Идеи русского космизма и их проявление в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:32, реферат

Краткое описание

Русский космизм - философское течение, сложившееся в России на рубеже XIX-XX веков. В преддверии революционных и военных событий, научных и технических открытий на почве самобытной культуры возникло учение, которое волнует умы на протяжении всего XX века и по сей день. Среди мыслителей, причисляемых к этому течению, можно назвать Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.А. Умова и многих других. В своих размышлениях они разделились на несколько направлений, среди которых естественно-научное и религиозно-философское.

Содержание

- Введение
- Общие идеи русского космизма, происхождение человека
- Ноосфера
- Автотрофность
- Бессмертие
- Метаморфозы любви
- Связь со Вселенной
- Проявленеи идей космизма в искусстве

Вложенные файлы: 1 файл

Идеи русского космизма1.doc

— 2.56 Мб (Скачать файл)

Московский архитектурный институт

(государственная академия)

Кафедра философии.

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии на тему:

«Идеи русского космизма и их проявление в искусстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила  Соколова Александра

Приняла   Березовская В.Ф.

 

 

 

 

Москва 2012г.

 

 

Оглавление:

- Введение

- Общие идеи русского космизма, происхождение человека

- Ноосфера

-  Автотрофность

- Бессмертие

- Метаморфозы любви

- Связь со Вселенной

- Проявленеи идей космизма в искусстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Человек, живущий несколько десятилетий, так же не способен преодолеть межзвездное пространство, как бабочка-однодневка не может преодолеть океан." В.Ф. Купревич

 

Русский космизм - философское течение, сложившееся в России на рубеже XIX-XX веков. В преддверии революционных и военных событий, научных и технических открытий на почве самобытной культуры возникло учение, которое волнует умы на протяжении всего XX века и по сей день. Среди мыслителей, причисляемых к этому течению, можно назвать Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.А. Умова и многих других. В своих размышлениях они разделились на несколько направлений, среди которых естественно-научное и религиозно-философское.

  Основной вопрос этого течения - место человека во Вселенной, его взаимосвязь с космосом, характер его деятельности, как "исключительного успеха жизни", но, несомненно, еще не венца творения. Цель - сверхчеловек, бессмертие и выход в космос, слияние со Вселенной, переход биосферы в ноосферу.

  Итак, что такое человек, по  мнению философов-космистов? Это очередная, но не последняя ступень эволюции, он не является обладателем идеального умственного аппарата, он - промежуточное звено в цепочке существ, имеющей прошлое и будущее. Ведь действительно, если задуматься, то почему сейчас, на человеке, homo sapiens все должно остановиться. Подобный довод мне кажется убедительным на примере рассуждения о вопросах веры, например христианской. Ведь если есть жизнь земная, то почему отрицается жизнь посмертная? Ведь не может быть человек создан для существования в столь короткий отрезок времени. Вот и космисты задавались этим же вопросом: почему все должно закончиться сейчас, неужели у человечества нет более светлого и значимого будущего? За жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать "сверхсознание" и "сверхжизнь", как считал Вернадский. Неизбежность дальнейшей эволюции видится в общечеловеческом импульсе постоянного совершенствования.

 Но как же человек развивался  до сих пор?  Физик-теоретик  Н.А. Умов развивал идею о стремлению  к совершенству. Он писал о том, что чем создание примитивнее, элементарнее, тем оно наиболее гармонично слито с окружающей средой, т.е. у него меньше потребностей, запросов, требований, другими словами, его все устраивает. По мере своего развития в окружении обнаруживается все больше преград, недочетов, оно все меньше соответствует требованиям и функциям совершенствующегося организма. Следовательно, организм должен начинать работать, приспосабливаться, формировать себя и окружение. В связи с этим возрастает способность к творчеству, переход от бессознательных действий к сознательным, и именно это отличает человека от предшествующих ему форм, именно это его "определяющая родовая черта". Таким образом проявляется творческая регуляция эволюционного процесса. Вернадский широко использовал понятие homo faber - человек-ремесленник, введенное французским философом А.Бергсоном. Искусственное, созидаемое человеком - это его исключительный вклад в развитие мира. Автомобили, самолеты, телескопы и прочее,- все это как бы продолжение человеческих органов, их совершенствование.

