Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:37, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие и рассмотреть развитие органов прокуратуры;
- дать краткую характеристику прокуратуры в Республике Беларусь и проанализировать основные принципы ее деятельности;
- охарактеризовать место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов.
Введение 3
1. Понятие системы органов прокуратуры и их развитие в Республике Беларусь 5
1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь 5
1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь 7
2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 13
2.1 Классификация принципов деятельности прокуратуры 13
2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры 14
3. Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов 20
3.1 Специфика деятельности органов прокуратуры 20
3.2 Роль прокуратуры в системе ветвей власти 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие системы органов прокуратуры и их развитие в Республике Беларусь 5
1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь 5
1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь 7
2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 13
2.1 Классификация принципов деятельности прокуратуры 13
2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры 14
3. Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов 20
3.1 Специфика деятельности органов прокуратуры 20
3.2 Роль прокуратуры в системе ветвей власти 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Прокуратура в Республике
Беларусь – это система органов,
на которые Конституцией Республики
Беларусь возложено осуществление
особой формы государственной
Деятельность прокуратуры
Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи [11, .c 98].
Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:
- надзор за точным и
единообразным исполнением
- надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
- надзор за соответствием
закону судебных решений по
гражданским и уголовным делам,
- надзор за исполнением
законов в местах содержания
задержанных, предварительного
- расследование преступлений
в случаях, предусмотренных
- участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.
Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть классифицированы на три вида. Первый вид, включающий первые четыре направления, представляют отрасли прокурорского надзора. Второй вид включает пятое направление, характерное для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Третий вид составляют два важнейших участка работы - участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения [24, c. 67].
Тема курсовой работы: «Органы прокуратуры в системе государственной власти».
Объектом исследования в курсовой работе является нормативные правовые акты, регулирующие деятельность и взаимодействие прокуратуры Республик Беларусь с другими ветвями государственной власти.
Предметом исследования курсовой работы являются положение прокуратуры Республики Беларусь в системе органов власти и их взаимодействие.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать
понятие и рассмотреть
- дать краткую характеристику прокуратуры в Республике Беларусь и проанализировать основные принципы ее деятельности;
- охарактеризовать место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов.
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь; во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных изданиях; в-третьих, специальная литература.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. Применялся системно-структурный метод изучения темы. Также использовались формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
26 июня 1922 года третья сессия ЦИК Белорусской ССР с целью осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах борьбы с преступностью приняла Положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру [11, c. 34].
В ее компетенцию входило осуществление от имени государства надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан. Надзор осуществлялся при помощи опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения уголовного преследования, проверки законности действий органов следствия и дознания. На прокуратуру возлагался надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный комиссар юстиции, который был подотчетен перед Президиумом ЦИК БССР [2. с. 32].
В непосредственном подчинении Прокурора республики находился входящий в состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры. Местными органами Прокуратуры республики являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры. Положение о прокурорском надзоре БССР в основном было аналогично Положению РСФСР. Согласно Положению о прокурорском надзоре БССР прокуроры участвовали в распорядительных заседаниях судов, поддерживали в суде обвинение, имели право опротестования приговоров и определений в кассационном порядке и в порядке высшего судебного контроля.
В течение 1923 года органы прокуратуры республики были окончательно сформированы и проводили в центре и на местах большую работу по укреплению законности и борьбе с преступностью.
Для усиления борьбы с преступностью
на транспорте и обеспечения более
квалифицированного надзора за законностью
в этой сфере народного хозяйства
постановлением ЦИК и СНК БССР
в системе Прокуратуры
С учреждением в 1933 году Прокуратуры
СССР полная централизация органов
прокуратуры страны была достигнута
не сразу. В Белоруссии прокуратура
еще находилась в системе Народного
Комиссариата Юстиции. Прокурор республики
одновременно являлся и наркомом
юстиции. После принятия постановления
ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года
прокуроры союзных республик
были выделены из системы НКЮ и
полностью подчинены
В Положении о прокурорском надзоре в СССР, утвержденном Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955г., нормы прокурорского надзора были в значительной мере кодифицированы и получили свое развитие. Положение не только определяло общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором, не только регулировало деятельность прокуратуры по обеспечению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, но и регламентировало формы и методы работы по общему надзору и другим отраслям прокурорского надзора. Положение определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора. Исключительно важное значение имеет закрепление в Положении принципа подзаконности самого прокурорского надзора [30, c. 78].
Принятые в 1958–1962 годах Основы
уголовного судопроизводства и Основы
гражданского судопроизводства, уголовно-процессуальные
и гражданско-процессуальные кодексы
союзных республик наделили прокурора
рядом дополнительных по сравнению
с Положением о прокурорском надзоре
в СССР полномочий для осуществления
надзора за соблюдением законности
в уголовном и гражданском
судопроизводстве. Вместе с тем ст.20
Основ уголовного судопроизводства
и ст.14 Основ гражданского судопроизводства
возложили на него обязанность во
всех стадиях судопроизводства своевременно
принимать предусмотренные
11 июля 1969 года Верховный Совет
СССР принял Основы
Становление и развитее системы прокуратуры в Республике Беларусь прошло длительный этап и схоже с развитием в других постсоветских странах, но тем не менее имеет специфику, связанную с особенностями экономического, политического развития.
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 определяет, что прокуратура Республики Беларусь составляет единую и централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь [7, c. 134]. Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», детализируя это понятие, определяет основные принципы организации и деятельности прокуратуры. Согласно ст. 1 и 5 Закона органы прокуратуры Республики Беларусь:
Строгое
и последовательное соблюдение этих
принципов позволяет
В систему
прокуратуры Республики Беларусь входят:
Генеральная прокуратура
Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.
Так, например,
Указом Президента Республики Беларусь
от 3 августа 2006г. № 482 «О создании государственного
учреждения» создан Научно-практический
центр проблем укрепления законности
и правопорядка Прокуратуры Республики
Беларусь, который входит в систему
органов прокуратуры, является юридическим
лицом и непосредственно
Информация о работе Органы прокуратуры в системе государственной власти