Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:17, курсовая работа
Временное Правительство признавало допустимые изъятия недвижимого имущества, но при соблюдении сложной процедуры и надлежащем вознаграждении владельцев. Совершаемые государственной властью отчуждение или ограничение прав производилось или в пользу казны, например, для устройства полигона, или же чаще всего в пользу каких-либо общеполезных предприятий, например, в пользу общества железных дорог. Практически присутствием ничего не было сделано [3].
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ ………………………………………….
ПОНЯТИЕ «СОБСТВЕННОСТЬ» ……………………………………………
СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ …………………………………………...
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ …………………………………...
ПОЛНАЯ, НЕОГРАНИЧЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ……………………...
РАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОМОЧИЙ ………………………………………………
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ …………...
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ……………………………...
СОБСТВЕННОСТЬ И РЫНОК ……………………………………………….
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
(УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ) ………………………………………….. …
ЛИЧНОСТЬ – СОБСТВЕННИК ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ……...
КОЛЛЕКТИВ – СОБСТВЕННИК УСЛОВИЙ ………………………………
ТОВАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ …………………………..
МНОГООБРАЗИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ………….
СВОБОДА УЧРЕДИТЕЛЯ ……………………………………………………
ПРАВО ВЫХОДА ………………………………………………………….....
РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ………….………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ ………………………………………….
ПОНЯТИЕ «СОБСТВЕННОСТЬ» ……………………………………………
СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ …………………………………………...
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ …………………………………...
ПОЛНАЯ, НЕОГРАНИЧЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ……………………...
РАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОМОЧИЙ ………………………………………………
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ …………...
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ……………………………...
СОБСТВЕННОСТЬ И РЫНОК ……………………………………………….
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
(УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ) ………………………………………….. …
ЛИЧНОСТЬ – СОБСТВЕННИК ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ……...
КОЛЛЕКТИВ – СОБСТВЕННИК УСЛОВИЙ ………………………………
ТОВАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ …………………………..
МНОГООБРАЗИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ………….
СВОБОДА УЧРЕДИТЕЛЯ ……………………………………………………
ПРАВО ВЫХОДА ………………………………………………………….....
РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ………….………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Характеризуя развитие института принудительного прекращения прав на земельный участок в России, можно проследить, что данный институт развивается в соответствии с историей развития гражданских прав.
Еще правоведы дореволюционной России классифицировали спосо-бы прекращения права собственности, которые совершались при участии
власти и представляли собой принудительное лишение или отчуждение права при судебном постановлении, экспроприации и конфискации.
В законодательстве Российской империи земельное право не было вы-делено в самостоятельную отрасль права, поэтому институт изъятия зе-мельных участков не был сформирован. В то же время, Кассо Л.А. в 1906
году уже выделял такое самостоятельное основание прекращения права собственности на землю как прекращение права собственности на землю при принудительном отчуждении (экспроприации) земли [1].
Развитие института принудительного прекращения в законодательстве просматривается в постановлении Временного Правительства от 5 мая 1917 года [2], которым предусматривается образование такого органа, как
Особого присутствия по отчуждению недвижимых имуществ для государ-ственной или общественной пользы.
Временное Правительство признавало допустимые изъятия недвижимого имущества, но при соблюдении сложной процедуры и надлежащем вознаграждении владельцев. Совершаемые государственной властью отчуждение или ограничение прав производилось или в пользу казны, например, для устройства полигона, или же чаще всего в пользу каких-либо общеполезных предприятий, например, в пользу общества железных дорог. Практически присутствием ничего не было сделано [3].
Таким образом, уже в дореволюционный период наметилась тенден-ция к систематизации оснований прекращения прав на землю и формиро-ванию нового института, который позже в законодательстве будет закреп-лен, как изъятие земель для государственных или общественных надобно-стей.
Институт изъятия земельных участков, как основание прекращения прав на землю в нашей стране начал формироваться одновременно с выделением земельного права в самостоятельную отрасль права.
Один из первых декретов советской власти, Декрет от 19 февраля 1918 года «О социализации земли» [4], предусматривал основания и порядок прекращения прав на землю. Право пользования определенным земельным участком принудительно прекращалось в следующих случаях:
ных;
ном;
Следует отметить, что данные основания возникали, как санкция за нарушение условий порядка использования, при этом Декрет о социализа-
ции земли никоим образом не оговаривал порядок принудительного пре-кращения права пользования земельным участком, однако он указывал,
что управление земельными ресурсами в зависимости от их назначения осуществлялось уездными, губернскими, областными и федеральными ор-ганами советской власти. Таким образом, с 19 февраля 1918 года порядок прекращения права землепользования определялся непосредственно госу-дарственными органами, принимающими решение о прекращении прав на землю.
Советский период российской истории был поворотным в развитии отно-шений собственности [5]. Гражданское законодательство этого периода за-претило право частной собственности, объявив собственность государствен-ную всенародной, ведущей, доминирующей.
Позже Декрет ВЦИК от 20 августа 1918 года «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах» [6] отменил право частной собственности на все без исключения участки как застроенные, так и неза-строенные, как принадлежащие частным лицам и предприятиям, так и ве-домствам и учреждениям, находящимся в пределах всех городских поселе-ний.
