Лекции по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:11, курс лекций

Краткое описание

1. Философия. Круг проблем, Роль в обществе.
2. Понятие мировоззрение и его структура;
3. Исторические типы мировоззрения, их особенности;
4. Особенности философии как исторического типа мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции. Философия.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Философия.

Наталья Леонидовна Крицкая.

Вопросы  для  семинара:

  1. Философия. Круг проблем, Роль в обществе.
  2. Понятие мировоззрение и его структура;
  3. Исторические типы мировоззрения, их особенности;
  4. Особенности философии как исторического типа мировоззрения.

 

Философия как тип знания. (с6 по 7 век до н.э.)

 

Начала образовываться в Древней Греции потому что там была демократия, свобода слова. Другие страны в которых начала образовываться философия- Древний Китай, Индия. Религия тормозила познание мира.

 

В Греции появляются «Мудрецы» (люди которым было доступно «тайное знание» - было своё мнение о мире, пытались увидеть сущность этого мира)

 

Философия являет собой  особый интеллектуальный способ познания мира. Это прежде всего рационально  сформулированная система взглядов человека на мир элементы которого находят подтверждение в многообразной человеческой практике и проявляют себя в частных науках.

 

Философия = Мировоззрение.

Мировоззрение (в широком смысле)- это совокупность предельно общих взглядов человека на мир, преобладающие в конкретный исторический период.

Явление- это сложное, интегральное, имеющее свою специальную структуру.

 

 Мировоззрение (элементы):

  1. Эмоционально-психическую сторону мировоззрения на уровне эмоций, переживаний, настроения, и т.д.- составляет мироощущение;
  2. Формирование ценностей системы образов и наглядных представлений, составляет мировосприятие;
  3. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание;
  4. Система ценностных ориентаций человека;
  5. Обыденные, житейские, основанные на повседневном опыте  - знания о мире.
  6. Если для обыденного уровня мировоззрения не характерен серьёзный, научный теоретический анализ действительности, то основу теоретического уровня мировоззрения он в основном и составляет. (На уровне теоретического миропонимания – формируются научные знания о мире, к которому относится в том числе и философия).

В истории развития мировоззрения, выделено 3 его исторических типа:

1. Миф;

2. Религия;

3. Философия.

 

Исторический тип мировоззрения -  это относительно устойчивая мировоззренческая система, существование которой обусловлено, уровнем материальной и духовной культуры конкретного общества.

 

Миф, как исторический тип мировоззрения.

 

Возник у всех народов  в условии первообщинной формации.

Для Мифа характерно: (Повествование, сказание

- синкретичность (- это  означает, что миф объединяет  в себе зачатки знаний, религиозных  верований, политических взглядов, элементы истинных знаний, а также  различных видов искусства и  в т.ч. зачатки философических  знаний 

– Для мифа характерен антропоморфизм, т.е. попытка придавать различным объектам природы, человеческие свойства, и иногда внешний вид.

- Особенностью мифа  также является и то, что лишь в нём выражена в поэзии, образах, и следовательно способ отражения мифа- это художественные образы, можно сказать, что миф, это специальное, неповторимое, художественное восприятие мифа, в котором уживается реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное.

 

Великий немецкий философ  Гегель, исследующий особенности  мифа утверждал, что миф представляет собой уникальное явление. В процессе становления человеческого сознания, а именно «беспонятийное» мышление. Отсюда следует что для мифа характерно образное отражение мира.

 

На смену Мифу пришла Религия. 

 

Основу религиозного мировоззрения в отличие от мифологичекого, составляет вера в сверхъестественное, и признание в качестве начала в мире.

 

Особенности Философии как мировоззрения.

 

    • Дост. И открыт. Других наук, сколько анализировать их выражение к ним, и даёт им мировоззренческую оценку;
    • Философия, как особый интеллектуальный способ познания мира, исследует всеобщие законы его развития мира в отличие от частных наук и для этого в истории сложилась целая система философская категория: например (бытие, пространство, время, сознание, материя, возможность, действительность, явление, сущность, мера)
    • Следовательно философия носит категориальный характер. Особенностью предмета философии является и то, что она исследует 2 всеобщих начала:

- с 1 стороны – это  объективно существующий мир;

- а с другой стороны – человек, являющийся частью этого мира, обладающий способностью этот мир познавать.

 

Эта особенность фиксируется  в философии при помощи категории  биполярность, из которой следует, что  предметом философии является не мир и человек в отдельности, а те взаимоотношения, которые возникают между миром и человеком.

