Оценка влияние даоских медитативных практик методом электроаккупунктурной диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

В этой ситуации внимательный взгляд на те методы и практик, которые доказывали свою действенность в течении долгого времени является более чем обоснованным. В списке Восточных оздоровительных практик особое место занимают традиции и техники разработанные в Древнем Китае. Со свойственной себе практичностью и скрупулезностью китайцы отбирали лучшее из приходящих к ним традиций, трансформировали их, оттачивали до совершенства. Многие их этих традиций дошли до нас достаточно полном виде. Одним из направлений этих традиций является Даосизм, религиозное учение, философская школа и основа для большого количества направлений развития культуры.

Содержание

Введение – стр 3.
Физиологические основы медитации – стр 4.
Техники медитации – стр 4.
Йога – стр 4.
Дзен – стр 6.
Трансцендентальная медитация – стр 6.
Другие формы медитации – стр 7.
Отношение к европейским терапевтическим методам концентрации – стр 7.
Физиологические воздействия медитации – стр 8.
Тонус покоя скелетной мускулатуры и релаксация – стр 8.
Падение энергообмена покоя – стр 10.
Деятельность кровообращения при медитации – стр 13.
Деятельность дыхания при медитации – стр 14.
Химические изменения крови при трансцендентальной мeдитации – стр 14
Электроэнцефалограмма и ее выражение при медитации – стр 15.
Обратная биосвязь с использованием ЭЭГ и медитации – стр 18.
Электрическое сопротивление кожи при медитации – стр 18.
Психофизиологическое значение медитации – стр 19.
Вигильность – стр 19.
Функциональное прерывание афферентных связей – стр 19.
Стресс и релаксация. Концепция стресса – стр 21.
Релаксация как антистресс – стр 25.
Даосизм – как основа оздоровительных практик Древнего Китая – стр 27.
Основные принципы акупунктуры – стр 34.
Электропунктурная диагностика по методу Р. Фоля - стр 39.
Оценка эффективности даосских оздоровительных практик (Внутренняя Космическая Улыбка) с использованием метода электропунктурной диагностики Фоля – стр 41.
Описание практики медитации Внутренняя Космическая Улыбка – стр 41.
Результаты измерений – стр 46.
Заключение – стр 48.
Литература – стр 48.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 579.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему «Оценка влияние  даоских медитативных практик методом электроаккупунктурной диагностики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:     Слушатель:

 

Проверил:        Руководитель работы:

 

Рецензент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение – стр 3.
  2. Физиологические основы медитации – стр 4.
    1. Техники медитации – стр 4.
      1. Йога – стр 4.
      2. Дзен – стр 6.
      3. Трансцендентальная медитация – стр 6.
      4. Другие формы медитации – стр 7.
      5. Отношение к европейским терапевтическим методам концентрации – стр 7.
    2. Физиологические воздействия медитации – стр 8.
      1. Тонус покоя скелетной мускулатуры и релаксация – стр 8.
      2. Падение энергообмена покоя – стр 10.
      3. Деятельность кровообращения при медитации – стр 13.
      4. Деятельность дыхания при медитации – стр 14.
      5. Химические изменения крови при трансцендентальной мeдитации – стр 14
      6. Электроэнцефалограмма и ее выражение при медитации – стр 15.
      7. Обратная биосвязь с использованием ЭЭГ и медитации – стр 18.
      8. Электрическое сопротивление кожи при медитации – стр 18.
    3. Психофизиологическое значение медитации – стр 19.
      1. Вигильность – стр 19.
      2. Функциональное прерывание афферентных связей – стр 19.
      3. Стресс и релаксация. Концепция  стресса – стр 21.
      4. Релаксация как антистресс – стр 25.
  3. Даосизм – как основа оздоровительных практик Древнего Китая – стр 27.
  4. Основные принципы акупунктуры – стр 34.
  5. Электропунктурная диагностика по методу Р. Фоля -  стр 39.
  6. Оценка эффективности даосских оздоровительных практик (Внутренняя Космическая Улыбка) с использованием метода электропунктурной диагностики Фоля – стр 41.
    1. Описание практики медитации Внутренняя Космическая Улыбка – стр 41.
    2. Результаты измерений – стр 46.
  7. Заключение – стр 48.
  8. Литература – стр 48.

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Все возрастающий, в последнее время, интерес к так называемым восточным культурным традициям связан со многими факторами. В первую очередь это и развивающееся новые технологии свободного общения и обмена информацией (интернет), возможность больше путешествовать и самостоятельно погружаться. Немало важным факторов поиска новых путей развития в частности является кризис западной модели управления и мироощуния в целом. Многие люди видят в восточном подходе более гибкую и сбалансированную систему ценностей. Причем восточный подход не исключает и не отрицает многие положительные черты и качества Западной цивилизации. Как ниже будет показано, в Даосизме нет абсолютизации противопоставлений различных позиций – есть только их взаимодействие и взаимопроникновение. В своем пределе свойство или характеристика переходит в свою противоположность, что и выражается графически в виде знаменитой «Монады» Великого Предела. Она изображается в виде круга с черной и белой каплевидными половинами, в широких концах которых изображаются точки противоположного цвета, символизирующие потенции отрицательного в положительном и положительного в отрицательном.

