Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенности денежно-кредитной политики в открытой экономике Республики Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить модель малой открытой экономики и ее основные черты;
- рассмотреть денежно-кредитную политику в условиях фиксированного курса;
- проанализировать денежно-кредитную политику Республики Беларусь и ее взаимодействие с другими макроэкономические показателями.
Содержание
В каждом государстве существует национальная денежная система, т.е. форма организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная законом. Ее основными элементами являются: наименование денежной единицы (рубль, доллар, евро и т.п.); масштабы цен, виды государственных денежных знаков, имеющую законную платежную силу, порядок их эмиссии и обращения (обеспечение, выпуск, изъятие и т.д.); регламентация безналичного оборота; государственные органы, осуществляющие регулирование денежного обращения. Определяющим элементом являются деньги. Деньги играют огромную роль в экономике. Современную экономику невозможно представить без денег. Они опосредуют кругооборот доходов и продуктов, способствуют эффективному функционированию производства, обмена. Они покупаются и продаются на денежном рынке, который включает финансовые институты, обеспечивающие взаимодействие спроса на деньги и их предложения, а также денежные потоки, входящие и исходящие из этих учреждений.
Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Для осуществления этих целей одним из необходимых условий является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно–кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Национальный банк Республики Беларусь, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.
Главная задача денежно-кредитной политики - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенности денежно-кредитной политики в открытой экономике Республики Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить модель малой
открытой экономики и ее
- рассмотреть денежно-кредитную политику в условиях фиксированного курса;
- проанализировать денежно-
Среди основных методов, которые использовались в процессе проведения курсового исследования необходимо назвать методы формальной логики (синтеза, анализа, дедукции, сравнения), метод формирования и анализа статистических таблиц данных.
В курсовой работе используются статистические данные Национального Банка Республики Беларусь, отражающие развитие изучаемого вопроса в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, периодической печати. В учебной литературе банковская система рассматривается как в целом, так и детально по Республике Беларусь. А в периодической печати дана статистическая информация по современному состоянию банковского сектора Республики Беларусь.
Для изучения статистической информации была использована периодическая печать, а именно журналы «Экономика и управление», «Банковский вестник», «Белорусский экономический журнал» и другие.
Например, Кузьмич, Н.П. в статье «Современная банковская система Республики Беларусь: создание, развитие, оценки» изучает становление современной банковской системы в Республике Беларусь.
В статье Ю.Алымова «Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе» рассматривается состояние денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и проводится ее анализ.
Курсовая работа имеет чёткую структуру и последовательность изложения. Работа состоит из 36 страниц, на которых размещены: содержание, введение, основная часть, заключение, список используемых источников. Основная часть состоит из 3-х глав.
Открытая экономика – это экономика, при которой:
- страны экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг;
- страны получают и предоставляют кредиты на мировых и финансовых рынках.
В открытой экономике значительная часть выпущенной продукции экспортируется за границу. В открытой экономике расходы на произведенную продукцию можно разложить на четыре составляющие:
- потребление отечественных товаров и услуг;
- инвестирование расходов на отечественные товары и услуги;
- государственные закупки отечественных товаров и услуг;
- экспорт товаров и услуг, произведенных внутри страны [4, с.66].
Абсолютно открытой или закрытой экономики не существует. Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве.
Степень открытости экономики обычно зависит от объемов внешней торговли страны или от политической линии её правительства.
При анализе открытости экономики исследователи используют оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму.
На степень открытости влияют масштаб страны, численность населения, размер внутреннего рынка, относительная обеспеченность сырьем, географическое положение, особенности национальной политики государства, характер внешнеэкономических связей.
Открытая экономика предполагает в международных расчетах использование иностранных валют; она находит своё отражение в платёжном балансе страны, в частности в балансе текущих операций и балансе движения капитала.
Различают:
Малая открытая экономика – экономика небольшой страны; её модель включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке небольшой долей и практически не оказывает влияния на мировую ставку процента, принимая последнюю как данную, поскольку её сбережения и инвестиции – лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.