 А тогда как же человек  возник? Умов отталкивался от  той же мысли, которая в наши  дни руководит теми, кто пытается  найти жизнь на других планетах : "Неужели жизнь есть лишь  на Земле?" Ссылаясь на крошечный, почти нулевой процент жизни во Вселенной, ученый считал возможность ее возникновения очень маловероятным событием. Однако, на нашей планете это случилось. И это не могла быть чистая случайность. Жизнь не могла возникнуть в бездушной, безразличной, "ограниченной материальной системе". Ученый подразумевал, что вся Вселенная каким-то образом "работала" на это великое рождение, создавая необходимое и уникальное в своем роде сочетание факторов, так сказать, "в нужном месте в нужное время". И эта мысль ни в коем случае не должна угнетать, приводить человека в отчаяние, а наоборот, усиливать чувство ответственности перед Вселенной, ведь именно ему в какой-то степени вверили судьбу Мира. Схожие мысли можно найти и у Н.Ф. Федорова. Дитя необъятной вселенной и крошечной Земли, тот, кто созерцает пространство и время, должен сделаться их обитателем и правителем. "Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою". Таким образом, человек становится  смысловым центром Мира, но не эгоистичным и антропоцентричным, как человек эпохи Возрождения, а скорее близким идее христианства "рабом Божьим". Он должен пропустить природу через себя и осознать всю ответственность, наложенную на него Вселенной. Именно регуляция природы, ее слепых сил должно стать всеобщим делом. Достижение сознательного управления эволюцией Федоров видит в следующих действиях: регуляция космических явлений, направление стихийно-разрушительных сил природы в сознательное русло, создание нового типа общества "психократии" - духовное родство всех живущих на Земле, достижение бессмертия, бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. Для достижения всего этого философ призывает абсолютно всех ко всеобщему труду. На ум сразу приходят аналогии с некоторыми религиями, например, зороастризмом, где все должны быть благочестивы, чтобы как можно скорее настал Судный День, сулящий всеобщее счастье. Так и Федоров, отрицая идеи Канта о разделении разума на чистый и практический, о существовании чего-то недоступного для человеческого познания, утверждал, что это недоступно лишь индивидуальному познанию. Познание сущности вещей - это всего людского рода, ане отдельных личносетй. Причина бедствий видится мыслителю в разделении между мыслью и делом, существовании двух социальных групп, одна из которых занимается производством идей, а другая - практической деятельностью, что приводит к социальным противоречиям. Решение проблемы - соединение ученых и неученых. Каждый человек, каждая песчинка общества должна трудиться во благо высшей цели. Федоров призывает к грандиозному синтезу наук, ведь как и жизнь, космическая наука - это единое целое, Все делаются учеными и изучают Всё.

 Федоров выделяет две ветви  господства над стихией и развития  жизни. Один из них преобладал  прежде, но должен быть сменен. Это власть искусственных орудий. На этом пути были достигнуты колоссальные успехи, осуществились многие сказочные, мифические мечтания о коврах-самолетах, сапогах-скороходах и т.д.Развивая технику человек не покушается на собственную природу, оставляя себя первозданным, ограниченным умственно и физически. Осуществляет процессы регуляции за счет внешних ему самому приспособлений. За счет их силы человека увеличиваются и все больше разняться с его собственными, настолько, что это производит даже ужасающий эффект (что порождает многочисленные фобии и мифы о восстании машин и  порабощение людей.) Безусловно, значение техники нельзя недооценивать, однако надо уметь ее сдерживать. Технический путь развития не должен стать главным. Человеку стоит обратить всю свою силу, ум, выдумку не на искусственные приставки к органам, а на сами органы, на их развитие, т.е. чтобы человек, например, сам смог летать. Для этого необходимо обратить внимание на растения, в частности на механизм их питания. По образу и подобию возможна перестройки человеческого организма. Перед человеком откроются небесные пространства, неведанные миры, но лишь тогда, когда человек сможет воссоздавать себя из самый первоначальных веществ. Человек должен войти в естественные природные процессы, чтобы можно было по их образу, но на более высоком уровне обновлять свой организм, создавать новые органы. Эта мысль  предвосхищает идею Вернадского об "автотрофности" человека.