Большой интерес к традиционным оздоровительным практикам связан у большинства людей с ощущением  бега по замкнутому кругу. Разрабатываются  и активно рекламируются все  новые и новые лекарства от новых болезней. Эти лекарства  в свою очередь становятся не эффективными через некоторое время, возникают побочные эффекты, аллергия на них, вирусы мутируют и становятся не чувствительными к ним. И опять возникают новые болезни, от которых приходится искать все новые и новые лекарства. Так же современным ученым не ясны механизмы возникновения таких болезней как рак, аутоиммунные заболевания и многие другие. Бичем современной цивилизации являются постоянные стрессы, в которые мы сами себя вгоняем. Они в свою очередь вызывают ослабление организма, преждевременное старение, а попытки приглушить его с ним с помощью алкоголя, никотина, наркотиков еще более усугубляют ситуацию.   

В этой ситуации внимательный взгляд на те методы и практик, которые  доказывали свою действенность в  течении долгого времени является более чем обоснованным. В списке Восточных оздоровительных практик особое место занимают традиции и техники разработанные в Древнем Китае. Со свойственной себе практичностью и скрупулезностью китайцы отбирали лучшее из приходящих к ним традиций, трансформировали их, оттачивали до совершенства. Многие их этих традиций дошли до нас достаточно полном виде. Одним из направлений этих традиций является Даосизм, религиозное учение, философская школа и основа для большого количества направлений развития культуры.

 

  1. Физиологические основы медитации.

Физиологическая и психологическая  общность медитативных психотехник  выявилась лишь в последние десятилетия  и, строго говоря, разновидности медитативных техник следует подразделять не просто, скажем, на йогу и дзен, но каждую часть той или иной разновидности медитации необходимо соотносить с некоторым общим психологическим механизмом. Скорее более правильно разделять медитации на концентрирующие - внимание направлено вовнутрь, и раскрывающие - внимание направлено вовне. Тем самым речь идет о психологически различных и весьма конкретных, начиная с оригинальных предписаний, методах, для которых единый термин «медитация» является слишком общим.

Согласно словарю иностранных  слов «медитация» означает «размышление, самоуглубление». Этот латинский корень, переведеный не совсем точно, употребляется в разговорной речи и, по всей видимости, испытал еще и сдвиг значения.

Во многих источниках под термином медитация понимаю следующее: «Это психическое усилие в состоянии бодрствования, означающее пассивное сосредоточение на внешнем или внутренем объекте, автоматически ведущее к субъективному ощущению целостности». «Пассивная» означает здесь отсутствие какой-либо мыслительной деятельности. Под «сосредоточением» понимается волевое удержание внимания.

2.1. Техники медитации

2.1.1. Йога

Введение в традиционное значение и методику исполнения пратьяхары, дхараны, дхияны и самадхи дается в первой главе «Йога-сутры» Патанджали (21). В многочисленных школах йоги эти отдельные ступени раскрываются подробнее, но всегда в контексте религиозной психологии, которая, по-видимому, является культурологической интерпретацией реальных психологических явлений и отношений (прежде всего, из сферы бессознательного). По методическим соображениям в этой главе излагаются лишь некоторые, физиологически актуальные, точки зрения (24).

Под положением тела всегда подразумевается  устойчивая и удобная поза и при  этом спину следует держать прямой. (Исполнение лежа или наклонившись не допускается!) 
 Наряду с отключением внимания от внешних впечатлений (пратьяхара) предписывается также общая моторная релаксация (без учета минимальных усилий на удержание позы свободного сидения).

После подавления восприятия извне  человек оказывается всего лишь в некотором «внутреннем мире» , что происходит вследствие концентрации и физиологически может быть определено как функциональное прерывание афферентных связей (деафферентация).

Далее начинается дхарана, «стреноживание»  мышления, концентрация на объекте. Благодаря  этой концентрации подавляются помехи, случайные или бессознательные двигательные и сенсорные функции ЦНС, - «психическая энергия» концентрируется на объекте (функции) сосредоточения, тем самым осознанность этой функции возрастает. Здесь различают несколько школ: объектами концентрации могут быть функции собственного тела, двигательный баланс, дыхание, сердечная деятельность или сокращение отдельных мышц (бандхи, мудры, фиксации взгляда) - хатха-йога; слова или слоги, произнесенные вслух или мысленно - предмет мантра-йоги; внешние изображения - практика тратаки; внутренние образы и представления - к примеру, джантры в тантра-йоге, и т.д. Можно также сконцентрировать внимание исключительно на внешнем событии в настоящий момент (т.н. истинное внимание). 
Сосредоточение должно быть пассивным, т.е. отстраненным, созерцательным, так, чтобы отдавшись процессу, не вмешиваться в его ход, так же, как это практикуется в аутогенной тренировке. Согласно первой книге сутр Патанджали смысл концентрации состоит в подавлении функционирования органа мышления.

