Органы прокуратуры в системе государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие и рассмотреть развитие органов прокуратуры;
- дать краткую характеристику прокуратуры в Республике Беларусь и проанализировать основные принципы ее деятельности;
- охарактеризовать место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие системы органов прокуратуры и их развитие в Республике Беларусь 5
1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь 5
1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь 7
2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 13
2.1 Классификация принципов деятельности прокуратуры 13
2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры 14
3. Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов 20
3.1 Специфика деятельности органов прокуратуры 20
3.2 Роль прокуратуры в системе ветвей власти 22
Заключение 30
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2012.docx

— 74.23 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение 3

1. Понятие системы органов прокуратуры и их развитие в Республике Беларусь   5

     1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь 5

     1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь 7

2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 13

     2.1 Классификация принципов деятельности прокуратуры 13

     2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры 14

3. Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов 20

     3.1  Специфика деятельности органов прокуратуры 20

     3.2 Роль прокуратуры в системе ветвей власти 22

Заключение 30

Список использованных источников 32

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Прокуратура в Республике Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление  особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов[5, c. 67].

Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение  верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов  хозяйствования, учреждений и организаций, общественных объединений.

Под направлениями деятельности прокуратуры  следует понимать те пути, по которым  Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры  осуществляют надзор за исполнением  законов, достигают цели, выполняют  возложенные на них задачи [11, .c 98].

Прокуратура Республики Беларусь действует  по следующим направлениям:

- надзор за точным и  единообразным исполнением законов  республиканскими, местными органами  государственного и хозяйственного  управления и контроля, местными  Советами депутатов и иными  органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами  хозяйствования независимо от  принадлежности и форм собственности,  учреждениями и организациями,  политическими партиями, иными общественными  и религиозными объединениями,  должностными лицами и гражданами (общий надзор);

- надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за соответствием  закону судебных решений по  гражданским и уголовным делам,  делам об административных правонарушениях;

- надзор за исполнением  законов в местах содержания  задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и  иных мер принудительного характера,  назначаемых судом;

- расследование преступлений  в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным  законом;

- участие в рассмотрении  дел судами, поддержание государственного  обвинения.

Направления деятельности прокуратуры  неравнозначны и могут быть классифицированы на три вида. Первый вид, включающий первые четыре направления, представляют отрасли прокурорского надзора. Второй вид включает пятое направление, характерное для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Третий вид составляют два важнейших участка работы - участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения [24, c. 67].

Тема курсовой работы: «Органы прокуратуры в системе государственной власти».

Объектом исследования в курсовой работе является нормативные правовые акты, регулирующие деятельность и взаимодействие прокуратуры Республик Беларусь с другими ветвями государственной власти.

Предметом исследования курсовой работы являются положение прокуратуры  Республики Беларусь в системе органов власти и их взаимодействие.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- дать  понятие и рассмотреть развитие  органов прокуратуры;

- дать краткую характеристику прокуратуры в Республике Беларусь  и проанализировать основные принципы ее деятельности;

- охарактеризовать  место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов.

Характеристика источников для  написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь; во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных изданиях; в-третьих, специальная литература.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как  общенаучные, так и частнонаучные  методы исследования. Среди общенаучных  методов наиболее приемлемыми явились  методы эмпирической обработки данных. Применялся системно-структурный метод  изучения темы. Также использовались формально-юридический метод, метод  сравнительного правоведения.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение, список использованных источников.

 

 

1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ  ПРОКУРАТУРЫ И ИХ РАЗВИТИЕ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь

 

26 июня 1922 года третья сессия ЦИК Белорусской ССР с целью осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах борьбы с преступностью приняла Положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру [11, c. 34].

В ее компетенцию входило осуществление от имени государства надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан. Надзор осуществлялся при помощи опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения уголовного преследования, проверки законности действий органов следствия и дознания. На прокуратуру возлагался надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный комиссар юстиции, который был подотчетен перед Президиумом ЦИК БССР [2. с. 32].

В непосредственном подчинении Прокурора  республики находился входящий в  состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры. Местными органами Прокуратуры республики являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры. Положение о прокурорском надзоре БССР в основном было аналогично Положению РСФСР. Согласно Положению  о прокурорском надзоре БССР прокуроры  участвовали в распорядительных заседаниях судов, поддерживали в суде обвинение, имели право опротестования приговоров и определений в кассационном порядке и в порядке высшего  судебного контроля.

В течение 1923 года органы прокуратуры  республики были окончательно сформированы и проводили в центре и на местах большую работу по укреплению законности и борьбе с преступностью.