  А. Бергсон говорил о двух  путях развития, по которым пошла  жизнь : бессознательный инстинкт  и интеллект. Способность создавать и использовать орудия, принадлежащие самому организму - это способность интеллекта. Homo faber же пошел по пути исключительно интеллектуальному, создавая искусственные орудия для манипулирования миром. Но такой механистический подход ведет к тому, что человек сам становится рабом материи. Освободиться от кабалы можно обратив сознание вовнутрь, разбудить инстинктивное начало, пребывающее в нас в зародышевом состоянии - интуиции. Так вот, если вернуться к идее Федорова, то органический процесс, природное творчество, это и есть расширение интеллектуального образа жизни за счет интуиции.

 Все эти идеи составляют  ядро ноосферной теории, в рамках  которой их стоит рассмотреть  подробнее.

 

Ноосфера - это поток знаний, сведений, идей, концепций, как бы наложенный на биосферу Земли, но не слитый с нею, и оказывающий на нее все большее воздействие. Это своего рода сфера разума, ведущую роль в ней играют идеальные реальности: духовные, художественные, научные идеи, открытия, которые материально осуществляются в преобразованной природе.

 Появление в эволюционной  цепочке человека ознаменовало  употребление средств нового, духовного  и психического, порядка. Природа  в своем первом мыслящем существе  создала небывалое орудие дальнейшего  развития: разум, обладающий самосознанием. Человеку одновременно кульминация спонтанной, безрассудной эволюции и начало нового сознательного этапа. И с первой же мысли человеческого существа был зачат поток информации, опоясывющий Землю. Ноосфера, вбирая в себя информацию, призвана притворять идеи в жизнь и таким образом регулировать природу. Однако сейчас ноосфера отравлена неправильной, "нездоровой" деятельностью человека, рабством у материи. Таким образом, обнаруживается разрыв между идеалом ноосферы и реальностью. С одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человека как процесс стихийный, с другой стороны, "правильная" ноосфера, которая является целью, еще где-то впереди. Вследствие, этого  космисты различают предноосферу и будущую ноосферу.

 Однако, не стоит забывать, что создание ноосферы - процесс долгий, и нельзя исключать негативного влияния на ее становление. Поток информации содержит в себе ложные и антигуманные идеи, которые уже приносили бедствия и страдания и еще могу привести даже к гибели человечества. И ноосфера и человек еще далеки от идеала, но они стремятся в его достижении. Породив разум как оружие, но оружие свободное, эволюция пошла на риск. Ведь свобода - это возможность сказать не только "да", но и "нет". И где гарантия, что однажды человек не скажет "нет" эволюции? Однако мыслители-космисты уверены, что подобная колоссальная ответственность, ведь в своем падении человечество увлечет за собой всю Вселенную, предотвращает столь плачевный исход. Вернадский утверждал, что научная мысль - естественное явление, возникшее в ходе эволюции, неизбежно. И эта сила, создающая ноосферу, не может привести к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является. Мне сразу пришло на ум сравнение с матерью и ребенком, ведь ни тот не другой не может или не хочет причинить друг другу сознательный вред. Но ведь научные знания используются и во вред, создается всевозможное смертоносное оружие? Вернадский считал необходимым создать "интернационал ученых", культивировал нравственное сознание ученых. Особенно остро эта проблема стояла именно в первой половине XX века, когда мир сотрясали Первая и Вторая Мировые войны. Кризис веры в человека, гуманизма, по-новому остро поставили вопрос о природе человека. Можно ли в человеке найти абсолют? Может ли он свершить прорыв, революцию, создать идеал ноосферы? Нет! За абсолют может быть принят только идеал, стоящий выше человека. Это - Бог или высший преображенный человек в составе богочестивого единства. Путь к такому человеку должен осуществлять через его стремление ко все большему "онтологическому статусу", т.е. становление чем-то всеобъемлющем.(В христианской мысли этот процесс называется обожением).