Большая открытая экономика – это экономика большой страны (США, Японии, Китая, Германии и т.д.), оказывающие существенное влияние, как на международную торговлю, так и на мировые финансовые рынки. Большие станы обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому оказывают взаимодействие на мировую ставку процента.
Показатели открытости экономики.
- увеличение открытости, т. е. степени вовлеченности страны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличения уровня обобществления производства по мере развития производственных сил. Существует два крайних типа хозяйства:
1. Автаркия (полностью замкнутое хозяйство) – экономическое образование, действующее по принципу самообеспеченности.
2. Открытая национальная экономика (полностью открытое хозяйство) – экономика, находящаяся в состоянии взаимодействия с внешним миром. Открытая национальная экономика – это экономика торгующая, осуществляющая платежи, ввоз и вывоз капитала. Критерий открытости экономики: наличие влияния внешней среды на динамику основных показателей экономического развития, а именно объем и темпы роста производства, состояние внутренних товарных рынков, занятости населения.
Факторы, влияющие на степень открытости экономики:
- величина годового валового продукта;
- емкость внутреннего рынка;
- транснационализация экономики;
- развитие производственной кооперации;
- обеспеченность национальной экономики природными и земельными ресурсами;
- государственная политика. Когда национальная экономика открывается внешнему миру, наступает зависимость от внешнего рынка, что обусловливает ее уязвимость [14, с.26].
Открытость национальной экономики увязывается с понятием "взаимности" и "уязвимости". "Взаимность" предполагает преодоление возникающих диспропорций и неравновесий. Под "уязвимостью" понимают зависимость национальной экономики от ситуации на мировом рынке, а также возможность понести убытки под воздействием внешнеэкономических факторов. Основные проблемы для национальных экономик создает зависимость от мировых цен, спроса и конкуренции. Так, повышение цен на нефть и нефтепродукты, выгодное для экспортеров, оборачивается ударом по зависимой от импорта или энергоемкой экономике.
Национальная экономика вступает в финансовые связи с внешним рынком и подвергает опасности занятость, состояние национальной валюты и т. д. — возникает состояние экономической безопасности. Экономическая безопасность связана с влиянием внешнеэкономических факторов на:
- динамику национальной экономики;
- темпы роста валового продукта;
- состояние отдельных отраслей;
- уровень занятости;
- состояние национальной валюты;
- размер валютно-финансовых резервов и т. д.
Социально-экономические издержки открытой экономики:
- увеличение зависимости от экспортно-импортных операций;
- увеличение зависимости от внешних финансовых источников;
- ухудшение положения предприятий национальной экономики;
- сокращение занятости и рост безработицы [16, с.18].
Среди основных показателей открытости национальной экономики можно выделить следующие: внешнеторговая квота в ВНП, доля экспорта в производстве, доля импорта в потреблении, удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним. Открытая экономика-это экономика, при которой:
- страны экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг;
- страны получают и предоставляют кредиты на мировых и финансовых рынках.
Открытость экономики находится в зависимости и от государственного регулирования. В связи с этим выделяют два основных вида государственной политики: протекционизм и фритредерство. Протекционизм представляет собой патронаж государства в сфере внешнеэкономической деятельности, заключающийся в ограждении отечественного производителя от внешней конкуренции. Фритредерство выступает за свободу международной торговли и невмешательство государства в хозяйственную жизнь.
Малая открытая экономика – это модель, в которой действуют рыночные механизмы спроса и предложения, однако уровень процента, динамика цен на внутреннем рынке, норма прибыли, инвестиционные потоки полностью определяются тенденциями мирового рынка. В малой открытой экономике процентная ставка на кредитном рынке считается заданной извне. Экономическая политика не оказывает воздействия на мировую процентную ставку и страна не имеет возможности предоставить кредиты заемщикам по мировой процентной ставке в неограниченном количестве.
Информация о работе Модель малой открытой экономики и ее основные черты