Ассортимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Тема: «Планирование ассортимента продукции» является актуальной в настоящее время, так как в связи с переходом Республики Беларусь к рыночным отношениям планирование ассортимента занимает важную роль.

Главной задачей любого предприятия должна стать задача организации систематического планирования товарной номенклатуры. Только в этом случае предприятие может улучшать свои экономические показатели и быть конкурентоспособным. Планирование ассортимента продукции является актуальной темой в современной рыночной экономике.

Статистический анализ, проведенный международными концернами, показал, что отсутствие конъюнктурной информации на стадии научно-исследовательских и конструкторских разработок в 75 % случаев ведет к неудачному сбыту готовой продукции. Прогнозная и оперативная информация о рыночной конъюнктуре и поведении товара на рынке является предпосылкой планирования обновления ассортимента продукции, регулирования цен и сбытовой сети, оптимизации каналов товародвижения, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 4

Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности

предприятия……………………………………………………………… 6

1.1. Ассортимент: понятие и структура …….…………………… 6

1.2.Процесс планирования ассортимента………………………… 10

1.3. Изучение коммерческой информации при

планировании ассортимента продукции предприятия………..………. 16

Глава 2. Анализ коммерческой работы по планированию

ассортимента на ОАО «Гомельский жировой комбинат»…….…….…. 17

2.1. Организационно-экономическая характеристика

предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат»………………… 17

2.2. Анализ коммерческой работы по планированию

ассортимента выпускаемой продукции на ОАО «Гомельский

жировой комбинат»…………………………………………………….. 29

2.3. Мероприятия по совершенствованию коммерческой

работы связанной с планированием ассортимента…………………… 31

Заключение………………………………………………………………… 33

Список используемых источников……………………………………….. 34

Приложения………………………………………………………………… 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (Кристины).docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………           4

Глава 1. Ассортимент и его роль в  деятельности

предприятия………………………………………………………………             6

          1.1. Ассортимент: понятие и структура …….……………………             6

          1.2.Процесс планирования ассортимента…………………………          10

         1.3. Изучение коммерческой информации при

планировании ассортимента продукции предприятия………..……….           16

Глава 2. Анализ коммерческой работы по планированию

ассортимента  на ОАО «Гомельский жировой комбинат»…….…….….         17

            2.1. Организационно-экономическая характеристика 

предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат»…………………          17

           2.2. Анализ коммерческой работы по планированию

ассортимента выпускаемой продукции на ОАО «Гомельский

жировой комбинат»……………………………………………………..             29

            2.3. Мероприятия по совершенствованию коммерческой

работы  связанной с планированием ассортимента……………………            31

Заключение………………………………………………………………… 33

Список  используемых источников……………………………………….. 34

Приложения………………………………………………………………… 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Тема: «Планирование ассортимента продукции» является актуальной в настоящее время, так как в связи с переходом Республики Беларусь к рыночным отношениям планирование ассортимента занимает важную роль.

               Главной задачей любого предприятия должна стать задача организации систематического планирования товарной номенклатуры. Только в этом случае предприятие может улучшать свои экономические показатели и быть конкурентоспособным. Планирование ассортимента продукции является актуальной темой в современной рыночной экономике.

        Статистический анализ, проведенный международными концернами, показал, что отсутствие конъюнктурной информации на стадии научно-исследовательских и конструкторских разработок в 75 % случаев ведет к неудачному сбыту готовой продукции. Прогнозная и оперативная  информация о рыночной конъюнктуре и поведении товара на рынке является предпосылкой планирования обновления ассортимента продукции, регулирования цен и сбытовой сети, оптимизации каналов товародвижения, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых услуг.

       Целью курсовой работы является анализ номенклатуры выпускаемых изделий и планирование товарного ассортимента предприятия.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:

  1. Изучить такие понятия как товар, ассортимент, номенклатура;
  2. Изучить планирования ассортимента;
  3. Изучить коммерческой информации при планировании ассортимента продукции предприятия

     Объектом  исследования является фирменная торговая сеть ОАО «Гомельский жировой комбинат».

     Предметом исследования данной курсовой работы является: «Коммерческая деятельность по организации фирменной торговли и пути её совершенствования».

     При написании работы были использованы такие методы исследования, как сравнение, анализ, изучение, наблюдение, исследование, сопоставление и обобщение данных.  