Для усиления борьбы с преступностью  на транспорте и обеспечения более  квалифицированного надзора за законностью  в этой сфере народного хозяйства  постановлением ЦИК и СНК БССР в системе Прокуратуры республики была создана транспортная прокуратура. Она осуществляла надзор за законностью  на предприятиях железнодорожного транспорта республики [14, c. 56].

С учреждением в 1933 году Прокуратуры  СССР полная централизация органов  прокуратуры страны была достигнута не сразу. В Белоруссии  прокуратура  еще находилась в системе Народного  Комиссариата Юстиции. Прокурор республики одновременно являлся и наркомом юстиции. После принятия постановления  ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года прокуроры союзных республик  были выделены из системы НКЮ и  полностью подчинены непосредственно  Прокурору СССР. В ноябре 1936 года структура органов прокуратуры  была приведена в соответствие с  теми прокурорскими функциями, которые  на нее возлагались. Были созданы  отделы: общего надзора, по надзору  за следствием, по судебному надзору  по уголовным и гражданским делам, по спецделам, по надзору за местами  заключения, по жалобам [3, c. 56].

В Положении о прокурорском надзоре  в СССР, утвержденном Президиумом  Верховного Совета СССР 24 мая 1955г., нормы  прокурорского надзора были в  значительной мере кодифицированы и  получили свое развитие. Положение  не только определяло общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором, не только регулировало деятельность прокуратуры по обеспечению законности во всех сферах государственной и  общественной жизни, но и регламентировало формы и методы работы по общему надзору и другим отраслям прокурорского  надзора. Положение определяло правовые средства осуществления прокурорского  надзора. Исключительно важное значение имеет закрепление в Положении  принципа подзаконности самого прокурорского  надзора [30, c. 78].

Принятые в 1958–1962 годах Основы уголовного судопроизводства и Основы гражданского судопроизводства, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы  союзных республик наделили прокурора  рядом дополнительных по сравнению  с Положением о прокурорском надзоре  в СССР полномочий для осуществления  надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском  судопроизводстве. Вместе с тем ст.20 Основ уголовного судопроизводства и ст.14 Основ гражданского судопроизводства возложили на него обязанность во всех стадиях судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом  меры к устранению всяких нарушений  закона, от кого бы эти нарушения  ни исходили [4, c. 78].

11 июля 1969 года Верховный Совет  СССР принял Основы исправительно-трудового  законодательства Союза ССР и  союзных республик. В этом союзном  законе прокурорскому надзору  посвящен ряд норм, содержание  которых свидетельствует о возросшем  значении прокурорского надзора  за соблюдением законов при  исполнении наказания к лишению  свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы. Статья 104 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятых Верховным Советом СССР 15 июля 1970 года, предусматривала, что контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы, Советы депутатов трудящихся и ряд других органов. Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами возлагался на Генерального Прокурора СССР. За годы, прошедшие после принятия Положения о прокурорском надзоре, в общественном развитии и соответственно в законодательстве страны произошли существенные изменения, напрямую связанные с распадом СССР и образованием независимой суверенной Республики Беларусь [31, c. 67].

Становление и развитее системы  прокуратуры в Республике Беларусь прошло длительный этап и схоже с  развитием в других постсоветских  странах, но тем не менее имеет  специфику, связанную с особенностями  экономического, политического развития.

1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь

 

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 определяет, что прокуратура Республики Беларусь составляет единую и централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь [7, c. 134]. Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», детализируя это понятие, определяет основные принципы организации и деятельности прокуратуры. Согласно ст. 1 и 5 Закона органы прокуратуры Республики Беларусь:

  1. составляют единую и централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами;
  2. действуют на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора [31, с. 65].

Строгое и последовательное соблюдение этих принципов позволяет прокуратуре  успешно выполнять стоящие перед  ней задачи по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов в стране.

В систему  прокуратуры Республики Беларусь входят: Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов  в городах, городов, межрайонные  и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные  прокуратуры, а также иные государственные  организации, созданные в системе  органов прокуратуры по решению  Президента Республики Беларусь [15, c. 89].

Создание, реорганизация и ликвидация органов  прокуратуры осуществляются Президентом  Республики Беларусь по представлению  Генерального прокурора Республики Беларусь.

Так, например, Указом Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006г. № 482 «О создании государственного учреждения» создан Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь, который входит в систему  органов прокуратуры, является юридическим  лицом и непосредственно подчиняется  Генеральному прокурору Республики Беларусь. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры  утверждается Президентом Республики Беларусь. Структура и штатное  расписание органов прокуратуры  утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных  ассигнований и установленной численности  органов прокуратуры. Органы прокуратуры, как и органы власти, организуются в соответствии с административно-территориальным  устройством Республики Беларусь [28, c. 98].

Информация о работе Органы прокуратуры в системе государственной власти