции, работы, энергии.
Научная организация труда, начиная с середины Х1Х века, прошла ряд этапов со свойственными им достижениями:
1-й этап ( 2-я половина Х1Х века ): человек – часть машины, он должен обеспечивать её максимальный выход;
2-этап ( 1-ая половина
ХХ века ): человек и машина
– единое целое, требуется
эксплуатация машин в точном
соответствии с инструкциями, в
которых уже учитываются
3-й этап ( 2-я половина ХХ века ): учет в системах «человек-машина» мотивационных и организационных аспектов.
Индустрия ХХ века сменила ряд управленческих доктрин – от поточного до гибкого автоматизированного производства.
Все перечисленное охватывает и транспортную сферу. Совершенствование управления транспортом, автоматизация, модульность, контейнеризация – это основные направления, призванные увеличить производительность и сократить продолжительность транспортного цикла не только за счет роста скоростей движения, но и за счет сокращения времени простоев в пунктах. Названные мероприятия составляют суть происходящей третьей транспортной революции.
1.2 Развитие АТ РФ
Являясь технологическим звеном в
строительстве, промышленности, сельском
хозяйстве или продолжая
Исследование характера
первый период 1917 - 1951 гг.;
второй период 1952 - 1990 гг.;
третий период начался с 1991 г.
В первый период подвижной состав автомобильного транспорта используется как вспомогательный вид транспорта при перевозках грузов на сравнительно короткие расстояния. Распыление автомобилей по многочисленным хозяйствам ограничивало сферу его применения. затрудняло правильную эксплуатацию.В этот период издается ряд работ по практике эксплуатации автомобильного транспорта, организации автотранспортных хозяйств, показателям работы подвижного состава и его расчету, организации технической службы в автотранспортных хозяйствах, выбору подвижного состава и проектированию гаражей. В этот период закладываются основы теории эксплуатации автомобильного транспорта.
Второй период 1952-1990 гг. характеризуется упрочением автомобильного транспорта общего пользования, а также дальнейшим укрупнением автомобильных предприятий. К этому времени Автотранспортные предприятия накопили богатый опыт и имели хорошую производственно-техническую базу.
Третий период характеризуется следующим. В результате проводимых преобразований в 90-х ггг. к началу 1999 г. отлаженная централизованная система управления автотранспортом общего пользования была, полнеете разрушена. Стихийный рынок товаров и транспортных услуг создал непредсказуемый характер грузопотоков, привел к снижению использования тран средств, перегруженности отдельных участков транспортной сети, повышению аварийности, ухудшению теологической обстановки, увеличению транспортных затрат. Удельные транспортные затраты в ВВП достигли 20 %.
Переход к рыночной системе, завершенный в конце 90-х, осуществлялся без учета особенностей функционирования транспортной отрасли материального производства, «которым необходимо отнести:
транспорт не создан новых вещественных продуктов;
основной экономический эффект работы транспорта происходит не внутри отрасли, а организаций, для которых выполняются перевозки.
транспорт на яплястся неэакнспыон отраслью, а полностью зависит от функционирования других Отраслей материального производства.
Эти особенности говорят о том, что транспорт -это отрасль, которая должна управляться государством.
1.3 Характеристика современного транспортного рынка
Любая рыночная эк-ка построена по принципу «товар -деньги—товар», т.е. только реализованный и период спроса товар позволяет поручить вложенные в его произ-ство средства с достаточной прибылью, что позволяет развивать дальнейшее производство и повышать качество товаров и услуг.
Развитие рыночных отношений требует разработки нового подхода к формированию и реализации материального потока (товаропотока). Такой Подход поможет точно определять количество производимого товара, его качество и сроки изготовленкя согласно существующему опросу на него; снижать -Запасы товара на складах, что ускорит движение денежных средств; обеспечивать своевременность доставки при снижении стоимости го всей цепочке «производство— транспорт — потребление».
Транспорту отводится во многом главенствующая роль, так как он участвует и в произво-ном процессе создания продукции (товара), и в реализации при снос прем сын ой доставке в сферу потреблении. Трудности возникают из-за того, что транспорт — это большая сложная система со множеством взаимодействуюших элементов, а также из-за особенностей производимой этой системой продукции.
Рыночные отношения заставляют всех участников системы транспортировки и потребления объединить свои усилия так, чтобы производить ровно столько товара, сколько трсбуется на рынке. и доставлять этот товар к моменту, определен. спросом в сфере потреблении.
Работу тран рынка можно проследить по следующей схеме.
В сфере потребления Г возникает спрос S, на изготавливаемый в сферах производства / определенный вид товара / конкретного качества К., количества Q,. Образуется цепочки:
производство— транспорт — потребление
Сигналом к работе цепочки будет информации о возникновении спроса.
Транспорт должен быстро передать груз из сферы /в сферу К, чтобы ycпеть к началу действия спроса St. с минимальными затратами на перевозку и с полной гарантией сохранности груза, его качества и окр среды. Стоимость тран продукции пойдет в стоимость груза как товара на рынке.
Ни до времени t,, ни после него товар фактически не может быть реализован, так как до времени /, производитель не будет Выпускать товар, а после спада спроса на товар производить его не будет смысла, так как затраты не окупятся.
Современная практика высокоразвитых стран подтверждает, что удовлетворение потребностей общества в целом и каждого отдельного потребителя является конечной целью деятельности любого предприятия.
Необходимость поиска новых источников повышения конкурентоспособности предприятий и фирм, практиче¬ски исчерпанность таких источников в рамках функционирования собственно предприятий, привели к поиску резервов за их пределами-Возникла идея оптимизировать не отдельные компоненты произв-го и перевоз процесса, а их совокупность Это стало предметом изучения логистики - теории планирования,управления и контроля процессов движения материальных, инфор-х, финансовых, трудовых, энергетических потоков в человеко-машиинных микро- и макросистемах с целью оптимизации деятельности.
Логистика является классическим примером использования системного подхода к проблемам бизнеса. Системный подход в деятельности предприятий указывает, что цели предприятия могут быть реализованы признанием взаимосвязи и взаимозависимости основных функциональных областей деятельности (производство, транспорт, снабжение, сбыт, управление запасами и т.д.).
Применение логистических методов позволяет использовать следующие подходы к организации товародвижения:
поддержание на необходимом уровне запасов сырья и готовой про-Дукции в широком ассортименте. При необходимости - размещение час-и этих запасов в местах потребления;
использование широкого параметрического ряда тары, позволяющей интенсифицировать процесс формирования различных партий поставки товаров;
использование таких транспортных средств, которые позволяют формировать небольшие партии отправки товаров и обеспечивать вы кую скорость их перевозки;
использование разнообразных каналов связи при получении и пеп даче информации для эффективного управления товародвижением;
автоматизация технологии производимой продукции и сырья, ко троль движения вплоть до места потребления;
создание самостоятельных подра
1.3 Классификация видов транспорта
Классификация транспорта имеет многопозиционный характер, и это зависит от рассматриваемого аспекта. Основная классификация связана со средой, в которой осуществляется движение транспортных средств и потоков, а также со способом их перемещения и поддержки
Транспорт |
|||||||||||||
Дискретный |
Непрерывный |
||||||||||||
Наземный |
Водный |
Воздушный |
Трубопро- водный | ||||||||||
Автомо- бильный |
Морской |
Авиация |
Конвейер- ный | ||||||||||
Железно- дорожный |
Речной |
Вертолет- ный |
ЛЭП |
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»