Методика организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 20:05, курсовая работа
Краткое описание
Цель: показать особенности организации исследовательской деятельности в начальной общеобразовательной школе.
Задачи: раскрыть значение развития исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться; изучить исследовательский потенциал младшего школьного возраста; выявить особенности проблемно – исследовательского метода преподавания как основного метода исследовательского обучения;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ заданий исследовательского характера КАК СРЕДСТВА развития учебно-исследовательской ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников 1.1 Понятие учебно-исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте 1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников 1.3 Использование заданий исследовательского характера как средства развития учебно-исследовательской деятельности II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК средства развития учебно-исследовательской деятельности 2.1 Изучение системы работы учителя МОУ «ООШ № 2» Емельяновой И. А. по использованию заданий исследовательского характера 2.2 Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методика организации
исследовательской деятельности учащихся
начальных классов на уроках окружающего
мира
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
заданий исследовательского характера
КАК СРЕДСТВА развития учебно-исследовательской
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников
1.1 Понятие учебно-исследовательской
деятельности, ее особенности в
младшем школьном возрасте
1.2 Организация учебно-исследовательской
деятельности младших школьников
1.3 Использование заданий
исследовательского характера как
средства развития учебно-исследовательской
деятельности
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ КАК средства развития
учебно-исследовательской деятельности
2.1 Изучение системы работы
учителя МОУ «ООШ № 2» Емельяновой
И. А. по использованию заданий
исследовательского характера
2.2 Систематизация групп
заданий исследовательского характера
и их апробация в самостоятельной
практической деятельности младших
школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Введение
«Испытание натуры (природы)
трудно…
однако приятно, полезно, свято.
Чем больше таинства ее разум
постигает,
тем вящее увеселение чувствует
сердце»
М.В.Ломоносов
В педагогике и психологии -
«исследовательским обучением» именуется
подход к обучению, построенный на основе
естественного стремления ребенка к самостоятельному
изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского
обучения – на первом месте, как в социальном,
так и в учебном пространстве, необходимо
создать благоприятные условия для её
реализации. Предполагается, что образовательный
процесс в школе должен быть направлен
на достижение такого уровня образованности
учащихся, который был бы достаточен для
самостоятельного творческого решения
мировоззренческих проблем теоретического
или прикладного характера. Достижение
этой цели связывается с организацией
учебной деятельности, имеющей исследовательскую
направленность.
У каждого ребенка есть способности
и таланты. Дети от природы любознательны
и полны желания учиться и, как известно,
именно период жизни младших школьников
отличается огромным стремлением к творчеству,
познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить
свои дарования, нужно умное и умелое руководство
взрослых.
Исследовательское поведение
- один из важнейших источников формирование
способности самостоятельно, творчески
осваивать и перестраивать новые способы
деятельности в любой сфере человеческой
культуры.
Однако в школе уже много лет
продолжается противодействие традиционного
и исследовательского обучения. И по-прежнему
традиционное обучение в нашей стране,
строится не на методах самостоятельного,
творческого исследовательского поиска,
а на репродуктивной деятельности, направленной
на усвоение уже готовых, кем-то добытых
истин. Благодаря этому обучению у ребенка
в значительной мере утрачивается главная
черта исследовательского поведения -
поисковая активность. Итогом становится
потеря любознательности, способности
самостоятельно мыслить, делая в итоге
практически невозможными процессы самообучения,
самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка
ребенка к исследовательской деятельности,
обучение его умениям и навыкам исследовательского
поиска становится важнейшей задачей
образования и современного учителя.
Все это и обусловило актуальность темы
исследования.
Впервые в истории отечественного
школьного образования «формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность
к саморазвитию и самосовершенствованию»,
рассматривается в качестве важнейшей
задачи системы образования на государственном
уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным
становится вопрос о том, как можно и нужно
развивать универсальные учебные действия.
Многие учителя, понимая важность
умения учиться и разделяя идеи концепции
развития универсальных действий, всё
же испытывают большие сомнения в возможности
достижения поставленных задач. И одна
из основных причин — недостаток знаний
и умений в области применения таких психолого-педагогических
технологий, с помощью которых становится
возможным достижение новых образовательных
результатов.
