Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:13, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в анализе инвестиционного климата региона России (Калужской области) и разработке мер по его активизации в ближайшие сроки.
В соответствии с этим в работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные этапы становления законодательства на федеральном и региональном уровнях.
Проанализировать состояние инвестиционного климата и социально-экономического положения Калужской области в настоящее время.
предложить перечень реальных инвестиций для активизации туристической отрасли Калужской области.
В процессе написания дипломной работы были использованы такие методы исследования, как диалектический метод (направленный на изучение причин, динамики и направленности развития инвестиционного климата в Российской Федерации), метод системного анализа, правовой и др.
Методологическую основу данной дипломной работы составляет использование разработок отечественных и зарубежных ученых, информация из книг, журналов, а также материалы внешнеэкономического развития России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Формирование государственной инвестиционной политики в России…6
1.1 Характеристика развития, законодательства об инвестициях в РФ 6
1.2. Проблемы инвестиционной активности в России. Основные цели, принципы и задачи инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Калужской области. 19
ГЛАВА 2. Инвестиционные ресурсы региона. 27
2.1 Условия формирования регионального инвестиционного климата в Калужской области. Оценка инвестиционных ресурсов региона 27
2.2 Инвестиционный риск как характеристика инвестиционной привлекательности региона. 44
ГЛАВА 3. Туризм как реальный сектор инвестиционных вложений. 55
3.1. Туристский потенциал Калужской области 55
3.2. Туристическая отрасль Калужской области: реальные инвестиционные проекты 60
3.2.1. Реконструкция гостиницы «Людиново» в городе Людиново 60
3.2.2 Строительство гостиничного комплекса «Липки» в Малоярославецком районе.61
3.2.3 Строительство туристической гостиницы в Малоярославецком районе в
п. Детчино 61
3.2.4 Строительство комплекса на федеральной автотрассе «Украина» 62
3.2.5 Строительство туристического центра в п. Детчино 63
3.2.6. Строительство и реконструкция круглогодичного спортивно-туристического комплекса «Квань» в пригороде Калуги 63
3.2.7. Строительство сети гостевых домов вдоль р. Угры в национальном парке «Угра» 64
3.2.8. Проектирование и строительство туристского приюта в п. Березичский Стеклозавод Козельского района (место "Старая речка") 66
3.2.9. Создание центра рыболовного спорта 67
3.2.10. Реконструкция Детского санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Сосновый бор» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Россия слишком велика, чтобы ее игнорировать, и слишком нестабильна, чтобы в нее вкладывать большие деньги - такова позиция большинства иностранных инвесторов. Мировой же опыт показывает, что приток иностранных инвестиций, в особенности прямых решает множество кризисных задач, стоящих в настоящее время перед экономикой России: способствует передаче технологии и ноу-хау; не увеличивает внешней задолженности страны, а наоборот, позволяет получить средства для ее погашения; повышает производительность труда и занятость населения; содействует передаче передовых методов управления и маркетинга и др. В последнее время в России наблюдается стабилизация социально-экономической ситуации, что в немалой степени способствует оздоровлению инвестиционного климата в стране. И тому есть множество примеров: сокращение количества убыточных производств, увеличение поступлений доходов в бюджет, снижение задолженности по выплатам заработной платы, сокращение безработицы, благоприятная конъюнктура цен на основные позиции российского экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы), а также некоторые другие. Последний фактор характеризует прямую зависимость доходных статей бюджета от ситуации на мировом рынке, что говорит о сохранении Россией обидного статуса "сырьевого придатка".
Основным путем выхода из этой ситуации, по мнению экспертов, видится значительное увеличение капиталовложений в экономику, причем не столько в добывающую промышленность и сферу услуг, сколько в начальные стадии научно-технического развития, т.е. в фундаментальные научные исследования, прикладные исследования и, самое главное, внедрение в производство новых технологических процессов. Тогда станет возможным увеличение производства конкурентоспособной конечной продукции многих отраслей промышленности и, следовательно, значительное уменьшение импортной зависимости. Конечно, все положительные изменения в масштабе страны происходят постепенно, поэтому необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют Правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - "Правительство работает только на себя". Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутри российские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики "сколотили" себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.
Вообще же капиталовложения проводятся
частными инвесторами в первую очередь
ради получения прибыли и, пока мы
имеем дело с неуравновешенной экономикой,
неясной политической ситуацией
и несовершенным
Предметом исследования дипломной работы является система государственного регулирования инвестиций региона на примере Калужской области.
Объект исследования – система мер инвестиционного регулирования.