30 октября 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет РСФСР утвердил первый в истории России Земельный кодекс Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1922 года [7] (далее по тексту - ЗК РСФСР), который в отличие от Декрета о со-
циализации земли предусматривал существование права собственности на землю. Однако этим правом обладал только один субъект - рабоче-крестьянское государство. В соответствии со ст. 18 ЗК РСФСР 1922 года право трудового землепользования принудительно прекращалось в случа-ях:
1. Лишения права пользования землей в судебном порядке за совер-шение преступления. По данному основанию прекращение прав на землю
происходило, прежде всего, вследствие совершения сделок с земельными участками, так как ст. 27 ЗК РСФСР запрещала совершение сделок с зем-лей под страхом признания таких сделок недействительными, привлечения землепользователя к уголовной ответственности.
2. Занятия земли в установленном порядке для государственных и общественных надобностей (пути сообщения, разработки ценных ископа-емых и т.п.).
В то же время законодатель в ст. 20 ЗК РСФСР выделяет в качестве
самостоятельного основания прекращения права на землю фактическое неиспользование земли для хозяйственных надобностей без уважительных причин в течение не менее трех лет, т.е. неосвоение земельного участка.
Изъятие земли у трудового землепользователя возможно было лишь по постановлению земельной комиссии или по решению суда. Эти дей-ствия в отношении земельных участков осуществлялись, как заметил Д.С. Розенблюм, «в порядке контроля государства над ее хозяйственным ис-пользованием» [8]. Подтверждая данную позицию А.А. Рускол считал проблему изъятия земель частью охраны права землепользования [9].
Таким образом, ЗК РСФСР 1922 года расширил перечень оснований прекращения прав на землю, закрепленный Декретом о социализации зем-ли, предусмотрев возможность изъятия земельного участка для государ-ственных и общественных надобностей. При этом законодатель не закреп-ляет понятия, либо перечня в каких случаях может иметь место государ-
ственная и общественная надобность Развитие законодательства в последующем было направлено также на
разработку и закрепление законодательного понятийного аппарата и тер-минологии.
Так, сводным законом РСФСР от 28 марта 1927 года «О реквизиции и конфискации» [10] законодатель впервые закрепил понятия, основания и органы правомочные принимать постановления о реквизиции и конфиска-
ции. При этом под реквизицией считалось применяемое, в силу государ-ственной необходимости, принудительное возмездное отчуждение или временное изъятие государством имущества, находящегося в обладании частных физических и юридических лиц, а также кооперативных и других общественных организаций. А конфискация - принудительное и безвоз-мездное отчуждение имущества в пользу государства, производимое по приговорам суда, а равно, в случаях, особо указанных в законе, по распо-ряжениям уполномоченных на то государственных органов.
Дальнейшее развитие институт изъятия земельных участков в нашей стране получил в принятых Общих началах землепользования и земле-устройства [11], утвержденных постановлением ЦИК СССР 15 декабря 1928 года Данный документ был обязателен для применения на террито-рии всех республик, входящих в состав Советского Союза.
Общие начала предусматривали следующие основания принудитель-ного прекращения права пользования земельным участком:
публик.
Таким образом, Общие начала землепользования и землеустройства
указывали также в основном на принудительный характер прекращения прав на землю в качестве санкции за совершение сделок с земельными участками, в тоже время, перечень оснований не был категоричен, т.к.
впервые допускались и иные основания предусмотренные законодатель-ством союзных республик.
Весьма важным в истории развития института изъятия земельных участков стало Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 4 марта 1929 года «Об утверждении Положения об изъятии земель для государственных или общественных надобностей» [12], которое регламентировало порядок изъ-ятия земель, полномочия органов и порядок возмещение убытков, связан-ных с изъятием земель.
Действие Положения не распространялось на земли, находящимся в
ведении общесоюзных и объединенных народных комиссариатов Союза ССР и в пользовании по концессионным договорам.
В данном постановлении законодатель классифицировал изъятие зе-мель для государственных или общественных надобностей на 2 вида: бес-срочное или временное изъятие на определенный срок.
Были определены и некоторые цели изъятия для государственных или общественных надобностей. Полномочиями по изъятию в пользу учрежде-ний или предприятий союзного или республиканского значения наделя-лись Советы Народных Комиссаров автономной республики, краевым, об-ластным и губернские исполнительные комитеты, на территории которых находились учреждения или предприятия, в пользу которых совершалось изъятие.
Таким образом, в советский период право изъятия государством зе-мельных участков у землепользователей вытекало из правомочий государ-ства как собственника земли. Но эту функцию Советское государство осу-ществляло, как правило, не непосредственно в лице высших органов госу-дарственной власти и управления союза ССР, а передавало ее республикам и местным органам власти. Обычно компетенция этих органов определя-лась категорией и размером изымаемых земель. Особенно важным в этом смысле явилось постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1954
года «О порядке рассмотрения вопросов об отводе земель для государ-ственных, общественных и других надобностей» [13]. Это постановление
значительно расширило компетенцию союзных и автономных республик по изъятию земель. Так, Советы министров союзных республик были наделены правом изымать для государственных, общественных и других надобностей земельные участки из земель гослесфонда, подсобных хо-зяйств, совхозов, из земель предприятий, учреждений всех министерств и ведомств независимо от размера испрашиваемого участка, а из земель кол-хозов – до 25 гектаров.
Информация о работе Многообразие форм собственности в условиях рыночной экономики