Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:18, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать основы развития рынка потребительского кредитования в России, выявив его сущность, структуру, особенности оказания услуг на рынке, факторы и условия развития;
- выявить особенность реализации потребительского кредитования на примере Банка «ВТБ 24» (ЗАО) и обосновать необходимость совершенствования потребительского кредитования в банке;
Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях становления экономики России в рыночных условиях развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение.
Коммерческие банки, выдавая потребительский кредит, способствуют, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же банки, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг, диверсификации кредитного риска и т.д.
В России потребительское кредитование до последнего времени не было распространенным явлением. Банки предпочитали кредитовать корпоративный сектор, а население – копить деньги на покупку бытовой техники, компьютера или автомобиля. Однако в последние несколько лет одной из самых заметных тенденций на рынке банковских услуг в России является рост интереса банков к частным заемщикам.
Практически все банки в России имеют собственные программы потребительского кредитования. Кроме того, на рынке банковских услуг функционируют банки, основной специализацией которых является обслуживание розничных клиентов, для которых потребительское кредитование является одним из основных, ведущих направлений деятельности.
Вопросы развития системы потребительского кредитования затрагивают как проблемы общего состояния денежно-кредитного механизма страны и банковской системы в целом, так и механизма кредитования в отдельном банке в частности. В то же время, потребительское кредитование связано, как правило, с повышенными для банками кредитными рисками, что обусловливает актуальность проблем совершенствования потребительского кредитования в коммерческих банках.
Степень научной и практической разработанности проблемы. Исследованию проблем развития потребительского кредитования в России уделено достаточное внимание в научных трудах и в специализированной периодической печати.
Вместе с тем, вопрос совершенствования потребительского кредитования требует дальнейшего комплексного изучения. В научной литературе в должной мере не изложен макроэкономический аспект проблемы, что обусловило необходимость проведения исследования рынка потребительского кредита в направлении анализа современного уровня его развития и факторов, оказывающих воздействие на этот процесс, оценки его динамики. В связи с этим проблемы развития рынка потребительского кредитования в России и политику действия коммерческих банков на данном рынке нельзя отнести к разряду решенных как на практическом, так и на теоретическом уровнях. Это обусловливает необходимость дальнейших исследований в указанном направлении.
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать основы развития
рынка потребительского
- выявить особенность
- разработать практические
Объектом исследования дипломной работы является потребительское кредитование в коммерческом банке «ВТБ 24» (ЗАО).
Методы исследования дипломной работы построены на системном анализе понятийного аппарата; построении классификационных критериев; функционально-структурном анализе; статистическом, графическом и экономическом анализе.
1. Основы развития рынка
1.1. Рынок потребительского
Рынок потребительского кредитования представляет собой сегмент финансового рынка, на котором осуществляются операции по перераспределению кредитных ресурсов между кредитными организациями, населением и организациями сферы обращения на условиях платности, срочности и возвратности.
Предметом функционирования рынка потребительского кредитования является категория потребительского кредита, наполняемая определенным экономическим и правовым содержанием.
Являясь экономической категорией,
кредит выражает экономические отношения,
возникающие между экономически
Кредит является стоимостной категорией, поскольку сама возможность возникновения экономических отношений по поводу перераспределения материальных и денежных ресурсов предопределяется наличием определенной стоимости этих ресурсов, т.е. в кредитных отношениях происходит «возвратное движение стоимости»1.
Как экономическая категория кредит состоит из элементов, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом. Такими элементами являются, прежде всего, субъекты кредитных отношений, которые выступают как кредитор и заемщик (должник). Кредитор и заемщик появляются во всех случаях, когда у одного субъекта отсрочено получение стоимостного эквивалента, у другого – его уплата2.
Кредитор – это сторона
Заемщик – сторона кредитных отношений, получатель кредита, займа, принимающий на себя обязательство возвращения полученных средств.
Субъектами потребительского кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, торговые и сервисные предприятия, а с другой стороны, – заемщики – население.
Вступая в кредитные отношения, кредитор и заемщик демонстрируют единство своих целей, единство своих интересов. Отношения между кредитором и заемщиком, их связь друг с другом представляют собой отношения двух субъектов, выступающих, во-первых, как юридически самостоятельные лица, во-вторых, как участники кредитных отношений, обеспечивающие имущественную ответственность друг перед другом, в-третьих, как субъекты, проявляющие взаимный экономический интерес друг к другу. Связи между субъектами кредитных отношений характеризуются устойчивостью, постоянством, определяются рамками кредита как целостной системы, как особых отношений, обладающих определенными свойствами3.
Объектом кредитных отношений выступает ссужаемая стоимость ресурсов в денежной или материальной (товарной) форме.
В отличие от прочих видов кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются, как правило, предметы потребления и услуги длительного пользования.
Наличие кредитных отношений
- при кредитных отношениях
- при кредитных
отношениях ресурсы передаются
во временное пользование, т.е.
