Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:18, лекция

Краткое описание

[Сущность финансов,] как экономической категории [заключается в том, что финансы имеют всегда денежную форму выражения.]
[Финансы,] выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение,[ выступают в качестве экономической категории.]
[Финансы- это совокупность денежных отношений, которые направлены на на формирование и использование общегосударственных средств для решения политических и экономических задач.]

Вложенные файлы: 1 файл

vord.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

1. Сущность  и функции финансов (из лекции)

[Сущность финансов,] как экономической категории [заключается в том, что финансы имеют всегда денежную форму выражения.]

[Финансы,] выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение,[ выступают в качестве экономической категории.]

      [Финансы- это совокупность денежных отношений, которые направлены на на формирование и использование общегосударственных средств для решения политических и экономических задач.]

 

Выделяют следующие [подходы к сущности денег], описанные в современной эконо-

мической литературе:

[1) сущность денег раскрывается в соответствии с историей их возникновения ](то-

варным происхождением); Марксистский подход

[2) сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют]. При этом

подходе раскрытие сущности денег  не имеет большого значения –  [важны функ-

ции, которые они могут выполнять, и соответственно роль, которую деньги игра-

ют в современной экономике]; Функциональный подход, наиболее популярен.

[З) сущность денег определяется посредством ряда общих свойств, характеризую-

щих их внутреннее содержание независимо от всего разнообразия форм и видов.]

Сущность финансов, как экономической  категории, наиболее полно отображается в их базовых функциях.

Функции финансов: (Буга выделяет 3 функции, в других источниках  в основном выделяется только 2 функции: распределительная и контрольная)

[Воспроизводственная (формирование денежных фондов, получение наличных денежных средств.] Это необходимо для функционирования субъектов. Формирование ден. Фондов, получение наличных ср-в происходит на различных уровнях: федеральном, региональном, местном, на уровне отдельно взятого хозяйства, на уровне отдельно взятого гражданина.)

[Распределительная (ранее полученные денежные средства и сформированные денежные фонды подлежат распределению и использованию для удовлетворения соответствующих целевых потребностей экономических субъектов)]

[Контрольная (создаётся и используется система финансового контроля за количественными и качественными параметрами процессов формирования, распределения  и использования денежных фондов и наличных денежных средств.)]

2. Роль финансов  в экономике (ун-т РУДН, преподаватель  Карпенко О.А.)

[Финансы являются инструментом] мобилизации средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики[ для осуществления экономической деятельности и органами государственной и муниципальной власти для реализации своих функций. Это комплекс финансовых операций, с помощью которых хозяйствующие субъекты и органы власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.]

Фонды аккумулируемых денежных средств  в процессе их образования и движения являются носителями финансовых отношений. [Субъектами этих отношений являются юридические и физические лица, а также органы государственного и муниципального управления. Экономические операции осуществляются с использованием денег. Денежный оборот — основа финансов. В связи с этим они отражают денежные отношения, складывающиеся в процессе распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых участниками экономической деятельности.]

В большинстве стран нетрудоспособное население (лица, не достигшие 16—18 лет, а также находящиеся в специализированных учреждениях, лица, выбывшие из состава рабочей силы) составляет 40—60%, безработные — 2—5%, занятые в бюджетных учреждениях — 10—15%. Поэтому, [для того чтобы любое государство, в частности Россия, существовало нормально, стоимость, создаваемую работающими гражданами, необходимо рационально разделить между всеми ввиду того, что в условиях ограниченности жизненных ценностей продолжение человеческого рода невозможно без такого общественного процесса, как их перераспределение от трудоспособных к нетрудоспособным.]       

Каждый цикл воспроизводства начинается с финансовых ресурсов и имеет повторение в дальнейшем лишь после того, как созданная в производстве и реализованная в процессе обмена стоимость подвергнется распределению (и перераспределению), в результате чего будут сформированы новые финансовые ресурсы и денежные фонды. 

3. Признаки  финансов.

[• денежный характер финансовых отношений. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения);

• распределительный  характер финансовых отношений. Областью возникновения и функционирования финансов являются стадии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте;

• финансовые отношения находят свое материальное воплощение в централизованных и  децентрализованных фондах денежных средств.]

4. Методы  финансового планирования

Для планирования финансовых показателей  и составления финансовых планов используют методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.  
 