Современный мир очень динамичен,
и меняется он столь стремительно, что
это заставляет современную психологию
пересматривать роль и значение исследовательского
поведения в жизни человека, а педагогику
ориентирует на переоценку роли исследовательских
методов обучения в практике массового
образования. В XXI веке становится всё
более очевидно, что умения и навыки исследовательского
поиска в обязательном порядке требуются
не только тем, чья жизнь уже связана или
будет связана с научной работой, они необходимы
каждому человеку.
Ни для кого не секрет, что детская
потребность в исследовательском поиске
обусловлена биологически. Познавательное
отношение ребенка к окружающему миру
появляется в раннем детстве. В его основе
лежит потребность во впечатлениях от
внешнего мира. Всякий здоровый ребёнок
рождается исследователем. По данным психологических
исследований именно потребность во внешних
впечатлениях выступает предпосылкой
и даже движущей силой психического развития
ребенка. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, стремление наблюдать
и экспериментировать, самостоятельно
искать новые сведения о мире традиционно
рассматриваются как важнейшие черты
детского поведения. Постоянно проявляемая
исследовательская активность – нормальное
естественное состояние ребёнка. Именно
это внутреннее стремление к познанию
через исследование порождает исследовательское
поведение и создаёт условия для исследовательского
обучения. В современном динамичном мире
принципиально важно, чтобы психологическое
развитие ребёнка уже на самых первых
этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Преобладание репродуктивных
методов в современном образование вызывает
протест со стороны современных специалистов,
но всё же многие учителя испытывают трудности
в применении методов исследовательского
обучения на уроках. И одна из основных
причин – недостаток знаний и умений в
области применения таких психолого-педагогических
технологий, с помощью которых возможно
достижение новых образовательных результатов.
Данная проблема позволила
сформулировать тему работы.
Тема: «Методика
организации исследовательской деятельности
младших школьников в начальной общеобразовательной
школе».
Цель: показать особенности
организации исследовательской деятельности
в начальной общеобразовательной школе.
Задачи:
раскрыть значение развития
исследовательского отношения к окружающему
миру в формировании умения учиться;
выявить особенности проблемно
– исследовательского метода преподавания
как основного метода исследовательского
обучения;
изучить строение урока-исследования
разработать рекомендации по
организации уроков исследований;
Глава I. Становление исследовательского
подхода в изучении природы и сущность
основных понятий
Задатки исследовательского
обучения наблюдаются ещё в античности,
в частности это знаменитые беседы, которые
проводил Сократ. Но всерьёз об исследовательских
методах заговорили гораздо позже.
1.1 Теоретико-методологическая
основа исследования: методические и теоретические
аспекты организации учебно-исследовательской
деятельности школьников в трудах отечественных
педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова,
Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского
и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег,
Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе
и других. Методические и дидактические
основы использования исследовательских
методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером,
М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование
обучения, направленного на формирование
умений добывать и применять полученные
знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым,
Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным,
И.С.Якиманской. Значимость творческой
исследовательской деятельности в школе
подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя,
А.М.Матюшкин; психологические основы
организации учебно-исследовательской
деятельности детей разного возраста
описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым.
Теоретические, методические, дидактические
аспекты исследовательской деятельности
учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой,
Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы
развития исследовательских умений рассматривались
А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым.
1.2 Сущность и содержание исследовательской
деятельности
Для уточнения и конкретизации
понятия исследовательская деятельность
нами были изучены такие понятия, как «деятельность»
и «исследование».
Деятельность — процесс (процессы)
активного взаимодействия субъекта с
миром, во время которого субъект удовлетворяет
какие-либо свои потребности. Деятельностью
можно назвать любую активность человека,
которой он сам придает некоторый смысл
А. И. Савенков дает определение:
«Исследовательскую деятельность следует
рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой
деятельности, порождаемый в результате
функционирования механизмов поисковой
активности и строящийся на базе исследовательского
поведения. Она логически включает в себя
мотивирующие факторы (поисковую активность)
исследовательского поведения и механизмы
его осуществления».
Исследование, исследовательское
поведение – это неотъемлемая часть поведения
любого живого существа, условие его выживания
в изменяющейся среде, условие развития
и даже здоровья.
Важным для работы по развитию
исследовательского поведения ребенка
следует понимать следующие моменты:
- исследовательская инициатива
может проявляться или отдельным
ребенком или группой детей (здесь
можно наблюдать реакции, интерес,
способы действия, как двое детей
договариваются между собой, распределяют
цели и средства, какие стратегии
совместного обследования используют)
- Ученые выделяют следующие
группы мотивов исследовательской
инициативы «бескорыстная» познавательная
активность, практические, учебные, мотивы
внесения разнообразия в однообразные
условия, вызывающие скуку.
- При этом важно понимать,
что результатом реализации указанных
мотивов (соответственно) будут: познание
безотносительно к решению утилитарных
практических задач, достижением
конкретного утилитарно значимого
результата, направленность субъекта
на приобретение опыта, изменение
настроения ребенка.
- Фактором, запускающим процесс
исследовательской инициативы является,
по наблюдениям и выводам многих психологов
(Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.) субъективная
неопределенность: объекта, ситуации,
которая проявляется в новизне, сложности,
коллективном конфликте или противоречивости
поступаемой информации.
- К средствам исследовательского
поведения, имеющимся у ребенка
психологи относят: анализаторы (зрительное
исследование, слуховое, тактильное, вкусовое
и т.д.), природные и искусственные
орудия; (технические средства наблюдения
и т.д.); другие субъекты; внутренние
психические средства исследовательского
поведения: инстинктивные программы
(врожденные ориентированно-исследовательские
реакции); опыт исследовательского поведения
конкретного человека.
- По использованию речи
в исследовательском поведении
различают вербальное и невербальное
исследовательское поведение.
Познавательные вопросы включают
в себя:
а) вопросы идентификации (что
это такое? кто это?)
б) вопросы классификации и
определений (например, что означает то
или иное слово)
в) вопросы о фактах и свойствах
вещей и явлений (о качестве и количестве,
о времени и месте, о принадлежности и
пр.)
г) вопросы объяснения и аргументации.
2) Социально – коммуникативные
вопросы включают в себя:
а) вопросы о намерениях и деятельности
(что ты будешь сейчас делать?)
б) оценочные вопросы (что такое
хорошо и что такое плохо?)
в) вопросы подтверждения и
поиска помощи
г) риторические вопросы
д) вопросы неопределенного
смысла.
- По характеру двигательной
активности различают локомотивное
(наблюдаю со стороны, наблюдаю перемещаясь
относительно объекта изучения) и манипулятивное
(что могу с ним сделать, изучаю изменяя
положение объекта в своих руках) обследование.
- К условиям исследовательского
поведения относят физические
условия (буквально, возможность или
невозможность проведения того
или иного действия), социальные
(на макроуровне, общество в целом
поощряет одни виды исследования
и запрещает другие, определяет
цели наиболее важных исследований,
задает требования к результатам
и т.д.).
На индивидуальном уровне, взрослый
направляет исследовательское поведение
ребенка, привлекает его внимание и поощряет
исследовать одни предметы и старается
вызвать негативное отношение и запрещает
обследовать другие. Ребенок исследует
не только физические предметы, но и социальные
отношения, в которые он включен.
- Результатом всего исследовательского
поведения будут, новая информация
об объектах, на которые было
направлено исследование (прямой
продукт), новая информация о других
объектах и о других свойствах
изучавшегося объекта, которые не
являлись предметом исследования;
приобретение знаний о самой
исследовательской деятельности
и ее практического опыта; познавательное
и личностное развитие исследователя.
1.3 Значение
развития исследовательского отношения
к окружающему миру в формировании
умения учиться;
С первого сентября 2011 года
начинает действовать Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования (далее ФГОС НОО). Стандарт
предъявляет к предмету «Окружающий мир»
такие требования:
освоение доступных способов
изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация
и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);