Из этих
условий формируется
К определению
более узкой категории кредита
– потребительского кредита –
в отечественной литературе нет
единства мнений, и у различных
авторов можно встретить
Д.В. Малеев отмечает, что «в значении кредита, предоставленного физическому лицу, употребляются такие термины, как «потребительский кредит» и «розничный кредит»7. Здесь следует отметить, что существование понятия «розничный кредит» связано с тем, что сам термин «розница» в узком смысле употребляется в значении предоставления каких-либо услуг населению. По аналогии это понятие было перенесено и на услугу по предоставлению кредитов населению. Согласно самым последним тенденциям банковской практики (в том числе и в российской), наиболее распространен англоязычный термин «ритейл».
В отличие
от приведенной российской трактовки,
в западной литературе и в банковской
практике потребительскими называют ссуды,
предоставляемые частным
Одновременно с этим, по определению Совета управляющих ФРС США, который ежемесячно публикует статистическую информацию по потребительскому кредитованию в США, «потребительский кредит – это краткосрочная и долгосрочная задолженность физических лиц-потребителей финансовым учреждениям, розничной торговле и прочим дистрибьюторам по ссудам, предоставленным им для покупки товаров и услуг. Данная задолженность не включает закладные под недвижимость и ссуды на приобретение страховых полисов»9.
Возвращаясь к отечественным подходам к определению потребительского кредита, интересным представляется мнение Г.С. Пановой. Она указывает на условность самого термина «потребительский кредит», которая проявляется в том, что в данном термине «больше производительных, чем потребительных черт. Производительные черты ссуд на потребление заключаются в том, что кредит предоставляется на потребительные цели, направленные на воспроизводство жизнедеятельности людей (пища, одежда, отдых и т.д.)»10. По ее мнению, в таком случае действительно более оправдано вести речь о «кредитовании населения». С другой стороны, Г.С. Панова отмечает, что «кредиты на текущие нужды, предоставляемые банками, а также ссуды, выдаваемые наличными деньгами на предприятиях, в организациях и учреждениях – это, как правило, ссуды, имеющие потребительный характер, а ссуды на приобретение или строительство жилищ, хозяйственное обзаведение и ремонт жилищ – производственный характер. Этим по сути дела объясняется различный подход к трактовке потребительских ссуд в нашей стране и большинстве развитых стран Запада, где потребительскими называют лишь ссуды предоставляемые на приобретение потребительских товаров или оплату услуг. А ипотечные ссуды, ссуды на строительство, ремонт и покупку жилья потребительскими не считаются. Относительно долгосрочный характер и значительные размеры предопределили необходимость, с точки зрения западных банкиров, их обособления и учета отдельной балансовой строкой в отчетности коммерческих банков»11. В этой связи Г. С. Панова считает, что западный подход не точно отражает само понятие «потребительского кредита», поскольку жилищные, ипотечные ссуды также используются населением на цели потребления, а не производства.
Однако, противоположная точка зрения, в целом поддерживающая западный подход к определению потребительского кредита также широко представлена и в отечественной литературе. Так, в современном финансово-кредитном словаре под редакцией М.Г. Лапусты и П.С. Никольского потребительский кредит определяется как «форма кредита, при которой ссуда предоставляется физическому лицу для приобретения товаров и услуг потребительского характера»12.
Г.Н. Белоглазова
и Л.П. Кроливецкая понимают потребительский
кредит как «одну из форм кредита,
служащего средством
О.И. Лаврушин предлагает определить потребительский кредит как «продажу торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера»14.
В дополнение к вышеизложенным определениям, Е.Ф. Жуков отмечает, что «потребительский кредит переплетается с банковским постольку, поскольку торговые компании используют долговые обязательства потребителей для получения взамен ссуд от банков»15.
Нет единства мнений в отношении определения потребительского кредита и у законодателей. На стадии разработки норм законопроекта «О потребительском кредите» и внесении предложений по его совершенствованию у разработчиков, прежде всего, существенно расходятся мнения именно в отношении понятийного аппарата потребительского кредита и о составе видов и форм кредита, относимых к потребительским.
Так, в тексте законопроекта «О потребительском кредите», разработанного Минфином РФ, под потребительским кредитом понимается «предоставление кредитором денежных средств физическому лицу (потребителю) на основании договора потребительского кредита для удовлетворения его потребительских нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Договор потребительского кредита – это кредитный договор, договор займа, договор коммерческого кредита, в том числе договор купли-продажи, предусматривающий оплату товара в рассрочку или оплату товара, проданного в кредит, заключенный между потребителем и кредитором и соответствующий условиям, предусмотренным Федеральным законом»16. При этом, по мнению Минфина РФ, закон не должен регулировать отношения, возникающие из:
- договоров займа, кредита, обеспеченных ипотекой (залогом недвижимости);
- договоров, в соответствии с которыми работодателем предоставляются займы, кредиты своим работникам;
- договоров,
предусматривающих