Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:11, курс лекций
1. Философия. Круг проблем, Роль в обществе.
2. Понятие мировоззрение и его структура;
3. Исторические типы мировоззрения, их особенности;
4. Особенности философии как исторического типа мировоззрения.
Философия.
Наталья Леонидовна Крицкая.
Вопросы для семинара:
Философия как тип знания. (с6 по 7 век до н.э.)
Начала образовываться в Древней Греции потому что там была демократия, свобода слова. Другие страны в которых начала образовываться философия- Древний Китай, Индия. Религия тормозила познание мира.
В Греции появляются «Мудрецы» (люди которым было доступно «тайное знание» - было своё мнение о мире, пытались увидеть сущность этого мира)
Философия являет собой особый интеллектуальный способ познания мира. Это прежде всего рационально сформулированная система взглядов человека на мир элементы которого находят подтверждение в многообразной человеческой практике и проявляют себя в частных науках.
Философия = Мировоззрение.
Мировоззрение (в широком смысле)- это совокупность предельно общих взглядов человека на мир, преобладающие в конкретный исторический период.
Явление- это сложное, интегральное, имеющее свою специальную структуру.
Мировоззрение (элементы):
В истории развития мировоззрения, выделено 3 его исторических типа:
1. Миф;
2. Религия;
3. Философия.
Исторический тип мировоззрения - это относительно устойчивая мировоззренческая система, существование которой обусловлено, уровнем материальной и духовной культуры конкретного общества.
Миф, как исторический тип мировоззрения.
Возник у всех народов
в условии первообщинной
Для Мифа характерно: (Повествование, сказание
- синкретичность (- это
означает, что миф объединяет
в себе зачатки знаний, религиозных
верований, политических
– Для мифа характерен антропоморфизм, т.е. попытка придавать различным объектам природы, человеческие свойства, и иногда внешний вид.
- Особенностью мифа также является и то, что лишь в нём выражена в поэзии, образах, и следовательно способ отражения мифа- это художественные образы, можно сказать, что миф, это специальное, неповторимое, художественное восприятие мифа, в котором уживается реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное.
Великий немецкий философ Гегель, исследующий особенности мифа утверждал, что миф представляет собой уникальное явление. В процессе становления человеческого сознания, а именно «беспонятийное» мышление. Отсюда следует что для мифа характерно образное отражение мира.
На смену Мифу пришла Религия.
Основу религиозного мировоззрения в отличие от мифологичекого, составляет вера в сверхъестественное, и признание в качестве начала в мире.
Особенности Философии как мировоззрения.
- с 1 стороны – это объективно существующий мир;
- а с другой стороны – человек, являющийся частью этого мира, обладающий способностью этот мир познавать.
Эта особенность фиксируется в философии при помощи категории биполярность, из которой следует, что предметом философии является не мир и человек в отдельности, а те взаимоотношения, которые возникают между миром и человеком.
Эти отношения составляют так называемый универсальный вопрос философии (основной вопрос философии, основан мировоззренческий вопрос), который может быть выражен при помощи различных философских категорий: например
Бытие – мышление
Природа –дух
Материальное – духовное (идеальное)
Физическое - психическое
Материя - сознание
Т. о. универсальный вопрос философии – это вопрос об отношении человека, как существующего над сознанием к объективному миру - это вопрос о соотношении бытия этого мира и человеческого сознания познающего бытие. Это часть универсальных вопросов философского назначения. Как человек, который обладает способность сознавать мир, относится к нему. Что лежит в основе мира. Понимание соотношения материального и идеального начала.
В рамках Гносеологической стороны УВФ, также сложилось 2 позиции:
1. Большинство философов
как материалистов, так и
2. Философы, кот отрицали
такую возможность, основали
В зависимости от того, как философы разных эпох понимали сущность УВФ в истории философской мысли можно выделить 3 основных направления:
Материализм.
Утверждал, что в основе мира лежит материальное начало, т.е. природа существует сама по себе независимо от человеческого сознания.
Признавая первичность материального начала или материи, материалисты утверждали:
- Материя – есть абсолютное начало мира;
- В мире нет ничего что бы не являлось материей, либо её свойством, либо результатом её длительного развития;
- Следовательно, сознание, материалисты, рассматривают как свойство определённого вида материи;
- На этом основании они утверждают, что в мире нет никакой самостоятельной, независимой субстанции, кроме математической действительности.
Признавая же вторичность сознания материалисты доказывали что:
Идеализм.
Философы идеалисты объясняли мир исходя из первичности сознания идеального начала и вторичности материального мира.
В истории философского идеализма сложились 2 направления:
1. Объективный идеализм, представители которого за основу мира принимали некое безлико, безличное, объективно существующее духовное начало, которое может принимать различные формы, так например утверждают великие идеалисты (Платон, Гегель), неотолисты и др. философы. Независимо от человеческого сознания и желания.
2. Субъективный идеализм, представители которого считают различные формы сознания субъекта. Мир они объявляют совокупностью человеческих ощущений, настроений, чувств и т.д. В сущности они отрицают объективное существование внутреннего мира. (Кант).
Дуализм.
Представители утверждают, что и материя и сознание являются равнозначным началом мира, и ни одно из них не является первично.
В современной философии есть ещё одно направление: Эклектика.
Представители его выражают философскую позицию, которая по сути представляет собой простое механическое смешение идеалистического и материалистического подходов.
Философия представляет собой также и метод познания мира в её истории сложилось 2 основных философских метода познания мира:
Диалектика.
Каким способом существует мир. Качественное изменение. Развитие.
Общее понятие диалектики и развития.
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
законы диалектики;
категории;
принципы.
Главная проблема диалектика – что такое развитие?
Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
Общее понятие законов диалектики.
Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.
Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
-охватывают все сферы окружающей действительности;
-раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
1. единства и борьбы противоположностей;
2. переход количества в качество;
3. отрицания отрицания;
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).
Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
1. борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);