Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа
Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.
Введение
Борьба с аварийностью на автомобильном транспорте предусматривает проведение комплекса мероприятий по улучшению условий движения, совершенствованию конструкции транспортных средств и их технического состояния, повышению квалификации и укреплению дисциплины водителей, организованности других участников движения. Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин ДТП и сопутствующих факторов.
Большинство дорожно-транспортных происшествий совершаются по вине водителей транспортных средств, их удельный вес в общем числе происшествий составляют около 75%. Дорожно-транспортные происшествия, вызванные неправильными действиями водителей, не только многочисленны, но и наиболее общественно опасны. Они влекут самые тяжкие последствия, причиняя обществу непоправимый ущерб.
Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД России, Главным управлением ГИБДД, другими службами и ведомствами, количество криминальных автопроисшествий не сокращается. Значительно остается количество дорожно-транспортных происшествий, с мест которых водители скрылись. Не все автодорожные преступления, повлекшие смерть потерпевшего, раскрыты.
В значительной степени это объясняется отсутствием должного взаимодействия подразделений следствия, ГИБДД, уголовного розыска, низким уровнем научно-технического обеспечения процесса раскрытия и расследования дорожно-транспортного происшествия. Серьезным недостатком остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся на раскрытии и расследовании данного вида преступлений, одной из причин которого является отсутствие достаточного количества справочной литературы по вопросам расследования дорожно-транспортных происшествий.
Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.
Целью дипломной работы является:
1. Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы
1.1. Литературный анализ нормативно-правовых положений
Обеспечение безопасного
движения на автомобильных дорогах
– комплексная
Основополагающее значение в области безопасности дорожного движения имеет Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1], осуществляющий единое правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое направлено на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.
Закон регламентирует основные термины,
принципы, государственную политику
в области обеспечения
Нормативным актом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории России, являются Правила дорожного движения Российской Федерации [3].
Важную группу нормативов составляют государственные стандарты (ГОСТы), устанавливающие технические требования по обеспечению безопасности дорожного движения и экологической безопасности. В ГОСТах регламентируются требования к техническим средствам организации дорожного движения (дорожным знакам, разметке, светофорам и т.д.), конструктивной безопасности транспортных средств, токсичным выбросам транспортных средств и уровню шума, производимого транспортными средствами.
В частности, ГОСТ Р 51709-2001 [4]регламентирует:
- требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
- предельно допустимые
значения параметров
- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Строительные нормы и правила (СНиП) содержат требования по обеспечению безопасности дорожного движения к автомобильным дорогам и искусственным сооружениям (мостам, путепроводам и т.п.).
Отраслевые нормативы по обеспечению безопасности дорожного движения (документы министерств и ведомств) затрагивают деятельность всех структур системы обеспечения безопасности дорожного движения: права и обязанности органов контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, функции и обязанности различных организаций транспортно-дорожного комплекса, должностных лиц по предупреждению ДТП, порядок учета ДТП, требования к медицинскому обеспечению, эксплуатации транспортных средств и т.д.
Международным нормативным документом в области организации дорожного движения является Конвенция о дорожном движении [8],в которой содержатся общие положения и термины по организации дорожного движения, требования к транспортным средствам, водителям, порядок выдачи и образцы водительских удостоверений и условия их использования.
Конвенция о дорожных знаках и сигналах [9]заключена в г. Вене 08.11.1968) регламентирует общие требования к дорожным знакам, сигналам, указателям, разметке дорог.
Конвенции являются документами, определяющими обязательные для выполнения требования подписавшими их сторонами. Помимо Конвенций, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН) разрабатывает Правила, Директивы и Определения, которые конкретизируют определенные требования к уровню безопасности дорожного движения.
1.2. Объекты, цели и задачи судебной автотехнической экспертизы
Судебная автотехническая экспертиза представляет собой область инженерно-транспортных и правовых знаний о закономерностях и методологиях формирования и развития научных основ автотехнической экспертизы, ее видов и подвидов, решения задач, возникающих в следственно-судебной практике.
Объектами исследования эксперта-автотехника являются автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и иные самоходные механизмы, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии, место ДТП, материалы (документы, вещественные доказательства, детали, механизмы и т.д.), представляемые в распоряжение эксперта [26], [30].
Данные об обстоятельствах ДТП, принятые за основу исследования, называются исходными данными.
Пособия для экспертов-автотехников приводят примерный перечень той информации о ДТП, которая представляется эксперту следователем или судом. Это:
- обстоятельства происшествия, описанные в представленных материалах дела;
- транспортные средства, их агрегаты, узлы и детали;
- сведения о дорожных
и погодных условиях, техническом
состоянии транспортных
- сведения, полученные
в результате следственных
- данные, содержащиеся в выводах других экспертов (трасологов, медиков, психологов).
Направленные эксперту материалы дела должны быть перечислены в постановлении (определении) о назначении экспертизы.
Эксперту не могут представляться материалы, не приобщенные к делу в установленном законном порядке.
Объекты экспертного исследования нельзя смешивать с исходными данными, которые частично представляются органом, назначившим экспертизу, а частично их выбирает сам эксперт. Так, эксперт-автотехник не ограничен в выборе научно-технических и справочных данных, содержащихся в научно-исследовательской и технической литературе. Он в праве самостоятельно использовать справочные сведения и технические нормативы, рекомендованные методики, а также содержащиеся в научных изданиях, ГОСТах, инструкциях и т.п. документов.
Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных его участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:
1.3. Организация и виды судебной автотехнической
экспертизы
Производство судебных
автотехнических экспертиз
Судебная автотехническая
Основанием для производства этого вида экспертизы служит постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда (постановление, определение судьи) о назначении экспертизы [38].
Судебная автотехническая экспертиза производится как сотрудниками экспертных учреждений, обладающими специальными познаниями в области судебной автотехники, прошедшими подготовку по судебной автотехнической экспертизе и получившими квалификацию судебного эксперта-автотехника, так и специалистами, не являющимися штатными сотрудниками этих учреждений. На экспертную деятельность внештатных сотрудников полностью распространяется требование Инструкции.
За нарушение порядка производства экспертизы и недобросовестное отношение к обязанностям эксперта виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Судебные автотехнические экспертизы производятся как в помещениях экспертных учреждений, так и вне их (на месте ДТП, в местах нахождения транспорта, зале судебного заседания).
С учетом предмета доказывания и специальных познаний автотехническая экспертиза может быть разделена на следующие виды:
Помимо приведенных
четырех видов экспертиз, широко
используемых в следственной и судебной
практике, в пособии для экспертов-
Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы