Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 20:36, реферат
Воинская служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также пограничных войсках Федеральной пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в Железнодорожных войсках, Федеральных органах государственной охраны, службе внешней разведки РФ и т.д.1
Введение
Воинская служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также пограничных войсках Федеральной пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в Железнодорожных войсках, Федеральных органах государственной охраны, службе внешней разведки РФ и т.д.1
Конституция страны устанавливает, что защита Отечества является долгом обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59).
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция РФ, федеральные законы «О воинской обязанности и воинской службе» от 28 марта 1998г., «О статусе военнослужащих» от 27 марта 1998г., общевоинские уставы Вооруженных сил РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В наше время данная проблема очень актуальна в связи с негативным отношениям к военной службе и военнослужащим в частности.
Большинство норм УК РФ имеет универсальный характер: опросы ответственности за совершение преступлений, как правило, решаются одинаково независимо от того, в какой сфере общественной жизни они совершены. При этом специальная сфера военно-служебных отношений не выделяется. Так, нормы о преступлениях против собственности защищают имущественные интересы всех физических и юридических лиц, в том числе воинских частей; нормы о соучастии в преступлении одинаково применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужащие на равных с другими заключенными условиях отбывают наказание в виде лишения свободы и т.д. Однако существует ряд норм УК, которые либо полностью выражают исключительные интересы военной службы, либо выделяют эти интересы среди других. Эти нормы образуют некоторую систему, которую можно условно назвать военно-уголовным законодательством2.
Основанием для специального выделения в УК интересов военной службы является особый характер военно-служебной деятельности. Согласно ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (принят 6 марта 1998 г.) военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженный Силах РФ, других войсках, службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности и других органах3. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. К решению этих задач, осуществляемых с использованием средств вооруженной борьбы, могут привлекаться и другие войска и воинские формирования, предусмотренные законом.
Особый характер военно-служебной деятельности в сочетании с ее исключительной опасностью и обязательностью обусловливает необходимость выделения интересов военной службы в самостоятельный объект уголовно-правовой охраны, использования уголовного права как средства принуждения к соблюдению установленного порядка прохождения военной службы и решения, по возможности, специальных воинских задач исправления военнослужащих, совершивших преступления, предупреждения с их стороны новых общественно опасных деяний, т.е. всего того, что образует содержание военно-уголовного законодательства4.
Военно-уголовное законодательство в УК РФ специально в полном объеме не выделено, в нем предусмотрен лишь отдельный раздел (XI) и одноименная с ним глава (33), в которых содержатся нормы, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы. Эти нормы образуют основу военно-уголовного законодательства, но не исчерпывают его; в УК имеются и иные нормы, содержащиеся в других разделах, выражающие и выделяющие интересы военной службы. Объединение их в единую систему имеет определенные практические цели. В частности, их системный анализ позволяет установить степень полноты и непротиворечивости уголовно-правовой защиты интересов военной службы, оценить возможности уголовно-правовых средств в решении задач обеспечения боевой способности войск, создать уголовно-правовую основу для организации и проведения мероприятий по предупреждению преступлений в сфере военной службы, вырабатывать рекомендации по применению судами норм военно-уголовного законодательства и т.д.
Система военно-уголовного законодательства отражает структуру интересов военной службы. Под интересами военной службы понимается потребность обеспечения Вооруженных Сил и иных государственных воинских формирований всем необходимым для обеспечения выполнения стоящих перед ними задач, связанных с вооруженной защитой страны. Это потребности строгого соблюдения порядка прохождения военной службы военнослужащими, комплектования войск, исключения противодействия военной службе и др5.
Основной блок военно-уголовного законодательства — статьи Особенной части УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы (гл. 33). Эти преступления нарушают порядок прохождения военной службы, они непосредственно посягают на боевую готовность войск, что объясняет их особый характер и исключительную общественную опасность. Они либо имеют исключительно военный характер, не совпадая с какими-либо общеуголовными составами (например, дезертирство — ст. 338 или нарушение уставных правил караульной службы — ст. 342 УК), либо являются относительно воинскими, имея сходство с некоторыми общеуголовными преступлениями, но представляя повышенную опасность в условиях военной службы (например, насильственные действия в отношении начальника — ст. 334 УК). Анализ этих преступлений содержится в главе II настоящего Пособия.
На порядок прохождения военной службы могут посягать и другие преступления, не охватываемые главой 33. Так, совершение военнослужащим кражи военного имущества, убийство им своего начальника в связи с исполнением погибшим обязанностей военной службы и некоторые другие нарушают порядок прохождения военной службы, поскольку нарушают обязанности, предусмотренные воинскими уставами. Общественная опасность этих преступлений по своему характеру охватывается соответствующими общеуголовными нормами (в приведенных примерах речь идет о ст. 158, 105 УК), однако по своему содержанию они являются воинскими право- нарушениями и потому включаются в систему военно-уголовного законодательства. Краткая характеристика этих преступлений дается в главе III.
