Анализ управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать понятие и определить функции управления качеством;
• изучить современную концепцию менеджмента качества;
• рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции (услуг) 5
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции 5
1.2 Современная концепция менеджмента качества 10
1.3 Сертификация продукции и систем качества 15
2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2» 22
2.1 Краткая характеристика ОАО «Хлебозавод №2» 22
2.2 Организация управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2» 25
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции 26
3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ОАО «Хлебозавод №2» 32
3.1 Создание системы менеджмента качества 32
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

хлебозавод 2.docx

— 82.13 Кб (Скачать файл)

Введение 3

1. Теоретические аспекты  управления качеством продукции  (услуг) 5

1.1 Понятие и функции  управления качеством продукции  5

1.2 Современная концепция  менеджмента качества 10

1.3 Сертификация продукции  и систем качества 15

2. Анализ управления качеством  продукции в ОАО «Хлебозавод  №2» 22

2.1 Краткая характеристика  ОАО «Хлебозавод №2» 22

2.2 Организация управления  качеством продукции в ОАО  «Хлебозавод №2» 25

2.3 Анализ планирования  и контроля качества продукции  26

3. Рекомендации по созданию  и обеспечению эффективности  управления качеством в ОАО  «Хлебозавод №2» 32

3.1 Создание системы менеджмента  качества 32

3.2 Обеспечение эффективности  функционирования системы управления  качеством продукции 37

Заключение 42

Список использованной литературы 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально новые  требования к качеству выпускаемой  продукции. Это связанно с тем, что  сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров  и услуг определяется уровнем  конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана  с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно  выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Управление качеством  является одной из ключевых функций  как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности  любого предприятия.

В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает. Вместе с тем многие менеджеры  до сих пор основную часть рабочего времени посвящают «сиюминутным»  проблемам, а не планированию качества с самого начала.

Особенно остро проблема качества встает в свете предстоящего вступления России в члены ВТО - Всемирной  Торговой Организации. В этом случае таможенные пошлины, защищающие многие отечественные отрасли, будут снижены, количество импортных товаров, проникающих  на отечественный рынок, существенно  возрастет. При этом достойную конкуренцию  импорту смогут составить только качественные российские товары.

Ключевой задачей менеджмента  компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный  термин, заменивший ранее использовавшийся термин - «системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение  определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции  данного вида и т. д.).

Управление качеством  является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием - аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это  положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся  в основе современных систем менеджмента  качества:

  • · качество - неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
  • · качество - это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
  • · ответственность за качество должна быть адресной;
  • · для реального повышения качества нужны новые технологии;
  • · повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
  • · контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;
  • · политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством  продукции (услуг).

Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Хлебозавод  №2».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие и определить функции управления качеством;
  • изучить современную концепцию менеджмента качества;
  • рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества;
  • проанализировать опыт управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»;
  • предложить рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством на исследуемом предприятии.

 

1. Теоретические аспекты  управления качеством продукции  (услуг)

1.1 Понятие и функции управления качеством продукции

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация  производства, маркетинг и др. Важнейшей  составляющей всей системы качества является качество продукции.

В соответствии со стандартом ISO 9000:1994:

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся  к его способности удовлетворять  установленные и предполагаемые потребности [15, c. 14].

Несмотря на то, что в  настоящее время действует редакция международного стандарта ISO 9000:2000, авторы учебных пособий считают, что  приведенное выше определение больше соответствует сути современных  представлений о предмете.

При этом определение качества относится как к товарам и  услугам, так и к процессам  производства товаров и оказания услуг. Любая продукция / услуга должна соответствовать определенным требованиям  потребителей. Качество характеризует  соответствие товара этим требованиям

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально новые  требования к качеству выпускаемой  продукции. Это связанно с тем, что  сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров  и услуг определяется уровнем  конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана  с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно  выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Современное управление качеством  исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может  быть эффективной после того, как  продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая  предшествует процессу производства.

Качество определяется действием  многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния  этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия  на процесс создания продукта с целью  поддержания соответствующего уровня качества.

Управление качеством  неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и  др.

Различают управляющую и  управляемую системы. Управляемая  система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и  др. структурами). Управляющая система  создает и обеспечивает менеджмент качества В современной литературе и практике используются следующие  концепции управления качеством  продукции (услуг) [9]:

· система качества(Quality System);

· система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);

· всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt);

· обеспечение качества (Quality Assurance);

· управление качеством (Quality Control);

· статистический контроль качества (Statistical Quality Control);

· система обеспечения  качества (Quality Assurance System);

· гарантия продукции (Product Assurance);

· всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);

· передовой производственный опыт (Good Manufacturing Pratices);

· менеджмент системы качества (Quality System Management) и др.

Есть и другие концепции  менеджмента качества. Мы привели  только небольшую их часть, но важную для понимания качества как объекта  управления. Перечисленные концепции  отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных  проблем качества. TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами.

Управляющая система начинается с руководства высшего звена. Именно руководство высшего звена  должно исходить из стратегии, что фирма  способна на большее по сравнению  с прошлым. В организационной  структуре фирмы могут быть предусмотрены  специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций  управления качеством между подразделениями  зависит от объема и характера  деятельности фирмы.

Для качества как объекта  менеджмента свойственны все  составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.

Особенно следует отметить такое направление, как обеспечение  качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством  обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление  проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система  управления по отклонениям. Эта система  реагировала на ошибки и недооценивала  роль профилактических мероприятий, а  также роль подразделений не связанных  с процессом производства. Был  сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.

Фирмы, функционирующие в  рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения  качества. При этом продукция заданного  качества должна быть поставлена потребителю  в заданные сроки, в заданных объемах  и за приемлемую цену [15, c. 114 - 116].

Сегодня в управлении качеством  важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы  менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет  сохранить конкурентные преимущества на рынке.

Улучшение качества соответствия требованиям может быть достигнуто параллельно со снижением цены (уменьшаются  затраты, брак, количество перелок). Улучшение  качества проекта наоборот, в основном увеличивает затраты - более качественный и эстетичный проект стоит немалых  денег. В понятии качество проекта  воплощено то, что иногда называют «восприятием качества», или имиджем  производителя, торговой марки [10, c. 221].

Качество определяется рядом  его составляющих, образующих так  называемую петлю качества (рисунок 1). Петля качества - это замкнутая  последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов  на этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная  с исследования потребностей и рыночных возможностей, то есть с маркетинга, и заканчивается утилизацией  продукта, отслужившего свой срок.

 Достаточно не уделить качеству должного внимания на каком-то одном из этапов, как страдает качество всего товара, падает имидж производителя, доверие к нему со стороны потребителей. Традиционно считалось, что качество создается стадии производства. Главное было не допустить брак на производственной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары. Но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные про это либо не узнают (при неграмотной организации продажи), или не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий). Не говоря уже о том, что великолепно сделанный товар может быть не нужен потребителю [26, c. 119].

При рассмотрении принципа управления качеством определен  следующий состав функций: политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация  работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений руководством предприятия, внедрение мероприятий  в производственный процесс, взаимодействие с внешней средой по вопросам качества [30, с. 118].

Информация о качестве складывается из внутренней и внешней. Внутренняя получается по результатам  контроля проектирования и производства и показывает, какое качество продукции  достигается при ее создании на предприятии. Внешняя получается в виде требований заказчиков и рынков сбыта, данных о  научно-техническом прогрессе, сведений с объектов эксплуатации [7, c. 19].

Информация о работе Анализ управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»