Исходя из этих положений Патанджали данные концентративные практики часто  именуют «йогой подавления». Здесь, очевидно, сходство с дза-дзен. Значение этого подавления мыслительной деятельности становится понятным в свете нейро-физиологической  теории специализации полушарий головного мозга, описываемого ниже. 
 После овладения дхараной следует плавный переход к дхияне, что большей частью и переводится как «медитация» в узком смысле, но дхияна также может пониматься и как «созерцание» или «расширение мышления в образное измерение». Через рассмотрение объекта само собой раскрывается «... ощущение собственной сущности, так что познающий субъект все более и более становится просто зрителем...» (26). «При освобождении мышления познание становится более ясным» (26).В то время как дхарану еще можно сравнить с осознанным управлением обычным процессом «свободного ассоциирования», то для дхианы какое-либо осмысленное психологическое описание в настоящее время отсутствует.

Далее в самадхи, по-видимому, прорываются невербализируемые конкретно восприятия взамной связи и переживания целостности, которые могут быть переданы только через описания в образах или сравнениях, и которые всегда получают религиозную интерпретацию. Относительно психического своеобразия самадхи существует великое множество мнений, что лучше всего отражается в многочисленных «переводах» типа «экстаз», «транс», «уравновешенность», «сверхсознание» и т.д. (26). Еще одна попытка истолкования этого феномена будет предпринята в разделе.

 
2.1.2. Дзен

Японское слово дзен - это модификация  санскритского слова «дхиана», через  китайское «чань». Существует множество  специфических практик в различных  школах дзен (15). Предметом концентрации в сходной с раджа-йогой школе дза-дзен (сидячий дзен) прежде всего является дыхание (15). Для того, чтобы научится контролировать ход мысли, используется постоянный подсчет вдохов (и выдохов), так что далее предметом медитации становится сам процесс дыхания. Здесь также придается огромное значение прямому положению спины. Во многих школах дзен, особенно в школе риндзай-дзен, работают с т.н. коанами - логическими парадоксами, вследствие чего должен произойти прорыв к цели медитации, состоянию сатори, которое, по-видимому, соответствует индийскому самадхи. В Японии дзен связан с различными прикладными формами, по-видимому, вследствие того, что исполнение движений в состоянии целостного восприятия приводит к максимальным двигательным достижениям (так, напр., самурайское фехтование на мечах, дзенское искусство стрельбы из лука, дзенская живопись, а также известное нам дзю-до происходят отсюда).

 

2.1.3. Трансцендентальная медитация

Трансцендентальная медитация (ТМ) - это широко пропагандируемая практика модифицированной на американский лад  мантра-медитации, которой обучает  в США и Западной Европе йог Махариши Махеш. В силу того, что многие практикуют ТМ, то здесь достаточно испытуемых для научных исследований. Большинство сведений о физиологическом воздействии медитации основаны на исследованиях трансцендентальной медитации.

 
2.1.4. Другие формы медитации

Практически в каждой культуре имеются  те или иные формы психического тренинга, которые могут быть причислены к  медитации в вышеуказанном смысле, причем наступающие субъективные переживания  интерпретируются в рамках соответствующей культуры. Однако физиологических исследований медитативных элементов в арабских, африканских или индийских культовых действах пока не проводилось. 
 Медитация может быть проведена и спонтанно, так что медитирующий не будет знать, что речь идет о медитации. Впрочем, «медитировать», разумеется, не значит просто, в бытовом смысле, «задумываться» или «размышлять»!

 
2.1.5. Отношение к европейским терапевтическим методам концентрации 
 Гипноз и аутогенная тренировка (АТ) относятся к суггестивным методам.

Классическое и многозначное определение (26) «... суггестия - это в широком смысле процесс, благодаря которому некоторое представление привносится в мозг и воспринимается им...» было модифицировано: «Суггестия - это чуждое индивидууму воздействие, которое воспринимается при положительной эмоциональной корреляции и перерабатывается аутосуггестивно». Гипноз, таким образом, протекает по механизму самовнушения и поэтому его можно сравнить с сеансом АТ под руководством терапевта. Внешние признаки аутосуггестии (отключение внимания от внешней среды, двигательная релаксация), а также психологический способ исполнения (пассивная концентрация) напоминают медитативные техники, хотя объектом концентрации при АТ является содержание вербализированных представлений («словесных формул»), следовательно, понятие. Существенным отличием от медитации будет также пренебрежение позой: при АТ она не соблюдается, так как АТ выполняется либо лежа, либо в позе пассивного седа, с опорой на связочный аппарат (поза кучера на дрожках). Поэтому физиологические механизмы АТ и гипноза (релаксация, фиксация взгляда, наблюдение за дыханием и т.п.) можно было бы сравнить с физиологическими данными при медитации, но тонкости исполнения и психологические последствия - вероятно, лишь отчасти также обращал внимание на сходство АТ с йогой.

Информация о работе Оценка влияние даоских медитативных практик методом электроаккупунктурной диагностики