Необходимо подчеркнуть, что это единственный вид преступлений, общее понятие которых традиционно содержалось во всех Уголовных кодексах России. Понятию преступлений против военной службы посвящена и ст. 331 действующего УК РФ, в части первой которой дано определение родового и видового объектов преступления, время совершения и субъекта преступления.
Из содержания этой уголовно-правовой нормы видно, что родовой и видовой объекты преступлений совпадают — это установленный порядок прохождения военной службы. Этот порядок имеет строгую правовую регламентацию: Конституция РФ, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, соответствующие наставления, инструкции.
Непосредственные объекты конкретных преступлений связаны со спецификой той либо иной стороны порядка прохождения военной службы. С учетом особенностей непосредственных объектов преступления против военной службы подразделяются на следующие группы:
1) посягательства на порядок подчиненности, например, неисполнение приказа, насильственные действия в отношении начальника и др.;
2) посягательства на уставные взаимоотношения между военнослужащими (так называемая дедовщина) при отсутствии между ними отношений подчиненности, оскорбление военнослужащего;
3) посягательства на
4) посягательства на порядок несения специальных служб, например, нарушение правил боевого дежурства, нарушение правил несения пограничной службы и др.;
5) посягательства на
В данной работе будет рассмотрена группа преступлений против военной службы – нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.
При изучении данного вопроса были решены следующие задачи:
-изучено понятие военной
-изучено понятие и особенности преступлений против военной службы;
-рассмотрено нарушение
-изучены виды наказаний за
нарушение уставных правил
-сделаны выводы.
Основным источником изучения данного вопроса стал Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля 2004 г.), а также Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г., 11 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 4 ноября 2004 г.).
Общая характеристика преступлений против военной службы
Преступления против военной службы, согласно ст. 331 УК РФ, – это предусмотренные статьями главы 33 УК РФ преступления против прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов6.
Уголовную ответственность в соответствии со статьями гл. 33 УК РФ несут также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ (ч. 2 ст. 331 УК ).
В гл. 33 УК РФ не предусмотрена ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке. Уголовная ответственность за подобные преступления, в соответствии с ч. 3 ст. 331 УК РФ, определяется законодательством РФ военного времени.
Военная служба – это особый вид федеральной
государственной службы, исполняемой
гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также
в пограничных войсках Федеральной пограничной
службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных
войсках РФ, войсках Федерального агентства
правительственной связи и информации
при Президенте РФ, войсках гражданской
обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных
воинских формированиях при федеральных
органах исполнительной власти, Службе
внешней разведки РФ, органах федеральной
службы безопасности РФ, федеральных органах
правительственной связи и информации,
федеральных органах государственной
охраны, федеральном органе обеспечения
мобилизационной подготовки органов государственной
власти РФ и создаваемых на военное время
специальных формированиях7.
Установленный порядок прохождения военной
службы – это порядок исполнения обязанностей
военной службы, определяемый Федеральным
законом «О воинской обязанности и военной
службе» от 28 марта 1998 г., другими федеральными
законами, Положением о порядке прохождения
военной службы и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются УК РФ, УИК РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ8.
Формы исполнения обязанностей военной
службы определяются в соответствии со
ст. 37 Федерального закона РФ «О воинской
обязанности и военной службе».
Вооруженные Силы РФ составляют Министерство
обороны и подчиненные ему Сухопутные
войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской
Флот, Войска противовоздушной обороны,
Ракетные войска стратегического назначения,
Военно-Космические Силы.
Другие войска РФ – Пограничные войска ФПС РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны9.
Воинские формирования РФ – инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Преступления, предусмотренные в гл. 33 УК РФ, имеют своим типовым и одновременно родовым объектом общественные отношения, обеспечивающие урегулированный нормами права порядок прохождения военной службы. К числу нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие названные отношения, следует отнести: Конституцию РФ, Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996 г., «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г. – уточнить последнюю редакцию; общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ 1993 г. и другие нормативные акты. Где сноски???
Под порядком прохождения военной службы следует понимать совокупность воинских правоотношений. Этот порядок включает в себя: отношения, складывающиеся между военнослужащими, вт. ч. отношения подчиненности (уставные взаимоотношения); отношения, обеспечивающие соблюдение воинской чести; отношения, обеспечивающие выполнение конституционной воинской обязанности по прохождению военной службы; отношения, обеспечивающие несение специальных служб, дежурств и патрулирования; отношения, обеспечивающие сбережение военного имущества; отношения, обеспечивающие безопасные условия обращения с оружием, а также безопасные управление и эксплуатацию военной техники (машин, летательных аппаратов и кораблей).
Информация о работе Общая характеристика преступлений против военной службы