[Нормативный метод является наиболее простым методом расчета плановых финансовых показателей. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. В финансовом планировании используют общегосударственные, местные (региональные), отраслевые нормативы и нормативы предприятия. ] 
[Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде. ] 
Особенно широко применяют[ балансовый метод. При этом путем построения балансов увязывают потребность в финансовых ресурсах и источники их формирования. Большинство финансовых планов составляют в виде различных форм балансов. ] 
[Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Наиболее часто этот метод применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании капитальных вложений. ] 
[Метод экономико-математического моделирования состоит в определении количественного выражения взаимосвязи финансовых показателей и влияющих на него факторов. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание закономерности изменения конкретного экономического показателя при изменении основных факторов.]

Важным элементом финансового  планирования является[ налоговое планирование, которое предполагает минимизацию налоговых обязательств в соответствии с действующим законодательством. Налоговое планирование базируется на праве каждого плательщика налогов использовать не запрещенные законом способы, приемы и меры для сокращения уплачиваемых налогов. ]

5. Особенности  финансирования федерального бюджета  (особенностей так и не нашла)

[Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

  • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;]
  • государственную пошлину.

[Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования имущества;
  • доходов от продажи имущества;]
  • части прибыли унитарных предприятий.

[В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.]

Доходы федерального бюджета могут  передаваться бюджетам субъектов Федерации  и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

[Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, ]Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • [функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; и т д]
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • официальный статистический учет.

[При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.]

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

[Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.]

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме  того, федеральным бюджетом на очередной  финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Не допускается расходование средств  резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение  деятельности президента РФ.

Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

[Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

  • обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
  • национальная оборона (19,0%),
  • финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).]

6. Финансовая  система государства и характеристика ее звеньев

[Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.]


А властные структуры можно разделить .

Каждый элемент финансовой системы  выполняет свои функции, но вместе они

образуют единую финансовую систему  страны.

[Финансы предприятий являются основой единой финансовой системы страны.

Они обеспечивают процесс создания и распределения общественного продукта и

национального дохода и являются главным  источником формирования государ-

ственного бюджета.

От состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность государственного

бюджета финансовыми ресурсами.

Государственные финансы охватывают часть денежных отношений, возникающих

по поводу распределения и перераспределения  стоимости ВВП, которая в уста-

новленном размере аккумулируется в руках органов государственной  власти для

покрытия расходов, необходимых  для выполнения государством своих функций.]

Главным звеном государственных финансов является государственный бюджет.

[Внебюджетные фонды представляют собой средства Федерального Правительства

и региональных властей, связанные  с финансированием целевых расходов, не

включаемых в бюджет.]

Специфическим звеном финансовой системы  выступает [государственный кре-

дит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государст-

вом временно свободных денежных средств  различных субъектов экономики  для

финансирования государственных расходов.]

Как самостоятельный элемент финансовой системы часто выделяют страхование.

[Страхование – экономические отношения по созданию и использованию денеж-

ных фондов для возмещения ущерба (вреда) при наступлении различных  небла-

гоприятных событий в жизни и деятельности субъектов экономики.]

[Финансы домашних хозяйств (граждан) представляют собой денежные отноше-

ния физических лиц с другими  субъектами, возникающие в процессе образования и ис-

пользования денежных доходов семейного  бюджета.]

Финансы домашних хозяйств состоят  из семейного бюджета. Доходная часть  се-

мейного бюджета формируется за счет: заработной платы; доходов от предприниматель-

ской деятельности; от операций с  личным имуществом; от владения ценными  бумагами;

денежных накоплений в финансово-кредитной сфере; доходов в виде льгот и выплат со

стороны государства и т.д. [Денежные расходы семейного бюджета подразделяются: на

налоги, платежи, потребительские  расходы, сбережения и накопления. Расходы  семейно-

го бюджета выполняют очень важную роль для воспроизводства и обеспечения жизне-

деятельности семьи. За счет расходов семьи создается финансовый портфель.

Финансовый портфель – это совокупность активов, составляющих богатство

отдельной семьи.]

7. Общая  характеристика государственных финансов (определение, функции, структура и содержание и управление гос.финансами)

[Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступаетгосударство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.]

[ Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Информация о работе Сущность и функции финансов