Сервисные услуги в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать мероприятия, организованные работниками турфирмы, связанные с подготовкой к походу.
Задачи работы:
1. Изучить специфику предоставления сервисных услуг в туризме.
2. Рассмотреть туриста как потребитель услуг.
3. Изучить основные этапы подготовки похода.
4. Дать характеристику организации и подготовки туристских самодеятельных походов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ В ТУРИЗМЕ 5
1.1. Специфика предоставления сервисных услуг в туризме 5
1.2. Турист как потребитель услуг 9
1.3. Турлидер и его значение для качественного предоставления туристских услуг 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 19
2.1. Основные этапы подготовки похода 19
2.2. Спортивные задачи похода и обеспечение безопасности его участников 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность турфирмы по организации самодеятельного туризма..doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы  - развитие  самодеятельного  туризма требует развитие  как теоретической, так и практической  подготовки  к  походу, обучении  основным  навыкам походной  жизни. В этой связи необходимой является деятельность турфирм.

Миллионы людей ежегодно отправляются в путешествия – пешком, на лыжах, на велосипедах, гребных лодках, плотах и др. Длительное время они находятся в полевых условиях, совершают переходы по незнакомой местности, иногда в неблагоприятных метеоусловиях. Туристская группа, как правило, изолирована десятками и сотнями километров от населенных пунктов и часто не может рассчитывать на постороннюю помощь.

Притягательность туризма  еще и в том, что он не только активный вид отдыха, способствующий физической закалке организма, но и один из самых интересных и полезных видов спорта.

Коллективные путешествия  и совместное преодоление естественных препятствий, неизбежно встречающихся на пути, способствуют развитию чувства товарищества, укрепляют дружбу, развивают смелость, выносливость, находчивость, учат быстро принимать правильные решения.

В развитии туризма немаловажную роль играют урбанизация и ускорение ритма нашей жизни. Высокое напряжение производственного труда и городской жизни в целом усиливают у трудящихся потребность в интересном и активном отдыхе. Именно в путешествиях и экскурсиях, в общении с природой, в смене впечатлений человек видит средство, противостоящее стрессам и напряжениям, которыми наполнена современная жизнь.

Росту туризма способствует и развитие транспорта, количественное его увеличение, повышение скорости движения и, как следствие, сокращение времени, необходимого для путешествия, обеспечение безопасности и удобств в пути.

Наконец, развитию туризма  способствует расширение материальной базы сферы услуг – создание сети туристских гостиниц, баз, кемпингов, значительный рост их емкости и улучшение бытового обслуживания, ведь природные, климатические условия сами по себе еще не гарантируют развитие туризма, их необходимо уметь использовать.

Подготовка к  походу  является  основой  всего  похода.

Объект  изучения – особенности организации самодеятельного похода.

Предмет изучения -  деятельность турфирмы  по подготовке похода.

Цель работы – исследовать  мероприятия, организованные работниками турфирмы,  связанные с подготовкой к походу.

Задачи  работы:

    1. Изучить специфику предоставления сервисных услуг в туризме.
    2. Рассмотреть туриста как потребитель услуг.
    3. Изучить основные этапы подготовки похода.
    4. Дать  характеристику организации и подготовки туристских самодеятельных походов.

Методы  работы – анализ и синтез отечественной литературы, периодических  изданий.

 

ГЛАВА 1. СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ В ТУРИЗМЕ

1.1. Специфика предоставления сервисных услуг в туризме

 

В отличие от путешествия  туризм – категория, испытывающая сильное влияние экономики, во многом определяющая его специфику. Как отмечает В. А. Квартальнов, «туризм проявляется во многих формах и аспектах, поэтому дать единственно точное и полное определение практически невозможно» [8, с. 108]. Тем не менее в разработанной им концепции туризма он полагает необходимым выделить основные причины, которые определяют актуальную необходимость концептуального определения туризма. К ним он относит следующие причины: изучение, анализ и прогнозирование развития туризма; потребность статистического исследования туризма как специфического феномена; распространение на туризм правовых и экономических льгот, предусмотренных законодательством.

Туризм как экономическое  явление охватывает спрос (турист), предложение (туристская индустрия) и туристский продукт, на который направлен интерес туриста.

Туризм – это ряд явлений и взаимоотношений в результате путешествий людей до тех пор, пока это не приводит к их постоянному пребыванию в определенном месте и не связано с получением ими какой-либо выгоды (дохода) [10, с. 89]. Таким образом, туризмом является временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. Кроме того, туризм выступает как особого рода деятельность, эффективное развитие которой определяется рядом экономических, политических и социальных факторов. Как отмечает В. А. Квартальнов, базовыми элементами понятия «туризм» являются:

– турист – субъект туризма, человек, стремящийся удовлетворить свои рекреационные потребности;

– туристский бизнес – вид предпринимательской деятельности по производству продуктов и услуг на туристском рынке в целях извлечения прибыли;

– сфера гостеприимства, в рамках которой туризм рассматривается как социокультурный и ментальный фактор, способствующий развитию региона [8, с. 117].

Остановимся более подробно на этих характеристиках, так как  именно они наиболее полно отражают сущность туризма как одной из перспективно развивающихся сфер деятельности.

Туризм – явление, ставшее массовым к середине XX в., получившее свое развитие в силу сложившейся в современном обществе политико-экономической ситуации.

Если задаться вопросом о том, почему именно к середине прошлого столетия туризм стал массовым, то ответ будет связан с изменением самого способа передвижения путешествующего – с воздушным транспортом. Именно использование самолетов позволяет туристам быстро преодолевать расстояния от места своего постоянного проживания до места отдыха.

Существенным условием развития туризма стала практика получения ежегодного короткого (в среднем 2...3 недели) или более продолжительного отпуска.

По статистике, наибольшую долю занимает туризм выходного дня (продолжительность 2...3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (продолжительность 6...7 дней), значительно меньшую долю занимают 8... 12-дневные туры.

Для туризма важно  определить категорию места проживания. Туризм предусматривает выезд людей  с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в туристских целях.

Определение периода  свободного времени исходит из общего понимания туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой.

Важнейшей категорией является цель туризма, которая позволяет четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма.

Выделяются следующие  главные цели туризма:

– развлекательные;

– рекреационные;

– познавательные;

– ознакомительные.

Вторыми по значимости являются цели:

– оздоровительные и лечебные;

– профессионально-деловые;

– гостевые [7, с. 44].

Туризм – это важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку отелей, гостиниц, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др.

В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения туризм разделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм – временный выезд граждан определенной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.

Международный туризм – систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации и за рубежом.

Имеет место также  понятие национальный туризм – совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.

По способу организации  различают плановый и самодеятельный туризм.

Плановый туризм – любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма – туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он 5 июля 1841 г. осуществил продажу пакета туристских услуг, включающих перевозку по железной дороге, экскурсии и питание на маршруте из Лейстера в Лафборо.

Самодеятельный туризм – специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.

Таким образом, туризм – явление, ставшее массовым к середине XX в., получившее свое развитие в силу сложившейся в современном обществе политико-экономической ситуации. Самодеятельный туризм – специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе.

1.2. Турист как потребитель услуг

 

В настоящее время в международной практике используется определение туризма Международной конференции по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.), одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН, согласно которому турист – это посетитель, т. е. лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 мес с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте [4, с. 102].

Предложенная дефиниция  позволила более четко выделить ту часть путешествующих лиц, которая выступает объектом статистических исследований в туризме. Это понятие рекомендуется использовать в качестве ключевого в статистике туризма. Оно распространяется наряду с туристами и на экскурсантов (однодневные посетители), которым присущи общие признаки. Различия, имеющиеся между ними, не затрагивают существа явления, поэтому экскурсионные поездки все чаще рассматриваются как частный случай туризма и отражаются в туристских статистических справочниках. Выделяются три главных признака, позволяющие объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и одновременно отличить от других путешествующих лиц: перемещение за пределы обычной среды, продолжительность пребывания в месте назначения и цель (мотив) поездки.

Перемещение за пределы  обычной среды – первый критерий классификации путешественников. Термин «обычная среда» был введен в оборот на Оттавской конференции для того, чтобы исключить из числа посетителей людей, ежедневно совершающих поездки из дома на работу (учебу) и обратно. Они не покидают обычной среды и не считаются туристами.

Обычная среда включает объекты в непосредственной близости от местожительства человека вне зависимости от частоты их посещения. Концепция обычной среды вызывает жаркие споры среди специалистов. Дискуссионными остаются определение самого понятия и, что особенно важно для статистики, пороговые значения расстояния, которое необходимо покрыть, чтобы считаться посетителем, и частота посещения объекта. Они существенно различаются по странам и требуют специальных поправок в каждом конкретном случае.

Продолжительность пребывания – второй критерий выделения статистической совокупности посетителей. Он вводится в развитие концепции обычной среды и позволяет отличить туристов и экскурсантов от резидентов. Продолжительность пребывания ограничивается 12 мес, после чего посетитель переходит в категорию постоянных жителей и не учитывается в статистике туризма.

В случае возвращения  на прежнее местожительство с  краткосрочным визитом (например, чтобы навестить родных и близких) это лицо регистрируется как посетитель данной территории. В Испании и Италии – ведущих принимающих туристских странах Южной Европы – эмигранты, приезжающие на родину, составляют большую часть въездного туристского потока.

Цель {мотив) поездки – третий признак посетителей. В отличие от других путешественников ими движут туристские мотивы, которые в официальных документах и научной литературе трактуются очень широко. Для удобства статистического учета посетителей по рекомендации ВТО туристские цели были объединены в несколько блоков: досуг, рекреация, отдых; посещение родственников и знакомых; деловые и профессиональные цели (участие в деловых встречах, конференциях, конгрессах и т.д.); лечение; поклонение религиозным святыням (паломничество); прочие туристские цели.

Классификация по целям (мотивам) поездки отражает разную экономическую природу двух категорий мигрантов. Особенности каждой из них становятся совершенно очевидными в случае выезда за границу. С экономической точки зрения лица, получившие рабочие места за рубежом, являются производителями товаров и услуг, т.е. валового внутреннего продукта, иностранного государства. За свой труд они получают вознаграждение – определенную денежную сумму, которую переводят на родину. Поэтому в финансовом отношении оплачиваемая деятельность иностранных граждан сопряжена с оттоком валюты (расходами) из страны их временного пребывания и поступлениями (доходом) для страны их постоянного проживания. В отличие от производителей материальных благ и услуг как категории путешествующих лиц посетители являются потребителями национального продукта. Те денежные средства, которые туристы и экскурсанты расходуют на поездки, делают их потребителями.

Информация о работе Сервисные услуги в туризме