Цель дипломной работы
заключается в анализе
В соответствии с этим в работе необходимо решить следующие задачи:
В процессе написания дипломной работы были использованы такие методы исследования, как диалектический метод (направленный на изучение причин, динамики и направленности развития инвестиционного климата в Российской Федерации), метод системного анализа, правовой и др.
Методологическую основу данной дипломной работы составляет использование разработок отечественных и зарубежных ученых, информация из книг, журналов, а также материалы внешнеэкономического развития России.
Разрушение системы инвестирования, существовавшей прежде в рамках централизованно управляемой экономики, произошло в относительно сжатые сроки. Формирование же ноной системы воспроизводственных отношений оказалось длительным, противоречивым и в настоящее время до конца не завершенным.
Несбалансированность - один из признаков современного инвестиционного процесса в России. Цены в капитальном строительстве на протяжении 1990-2000-х гг. растут быстрее, чем потребительские. Считается, что достижение устойчивости и сбалансированности инвестиционного процесса связано с действием стоимостных регуляторов экономики — цен, налогов, кредита и т.д.
Другой признак современного инвестиционного процесса в России — неравномерность. Различия между российскими регионами по показателю инвестиционных вложений составляют более 100 раз. Учитывая, что инвестиции являются стратегическим фактором развития экономики России, ясно, что неравномерность инвестиционных вложений будет обусловливать углубление дифференциации социально-экономического развития регионов в течение ближайших 10-15 лет. Некоторые показатели социально-экономического развития российских регионов в 2003 г
Неравномерность инвестиционных процессов проявляется и в самих регионах. Подавляющая часть инвестиции вкладывается в региональные промышленные центры. Основная же часть российских территорий остается без инвестиционных вливаний, а значит, и без перспектив повышения благосостояния большей части населения. Этот вывод подтверждается данными, опубликованными Программой развития ООН: в менее развитых регионах обнищание происходило быстрее; в 2000-х гг. достигнуто беспрецедентное неравенство внутри регионов и между ними.
Начальный этап развития законодательства охватывает промежуток с 1991 по 1996 г. Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом "бурной" приватизации государственной собственности. Для инвестиционного начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. Проводимая на данном этапе приватизация осуществлялась в условиях практического отсутствия инфраструктуры финансового рынка, развитого законодательства, обеспечивающего защиты прав миноритарных инвесторов.
Второй этап охватывает период примерно с начала 1996 г. по 1999-2000 гг. На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Данный период хронологически начинается с принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также Указа Президента РФ № 1009, которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). На этом этапе были приняты также Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". До августа 1998 г, не предполагалось, что одним из основных негативных последствий принятия данного закона будут опасности, появляющиеся с выходом субъектов Федерации на международный кредитный рынок. Статьей 6 постулировалось, что в результате эмиссии ценных бумаг субъекта РФ у данного субъекта возникают обязательства и эти обязательства составляют его внешний долг. К весне 1998 г. о намерениях разместить евро-фонды заявили около двух десятков субъектов Федерации, и даже ряд городских муниципалитетов. Однако привлечение регионами внешних займов не контролировалось Правительством РФ. И при этом в соответствии с нормами международного права в случае неисполнения субъектами РФ своих долговых обязательств, ответственность за их исполнение переходит к Российской Федерации. В итоге после августовского кризиса органы власти субъектов Федерации стали отказываться от исполнения валютных долговых обязательств и за большую часть этих обязательств должно взять на себя ответственность Правительство РФ.
Негативными последствиями принятия указанной статьи закона явились столкновение интересов Российской Федерации на мировом кредитном рынке с интересами собственных субъектов и появление в ряде таких регионов сепаратистских настроений.
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117 - 8, а так же законы, обеспечивающие расширение инвестиционных возможностей, предоставляемых инвесторам, к ним следует отнести:
Третьей тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап, следует признать дальнейшее расхождение в принципах и формах регулирования прямых и портфельных инвестиций. На начальном этапе регулирования законодатель практически не проводил различий между регулированием прямых и портфельных инвестиций. Принятые в 1991 г. Законы РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" не видели различий в регулировании инвестиций, когда инвестор сохраняет контроль за инвестированными им средствами и участвует в управлении предприятиями, созданными с его участием (прямые инвестиции), и случаями, когда инвестор заинтересован лишь в получении дохода от инвестированного капитала и практически не участвует в управлении предприятием (портфельные инвестиции). После 1998 г. законодатель начал проводить различия между первым и вторым типом инвесторов, что выразилось в принятии новой редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" и от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов.2
Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - ФЗИИ) регулирует иностранные прямые капиталовложения, отношения по приобретению иностранным инвестором не менее 30% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного общества или товарищества; вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды лизинга оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб. (ст.2 ФЗИИ). Настоящий Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"3 определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
Информация о работе Государственное регулирование инвестиций на примере Калужской области