 Косимсты различали два вида  свободы: высший и низший. Человечество  погрязло в последней: свободе  метаться из стороны в сторону, поддаваясь на все искушения. И ему никогда не достичь высшей свободы избрания идеала ноосферы (Царствия Небесного), если оно не начнет целенаправленно изменять самое себя, свою физическую природу. Нравственное изменение человека возможно только вместе с его физическим усовершенствованием, освобождения от того,что заставляет его вытеснять, убивать и умирать. В религиозном космизме эта идея выразилась в исихазме и последователях учения Григория Паламы о слиянии человека с богом. Святой отрицал идею о том, что "тело-темница души". В своем учении он призывает включить в молитву не только душу и ум,но и тело. Тем самым можно достить обожения, увидеть Фаворский свет, излучаемый Богом. Философы естественно-научного направления видели достижение цели во внутренне-биологических процессах, в частности - автотрофности человечества.

 И.Г. Гердер называл человека "наивеличайшим убийцей на  Земле". Тем самым он имел  ввиду, что человек - плотоядная вершина  пищевой цепочки, он гетеротрофное  животное, зависящее от прочих звеньев. Только растения - существа автотрофные, способные строить свой организм, не пожирая других существ. Зеленые растения находятся в зависимости лишь от косной материи и не зависим от других организмов. Мало того, что растения могут сами вырабатывать необходимые им продукты, но и производят кислород, так необходимый все остальным живым существам. Вернадский видел будущее человека в изучении и освоении этого способа жизни. Ученый верил в возможность человеческой автотрофности в связи со схожим строение хлорофилла растений и гемоглобина человека. Но для чего же эта автотрофность необходима? Ведь пищевая цепочка, устоявшаяся веками, работает до сих пор? Это так, но гетеротрофность человека ведет не только к подчинению материи, но и к рабству ей. Она порождает социальные проблемы, распри, войны. Неутолимый голод становился социальной движещей силой, причиной бунтов и революций; стремление обладать все большими ресурсами приводило к многочисленным войнам. Неминуемое истощение ресурсов (нефть, уголь и т.д.) в будущем (во времена Вернадского об этом уже задумывались ,а в наш век и подавно) грозит человеку - существу зависимому - неминуемой гибелью, а следовательно и необратимым последствиям для всей Вселенной. Таким образом, человек не оправдает ответственности, возложенной на него Вселенной. Автотрофность избавляет человека от этих проблем. Грандиозный синтез наук, о котором говорил Федоров, призван работать для достижения этой цели, ведь разум был дан человеку не просто так.

  Идеи питания кислородом, водой и прочими микроэлементами, полученными из воздуха и почвы,преврщение человека в растение кажется невозможным до сих пор. Однако,мне кажется, не стоит воспринимать идею автотрофности столь однобоко. В наши дни человечество особенно активно стремиться к своего рода автотрофности. Ведь поиск альтернативных, неисчерпаемых источников энергии (энергия воды, ветра, тепло земли), это и есть стремление к независимости от чего-то конечного. А солнечная батарея - это своеобразное воплощение той самой идеи о непосредственном использовании энергии Солнца.

Информация о работе Идеи русского космизма и их проявление в искусстве