Эти отношения составляют так называемый универсальный вопрос философии (основной вопрос философии, основан мировоззренческий вопрос), который может быть выражен при помощи различных философских категорий: например

Бытие – мышление

Природа –дух

Материальное – духовное (идеальное)

Физическое  - психическое 

Материя  - сознание

 

Т. о. универсальный  вопрос философии – это вопрос об отношении человека, как существующего над сознанием к объективному миру -  это вопрос о соотношении бытия этого мира и человеческого сознания познающего бытие. Это часть универсальных вопросов философского назначения. Как человек, который обладает способность сознавать мир, относится к нему. Что лежит в основе мира. Понимание соотношения материального и идеального начала.

 

    1. Онтологической стороной (фил. Учение о бытие мира, всего сущего) и в рамках онтологической стороны основного вопроса рассматриваются проблемы первоосновы мира ставится вопрос о характере первоосновы мира. Но универсальный вопрос философии (УВФ), не сводится к соотношению материально идеального т.к. он ставит проблему возмещению адекватного познания мира человеку, проблемой отношений человеческих мыслей о мире, к самому этому миру. И т.о. ставится вопрос не только о принципиальной возможности познания мира человеческим разумом, но и о том насколько верно человек отражает мир в своём сознании.
    2. Это сторона УВФ называется Гносеологией. Гносеология- это философское учение о познании мира.

В рамках Гносеологической стороны УВФ, также сложилось 2 позиции:

1. Большинство философов  как материалистов, так и идеалистов, признавали принципиальную возможность  познания миром человека;

2. Философы, кот отрицали  такую возможность, основали целое  направление в философии- агностицизм (знание, познание).

 

В зависимости от того, как философы разных эпох понимали сущность УВФ в истории философской  мысли можно выделить 3 основных направления:

 

    • Материализм;
    • Идеализм;
    • Дуализм.

 

Материализм.

 

Утверждал, что в основе мира лежит материальное начало, т.е. природа существует сама по себе независимо от человеческого сознания.

Признавая первичность  материального начала или материи, материалисты утверждали:

- Материя – есть  абсолютное начало мира;

- В мире нет ничего  что бы не являлось материей, либо её свойством, либо результатом её длительного развития;

- Следовательно, сознание, материалисты, рассматривают как  свойство определённого вида  материи;

- На этом основании  они утверждают, что в мире  нет никакой самостоятельной,  независимой субстанции, кроме математической действительности.

 

Признавая же вторичность  сознания материалисты доказывали что:

    1. Что сознание возникло только на определённом уровне развития материи;
    2. Поскольку сознание является свойством высокоорганизованной материи, а именно человеческому мозгу, постольку оно не может существовать вне этого вида материи;
    3. Сознание является отражением материи т.е. объективно существующим материям мира, поэтому его содержание в значительной степени определяется внешним миром.

 

Идеализм.

Философы идеалисты  объясняли мир исходя из первичности  сознания идеального начала и вторичности  материального мира.

 

В истории  философского идеализма сложились 2 направления:

1. Объективный идеализм, представители которого за основу мира принимали некое безлико, безличное, объективно существующее духовное начало, которое может принимать различные формы, так например утверждают великие идеалисты (Платон, Гегель), неотолисты и др. философы. Независимо от человеческого сознания и желания.

2. Субъективный идеализм, представители которого считают различные формы сознания субъекта. Мир они объявляют совокупностью человеческих ощущений, настроений, чувств и т.д.  В сущности они отрицают объективное существование внутреннего мира. (Кант).

 

Дуализм.

 

Представители утверждают, что и материя и сознание являются равнозначным началом мира, и ни одно из них не является первично.

 

В современной философии  есть ещё одно направление: Эклектика.

 

Представители его выражают философскую позицию, которая по сути представляет собой простое механическое смешение идеалистического  и материалистического подходов.

 

Философия представляет собой также и метод познания мира в её истории сложилось 2 основных философских метода познания мира:

  1. Диалектика;
  2. Метофизика.

 

Диалектика.

 

Каким способом существует мир.  Качественное изменение. Развитие.

 

Общее понятие диалектики и развития.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

категории;

принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания  диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

-охватывают все сферы окружающей действительности;

-раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются  три базовых закона диалектики:

1. единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицания отрицания;

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в  том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными  тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также  выделить различные виды борьбы:

1. борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

Информация о работе Лекции по философии