Здравоохранение в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.

Содержание

Введение
3
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
5
2 Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)

19
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь

35
Заключение
47
Список использованных источников
49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

3

1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления

5

2 Особенности политики здравоохранения  в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)

 

19

3 Роль государства в обеспечении  реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь

 

35

Заключение

47

Список использованных источников

49


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики нужно решить, с помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства.

Современные объекты сферы здравоохранения, являются сложными организациями, успех деятельности, в которых зависит от усилий всех работников, направленных на достижение общей цели. В связи с этим существенное влияние на общую эффективность работы оказывает структура взаимодействий, а учесть данную структуру можно лишь подходя к проблемам организации с позиций целостного системного подхода. Вместе с тем, функция организации как элемента системы управления развитием сферы здравоохранения состоит в удовлетворении определенных потребностей общества в услугах здравоохранения, отличающихся высоким динамизмом. При этом сама функция реализуется в движении конечных результатов системы управления развитием сферы здравоохранения. Очевидно, что деятельность системы будет тем результативнее, чем выше совпадение двух движущихся структур: структуры результатов и структуры потребностей услуг здравоохранения. Характеристика связи между действиями совокупного учреждения сферы здравоохранения и уровнем реализации функции по структурной мере может определяется как конечная результативность.

Основными государственными интересами в сфере здравоохранения может выступать переход к вариативному, личностно-ориентированному здравоохранению, к лечению по выбору. При этом удовлетворение государственных интересов должно быть направлено на создание более развитых рынков медицинских услуг на территории Республики Беларусь и переход от традиционных рынков услуг здравоохранения к рынкам, предлагающим разнообразные виды лечебно-оздоровительных услуг, отличающиеся лишь набором и формой оказания услуг на всех этапах лечения. Это обстоятельство, в свою очередь, предопределяет необходимость эффективного управления развитием сферы здравоохранения и усиления контроля качества медицинских услуг.

Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.

Цель написания курсовой на данную тему – изучение здравоохранения как объекта социальной политики на примере мирового опыта, а также его реализации в экономике Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:

1. Изучены сущность, цели и направления политики здравоохранения.

2. Рассмотрены особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой и проведен сравнительный анализ.

3. Выявлена роль государства  в обеспечении реализации целей  политики здравоохранения в Республике  Беларусь.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие политики здравоохранения, её сущность, цели, направления, а также рассматриваются основные ее модели. Во второй главе описываются особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (на пример США, Германии, Швеции), проведен их сравнительный анализ. В третьей главе рассматривается роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь.

При написании работы были использованы такие источники, как «Макроэкономика» А.В. Бондаря, «Социальная политика в Республике Беларусь» Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко, «Макроэкономика» Э.А. Лутохиной. При рассмотрении сущности, целей, направлений и показателей результативности политики здравоохранения и опыта зарубежных стран был проанализирован материал статей журналов «Проблемы управления», «Охрана труда и социальная защита», «Общество и экономика», «Экономист» и др.

 

 

 

1 Политика  здравоохранения: сущность, цели, направления

 

 

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Здравоохранение является основным предметом изучения социальной политики государства. Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

К основным функциям социальной политики относят [9, с.94]:

1. стабилизация, т.е. приведение к  устойчивости социальных отношений  и социального положения всех  групп населения;

2. поддержание и стимулирование  экономической и социальной активности населения;

3. гарантирующая, т.е. создающая основу  для обеспечения нижнего порога  материальных возможностей жизнедеятельности;

4. защитная, т.е. означающая помощь  гражданам в условиях наступления  состояния социального риска  и кризиса.

Социальная политика строится на основе определённых принципов, главные из которых:

1. социальное равенство членов  данного общества, означающее равенство  перед законом, а также в области  национальных отношений, вероисповедания  и др.;

2. социальная солидарность, понимаемая как общая, объединенная поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

3. социальная справедливость, имеющая  исторически обусловленные особенности, но в целом означающая определенную  социально-экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п. Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Ее структуру можно представить в виде единства пяти основных звеньев. Это:

1. политика обеспечения занятости;

2. политика регулирования доходов  населения;

3. политика социальных гарантий;

4. политика социальной защиты;

5. политика защиты здоровья и  экологической безопасности населения.

Система здравоохранения характеризуется единством 
организационно-правового, хозяйственно-экономического, информационного научно-технологического и образовательного пространства.

К базовым ценностям системы здравоохранения относятся:

  1. здоровье, как неотъемлемое право человека и его важнейший 
    ресурс;
  2. ответственность и подотчетность медицинских учреждений за 
    состояние индивидуального и общественного здоровья;
  3. справедливость и солидарность в оказании медицинской помощи.

Основными принципами системы здравоохранения являются:

  • Государственный характер;
  • Обеспечение и защита прав пациента;
  • Укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний;
  • Планирование и прогнозирование;
  • Научная обоснованность и доказательность;
  • Участие общественности, партнерство;
  • Международная интеграция.

В   государственной   политике   здравоохранения   приоритетами являются:

  • Здоровье женщин и детей;
  • Здоровье работающих;
  • Здоровье пожилых людей;
  • Стресс;
  • ВИЧ-инфекция;
  • Туберкулез и венерические заболевания;
  • Болезни сердечно-сосудистой системы;
  • Онкологические заболевания;
  • Несчастные случаи и отравления;
  • Наркомания, алкоголизм и курение.

Основной целью политики здравоохранения является повышение эффективности и совершенствование системы оказания медицинской   помощи   для   достижения   и  реализации   максимально возможного потенциала здоровья каждым человеком.

Задачи политики здравоохранения:

  1. Сохранение   и   развитие   единой   государственной   системы 
    здравоохранения.
  2. Развитие первичной медико-санитарной помощи.
  3. Повышение структурной эффективности здравоохранения.
  4. Обеспечение качества медико-санитарной помощи.
  5. Оптимизации финансирования служб здравоохранения.
  6. Развитие стратегического нормативного планирования.
  7. Развитие кадровых ресурсов для системы здравоохранения.
  8. Развитие и внедрение новых технологий.

Общей целью здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения (снижение общей смертности, заболеваемости, инвалидности, уровня младенческой и материнской смертности), что способствует увеличению средней продолжительности жизни населения и, в конечном итоге, улучшению медико-демографической ситуации в стране.

При разработке государственных программ для улучшения доступности и качества медицинской помощи в качестве приоритетных направлений развития национальной системы здравоохранения определены [12, с.312]:

  • преодоление различий в обеспечении медицинской помощью городского и сельского населения;
  • повышение доли финансирования первичной медико-санитарной помощи населению;
  • развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи;
  • внедрение современных технологий управления здоровьем женщин и детей;
  • развитие профилактических и реабилитационных технологий и формирование у населения навыков здорового образа жизни;
  • совершенствование медицинской науки и медицинского образования.

Задачами здравоохранения являются:

1. Предоставление населению медицинской  помощи, включая бесплатное лечение  в государственных организациях  здравоохранения;

2. Проведение государственной политики в области охраны здоровья населения;

3. Формирование здорового образа  жизни населения;

4. Обеспечение санитарно-эпидемического  благополучия населения;

5. Организация научных исследований, внедрение достижений науки и  техники в медицинскую практику.

Приоритетным структурным элементом политики здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе - охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

Информация о работе Здравоохранение в Республике Беларусь