Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью крайне важна в правом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.
Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Содержание

Введение.
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении
1.2 Состояние законности и результаты деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа

по дисциплине уголовно-процессуальное право

на тему:

«Полномочия прокурора на досудебных стадиях  уголовного судопроизводства»

План

Введение.

Глава 1. Организация  прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела

1.1 Полномочия прокурора  при приеме, регистрации и разрешении  сообщений о преступлении

1.2 Состояние законности  и результаты деятельности прокурора  в стадии возбуждения уголовного  дела

Глава 2. Организация  прокурорского надзора в стадии предварительного расследования

2.1 Прокурорский  надзор – важная гарантия законности  при расследовании преступлений

2.2 Полномочия прокурора  по надзору за процессуальной  деятельностью следователя и  дознавателя

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность  темы исследования. Борьба с преступностью крайне важна в правом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.

Вместе с тем, как отмечается в послании Президента российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, поступает  огромное число жалоб на необоснованное насилие и произвол при возбуждении  уголовных дел, при следствии  и в судебном разбирательстве. В  этой связи важнейшей государственной  задачей Президент Российской Федерации  считает совершенствование работы правоохранительных органов, в том  числе и прокуратуры, а также  борьбу с коррупцией.

Дискуссия по проблеме процессуальных функций прокурора  на досудебных стадиях ведется давно, не получила она завершение и после  принятия в 2001 году Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации. Если исходить из исторических традиций, а  также современного законодательства, то прокуратура остается многофункциональным  органом, осуществляющим на досудебном производстве и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и уголовное преследование. Однако оптимальное определение границ выполнения этих функций прокурором в настоящий момент особенно важно. Прокурорский надзор является наиболее традиционной для отечественного уголовного судопроизводства формой обеспечения  законности уголовно-процессуальной деятельности на досудебных стадиях, однако с принятием  УПК РФ и внесением в него изменений  Федеральным законом 87 от 05 июня 2007 года рамки других форм процессуального  контроля (руководителя следственного  органа) значительно расширились. Очевидно такое перераспределение полномочий прокурорского надзора было вызвано нецелесообразностью совмещения в одном органе сразу нескольких функций.

Указанные обстоятельства обусловили выбор темы дипломной  работы, определили его объект, предмет, цели и задачи.

Объектом  исследования является комплекс правоотношений, складывающихся на досудебных стадиях между прокурором и другими участниками уголовного судопроизводства при осуществлении прокурором своих полномочий.

Предмет исследования составляют конституционные, уголовно-процессуальные нормы, нормы, закрепленные в иных федеральных законах, регламентирующих полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, ведомственных нормативных актах, теоретические разработки, касающиеся осуществления прокурором своих полномочий.

Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Для достижения этой цели были поставлены и разрешены  следующие задачи:

-сформулировать понятие законности в досудебных стадиях уголовного процесса;

-сформулировать понятие полномочия прокурора в досудебной стадии уголовного судопроизводства;

-проанализировать  состояние законности и деятельность  прокурора в стадии возбуждения  уголовного дела;

-определить роль  прокурорского надзора как важную  гарантию законности при расследовании  преступлений;

-исследовать действующие  полномочия прокурора по надзору  за органами, осуществляющими предварительное  следствие и дознание;

-разработать предложения  и рекомендации по совершенствованию  прокурорского надзора на досудебных  стадиях уголовного судопроизводства, в целях защиты прав и законных  интересов личности.

Методологической  основой написания работы послужили положения диалектики, философский знания, определяющие основные требования к научным теориям. В ходе написания использовались все доступные современной юридической науке методы научного исследования (системный, сравнительно-правовой, статистический и логико-юридический).

Сделанные выводы базируются на положениях Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном законодательстве, законодательстве о прокуратуре, ведомственных  нормативных актах, решениях Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  и др.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, включающих в  себя 4 параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава 1. Организация  прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела

1.1 Полномочия  прокурора при приеме, регистрации  и разрешении сообщений о преступлении

Принятие сообщения  о преступлении состоит из двух взаимосвязанных  элементов: приема и регистрации. В  соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ прием сообщения о преступлении представляет собой получение в официальном порядке дознавателем, органом дознания, следователем исходящей от граждан, должностных лиц или организаций информации о совершенном или готовящемся преступном деянии.

В УПК РФ термин "регистрация" как элемент рассмотрения сообщения  о преступлении не указан; о регистрации  сообщения о преступлении речь идет лишь как о предмете прокурорского  надзора вп.1 ч.2 ст. 37 УПК РФ, широко используется понятие и в ведомственных  нормативных актах.

Практический смысл  разделения "приема" и "регистрации" очевиден: должностное лицо может  получить заявление, но не зарегистрировать или зарегистрировать не по установленным  правилам. Поэтому закрепленные в  ч.1 ст. 144 УПК РФ "регистрация" в качестве этапа рассмотрения сообщения о преступлении способствовало бы укреплению законности в стадии возбуждения уголовного дела.

Прежде чем перейти  к непосредственному исследованию реализации полномочий прокурора при  приеме и регистрации сообщений  о преступлениях прокурором, важно  уделить внимание собственно сообщению  о преступлении, характеристике его  как повода для возбуждения уголовного дела, определение видов сообщений.

Поводы для возбуждения  уголовного дела перечисляются в  ч.1 ст. 140 УПК РФ. Существует мнение, что источники информации о преступлении служат поводами к возбуждению уголовного производства, а поводами к возбуждению уголовного дела такие заявления и сообщения становятся лишь после соответствующего процессуального оформления, регистрации и проверки . Вряд ли возможно с этим согласиться, поскольку, исходя из ст. 141-143 УПК РФ, оформление и регистрация являются неотъемлемыми атрибутами поводов для возбуждения уголовного дела. Без этого невозможно не только возбуждение уголовного дела, но и производство предварительной проверки поступившего сообщения.