     В ходе анализа объекта исследования была использована учебная и периодическая  литература, задействованы различные  Интернет-ресурсы. Вопросы о фирменной торговле, её сущности и задачах наиболее полно освящены такими авторами, как С.Н. Виноградова, С.И. Башаримова, М.В. Дасько, О.В. Пигунова.

     Также при раскрытии данной темы использовались годовые отчеты ОАО «Гомельский  жировой комбинат» за 2009 – 2010 года и иные документы по фирменной торговле, к ним относятся:

     1. Статистические отчётности:

  • форма № 12-т «Отчет по труду»;
  • форма № 12-п «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера»;
  • форма 1-ф (ос) «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов»;

     2. Бухгалтерские отчётности:

  • Бухгалтерский баланс приложение №1;
  • Отчёт о прибылях и убытках приложение №2;

     3. Устав ОАО «Гомельский жировой  комбинат»;

     4. Организационная структура управления  ОАО «Гомельский жировой комбинат»;

     5. Ассортиментный перечень продукции,  вырабатываемой на ОАО «Гомельский  жировой комбинат»;

     6. Положение об отделе продаж;

     7. Приказы о проведении акций  в объектах розничной торговли;

     8. Отчет АВС;

     9. Организационная структура отдела  продаж;

     10. «Отчет о выручке по фирменной  торговле в разрезе торговых  объектов». (У тебя этого нет!!!)

     Структура курсовой работы включает введение, две главы с подпунктами, заключение, список использованных источников, приложения.

     Общий объём курсовой работы составляет 34  печатных страниц, включает 2 таблицы,      приложений.

     В процессе написания курсовой работы было использовано 11 литературных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Ассортимент и  его роль в деятельности предприятия

    1. Ассортимент: понятие и структура

     Политика  ассортиментов товара – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает  особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда  к товару со стороны потребителя  предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия  с производимым товаром зависят  все экономические показатели организации  и рыночная доля. Как свидетельствует  мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен  в ассортиментной политике, владеет  методами её реализации и может максимально  эффективно ею управлять.

     Товар – это имеющая потребительскую стоимость продукция, производимая для продажи или обмена.

     Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому  признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей.

     Номенклатура  или товарный ассортимент – это  вся совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид товара делится  на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит  из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

     Номенклатура  буквально означает перечень имен. Таким образом, номенклатура продукции - это перечень наименований производимой предприятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или  многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в  полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория  имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о  спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоколаде. По существу это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров.

     Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки  зрения ассортимент  может быть простым  или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает  выделение групп однородной продукции  или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п. Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство.

     Ассортиментные  группы по местонахождению товаров:

  • В отношении промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий – торговый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия;
  • Товарный ассортимент – перечень товаров, формируемых организацией с учетом спроса, материально-технической базы и специализации организации.

     Ассортиментные  группы по широте охвата товаров:

  • Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь;
  • Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки.
  • Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.
  • Простой – набор товаров представленный не большим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей;
  • Сложный – набор товаров представлен значительным количеством групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности;
  • Развернутый – набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками;
  • Сопутствующий – набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным;
  • Смешанный – набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

     Виды  ассортиментов по степени удовлетворения потребителей:

  • Рациональный ассортимент – набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе;
  • Оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.

     Разновидности ассортимента по характеру потребностей:

  • Реальный – действующий набор товаров находящийся в магазине у продавца;
  • Прогнозируемый – набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности;
  • Учебный – набор товаров для изучения и достижения учебных целей.

     С полным основанием изложенные положения  о номенклатуре и ассортимент  продукции могут быть отнесены к  выполнению работ и оказанию услуг, в отношении которых также  выделяются группы, виды, подвиды продукции.

     Формирование  ассортимента товаров – процесс  подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей  и обеспечивающей высокую прибыльность предприятия. Важнейшим принципом  формирования ассортимента товаров  является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной  широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина  – числом разновидностей товаров  по каждому наименованию. Широкий  ассортимент позволяет диверсифицировать  продукцию; ориентироваться на различные  требования потребителей и стимулировать  совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортимент легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие - уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.

Информация о работе Ассортимент