Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:27, реферат
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры
Заочного отделения факультета дошкольной педагогики и психологии
по курсу «Концепции современного естествознания»
Тема реферата *Знакомство детей дошкольного возраста с экологическими
проблемами современности.*
Список литературы:
1. С.Н. Николаева «Система
экологического воспитания
2. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»
Предисловие
Двадцатый век – это интенсивный научно – технический прогресс и актуализация культуры как жизненно необходимой и философской категории, прокладывающей путь к синтезу науки, религии и искусства. Прогресс цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания. Экология приобретает особую значимость.
Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием.
Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.
На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." ит.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.
Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних перевоспитаний практически всех аспектов общественной жизни.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношение с ним.
Концепция
и программа в комплексе с
технологиями позволяют любому
дошкольному учреждению
Основа содержания экологического воспитания дошкольников.
Экологическое
воспитание рассматривается
Реализация экологического
подхода в ознакомлении
Учитывая специфику
возраста детей, особенность
Дошкольник знакомится
с миром природы,
Ребенок знакомится
с природой на уровне
Современная биология рассматривает отдельно взятый организм как самостоятельную единицу живого. По определению В.И. Вернадского, организм- это отдельный элемент однородного живого вещества. Среди различных уровней организации живой материи отдельный организм занимает свое определенное место: следуя за молекулярно – генетическим уровнем, он предшествует популяционно – видовому и биогеоценотическим уровням. В философской науке выделяются такие качества организма, как целостность и завершенность; организм рассматривается как хорошо структурированная отлаженная система.
Главная характерная черта – это разнообразие живых объектов, с которыми сталкивается ребенок в период дошкольного детства. Ближайшее природное окружение позволяет видеть ему множество цветущих растений, высокие деревья и низкие травы, ползающих жуков и порхающих бабочек, различных птиц. Многообразие объектов и явлений природы врываются в жизнь ребенка, и становится предметом его познания. Все многообразие растений и животных предстает перед ребенком не в статичном, неизмененном виде. Дети могут наблюдать контрастные состояния растений в летний и зимний периоды, во время их цветения и увядания, динамичность животных при различных формах их поведения, видеть детенышей и взрослых особей. Все явления оставляют яркие эмоциональные впечатления у дошкольников. Таким образом, многообразие растений и животных, их связь с внешней средой, рост и развитие являются атрибутами окружающей ребенка природной действительности, которые без напряжения входят в сферу его познавательной деятельности.
Видовое многообразие живых объектов, их тесная взаимосвязь со средой обитания, особенности онтогенетического развития растений и животных – три важных аспекта биоэкологи. Они могут стать исходными положениями для построения дидактичной системы экологических знаний о живой природе для детей дошкольного возраста.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально – активной и творческой личности.
Экологическое образование в программе «Истоки» не выделено в качестве отдельного направления, а пронизывает ее различные разделы, наиболее полно проявляясь в разделе «Природа и ребенок». Такой подход отражает идею экологизации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Какие же задачи экологического образования можно решать в рамках различных разделов программы?
«Социальное развитие». Акцентируется внимание на вопросах социальной компетентности ребенка. Такой подход крайне важен с точки зрения преобразования экологических знаний ребенка в поведенческие, мотивационные установки, реализуемые им на практике. Формирование отношений природы и ребенка идет на фоне его постоянного общения с взрослыми, другими детьми, в процессе, которого ребенок усваивает нравственные общечеловеческие ценности, национальные традиции, проявлять любовь к семье и Родине, формируется его гражданственность. Нравственные общечеловеческие ценности должны включать и представления ребенка о самоценности, красоте, уникальности природы, ее эстетическом значении в жизни человека.
Включая
в программу ряда проблем
Представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния, желания и умения действовать. Воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов.
Гражданскую
позицию ребенка формируют
«Познавательное развитие». Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомиться с природой в процессе непосредственного общения с ней, экспериментирования, наблюдения, коллекционирования. Изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей представлений о причинно – следственных связях, обобщенных представлений об объектах (животные, растения, грибы).
Познакомив детей с некоторыми природными закономерностями и сформировав эмоциональное, осознанно – бережное отношение к различным компонентам природы, педагог переходит к обсуждению проблем взаимоотношений человека и природы и их последствий. При таком подходе ребенок на основе сформировавшихся в процессе представлений и эмоционально-положительного отношения к природе может сформировать правила поведения в природе, оценить действия человека с позиции безопасности для природы. К необходимости бережного отношения к деревьям дошкольники знакомятся с разнообразными животными, растениями, грибами, которые тесно связаны с деревьями. Затем обсуждают, что будет с каждым из этих организмов в случае исчезновения дерева. В заключение обсуждается необходимость беречь деревья, формулируется правила поведения в лесу, в городе.
«Эстетическое развитие». Через эстетическое восприятие дети постигают красоту, неповторимость природы, учится видеть необычное в обычных явлениях окружающего мира. Формированию положительного отношения к природе способствуют ее художественные, музыкальные образы (рассматривание репродукций художников: Шишкин, Васнецов, Айвазовский и др., прослушивание музыкальных произведений: Чайковского, Шуберта, Баха и др.). Формирование у ребенка положительного отношения к естественным (лес, луг, река) и искусственным (парки, скверы, природно – архитектурные ансамбли) ландшафтам (красивые, вызывающие положительные эмоции, а значит-нужно беречь!) и отрицательного – к загрязненным, замусоренным местам, хаотичным нагромождениям серых зданий, свалкам (некрасиво – нужно делать так, чтобы их не было!). Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умение удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как меньших братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира: и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
«Физическое развитие». С ранних лет надо формировать потребность в здоровом образе жизни. Экологическое образование предполагает активное общение ребенка с природой, а значит, тесно связано с его физической активностью и здоровьем. Здоровье ребенка зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения: избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок.
«Речь и речевое общение». Экологическое образование должно способствовать развитию речи ребенка. Для этой цели могут использоваться объекты природы: обитатели живого уголка, домашние животные, комнатные растения. На основе своих наблюдений дети составляют рассказы, сказки, загадки. Наблюдения, экспериментирование и другие виды детской деятельности обязательно сопровождаются детским обсуждением с активным участием детей.
«Художественная литература». Для различных занятий по экологии подбираются соответствующие тематике художественные (сказки, рассказы: М.Пришвин, Б. Житкова, Бианки и др.; стихи: А.С. Пушкин, Есенин, Тютчев) научно-популярные произведения, которые обсуждаются с детьми. Ребенок учится выражать свое эмоциональное отношение к природе при помощи различных литературных образов. На основе собственных наблюдений, опыта дети сочиняют рассказы, сказки, стихи.
«Культура быта». Научить ребенка существовать в мире природы и вещей, не нарушая естественного равновесия. «Заботливая связь с тем местом на земле, где живет сам человек». Изучение экологии своего дома, жилища, знакомство ребенка с использованием природных ресурсов, формирование навыков бережного отношения к ним (экономия воды, света, бумаги, вторичное использование различных отходов, например, упаковок) знакомство с проблемой загрязнения среды мусором, опасными бытовыми химическими веществами.
Информация о работе Знакомство детей дошкольного возраста с экологическими проблемами современности