УПК РФ предусмотрены  три вида сообщений о преступлении -заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о преступлении, полученное из иных источников.

Важнейшим требованием, которое предъявляется к поводам  для возбуждения уголовного дела, является известность лица, сделавшего или составившего сообщение о  преступлении: анонимное заявление  о преступлении не могут служить  поводом для возбуждения уголовного делаІ. (ч.7 ст. 141 УПК РФ).

По сложившейся  практике анонимные письма, содержащие данные о готовящихся или совершенных  преступлениях, по решению прокурора  или его заместителя передаются без регистрации в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в целях использования для  пресечения или раскрытия преступлений.

Тем не менее, существует мнение о необходимости признания  в качестве повода для возбуждения  уголовного дела анонимного заявления, если из него усматривается совершение преступления или приготовление  к его совершению. Причины по которым заявители не подписывают сообщения, различны, и часто это происходит из-за боязни оказания воздействия со стороны лиц, совершивших преступление.

Исходя из п. 43 ст.5, ст.ст.141-144 УПК РФ, заявление о  преступлении - это сообщение о  любом совершенном или готовящемся  преступлении, отвечающее требованиям, предусмотренным ст. 141 УПК РФ. Соблюдение таких требований направлено на обеспечение  достоверности обстоятельств и  фактов, которые указывают на признаки преступления.

Явка с повинной представляет собой добровольное сообщение  лица о совершенном им преступлении (ч. 1 ст. 142 УПК РФ). Явка с повинной возможна, прежде всего, при оценке заявителем содеянного именно как преступления (а не иного правонарушения), а так же при обнаружении признаков преступления уполномоченными законом органами и должностными лицами.

Лицо заявляет о  преступлении, совершенном им, а  не каким-либо иным лицом, что позволяет  отграничить явку с повинной от другого  повода для возбуждения уголовного дела-заявления о преступлении. Заявление  о явке с повинной должно быть сделано  органам и должностным лицам, уполномоченным осуществлять уголовное  преследование. В литературе обосновано замечено, что если лицо сообщает о совершенном им преступлении по почте, телефону, телеграфу, через других людей или иным способом, и в последствии лично не является, то это сообщение нельзя рассматривать как явку с повинной, поскольку она должна сопровождаться установлением личности и оформлением протокола.

Судебная практика свидетельствует, что явка с повинной может быть сделана не только в  виде заявления о преступлении, поданного  в органы расследования, но и сообщения  в любой форме.

Этим во многом объясняется  тот факт, что явки с повинной часто оформляются в виде объяснения заявителя, заявления о преступлении, рапорт об обнаружении признаков  преступления.

Рапорт об обнаружении  признаков преступления как повод  для возбуждения уголовного дела охватывает все прочие случаи получения  сведений о преступлении, помимо тех, что поступили в виде заявления  о преступлении или явки с повинной.

Исследование показало, что источниками таких сведений может быть: а) информация, содержащаяся в материалах проверки прокурором исполнения законов различными органами и должностными лицами; б) сведения, распространенные в средствах массовой информации; в) письма и жалобы граждан; г) информация, переданная по телефону, телеграфу  и иным средствам связи; д) обращения государственных и иных организаций.

Составляемый об обстоятельствах выявленного преступления рапорт служит завершающим звеном системы  действий по обнаружению признаков  преступления. Констатировать наличие  повода для возбуждения уголовного дела - рапорта об обнаружении признаков  преступления (ст. 143 УПК РФ)-можно лишь после оформления соответствующего процессуального документа.

Постановление пленума  Верховного Суда РФ40 «О практике назначения судами наказания» 11.06. 1999 год.

В ч.1 ст. 144 УПК РФ прокурор не назван, наряду с дознавателем, органом дознания, следователем, в числе субъектов, обязанных принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение. В то же время в ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" указывает, что в органах прокуратуру в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Данные обращения принимаются, регистрируются и проверяются по правилам, установленным Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуру Российской Федерации. Значение этого полномочия прокурора трудно переоценить: находясь на вершине пирамиды правоохранительных органов, именно прокурор способен обеспечить наиболее действенную реализацию прав граждан на защиту от правонарушений, в том числе и преступлений, особенно в ситуациях, когда с этой задачей по каким-либо причинам не справляются другие правоохранительные органы. Иными словами, в п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ речь идет о выявлении в ходе выполнения прокурором предусмотренных ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" функций по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. При этом имеется ввиду деятельность прокурора в рамках всех отраслей надзора, осуществляемая как по заявлениям и жалобам, так и по собственной инициативе прокурора.

Осуществляя надзор за исполнением закона о приеме и  регистрации сообщения о преступлении, прокурор следит, прежде всего, за тем, чтобы обязанность принятия сообщения  о преступлении, возложенная ч. 1 ст. 144 УПК РФ на дознавателя, орган дознания, следователя, неукоснительно выполнялась.

Помимо дознавателя, следователя, прием сообщения о  преступлении может быть поручен  начальником органа дознания или  его заместителем иным должностным  лицам этого органа; круглосуточный прием сообщений о преступлениях  осуществляется должностными лицами дежурных частей. Перечисленные должностные  лица не вправе отказаться от приема под  предлогом, что обслуживают другую территорию, принятие решения находится  вне их компетенции, сообщения недостаточны для возбуждения уголовного дела или по каким-либо иным причинам. Указанная  обязанность вытекает из ч.2 ст. 21 УПК РФ, в соответствии с которой в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Информация о работе Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства