Налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что с каждым годом увеличивается количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Их высокая латентность, недостаточная научная разработанность и одновременно высокая практичность, а также низкая раскрываемость приводят к тому, что не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность. Неисполнение установленной конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы представляют большую опасность для бюджета страны граждан и угрожает экономической безопасности государств, наносит колоссальный ущерб.

Вложенные файлы: 1 файл

KR_raspechatat.docx

— 262.18 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Взаимоотношения, возникающие между  гражданином и государством вследствие обязанности граждан платить  налоги, имеют большое значение. Именно налоги выступают в качестве одного из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения  во многом зависит успех государственных  реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.

     Актуальность выбранной темы объясняется тем, что с каждым годом увеличивается количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Их высокая латентность, недостаточная научная разработанность и одновременно высокая практичность, а также низкая раскрываемость приводят к тому, что не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность. Неисполнение установленной конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы представляют большую опасность для бюджета страны граждан и угрожает экономической безопасности государств, наносит колоссальный ущерб.

     Целью данной работы является исследование налоговых преступлений, связанных с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов, их объектного и субъектного состава и присущие им особенности, и меры ответственности за их совершение, а также проведение анализа судебной практики по вопросам налогообложения

     Поставленная цель  решается посредством следующих задач:

  • рассмотреть систему преступлений, связанных с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов, а также критерии их выделения и разграничения;
  • изучить особенности уклонения от уплаты налогов и сборов физического лица и организаций и меры ответственности;
  • изучить неисполнение обязанностей налогового агента и меры ответственности за их неисполнение;
  • дать характеристику уголовной ответственности за сокрытие денежных

средств или имущества, подлежащих взысканию;

  • раскрыть сущность уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц, и меры ответственности;
  • рассмотреть решения судов по налоговым преступлениям, связанным с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов;
  • провести анализ судебной практики по вопросам налогообложения, касающимся преступлений, предусмотренных статьями 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса РФ.

     Предмет исследования: налоговые преступления, связанные с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов и меры ответственности за данные действия.

     Объект исследования: общественные отношения в сфере нарушения порядка уплаты налогов и сборов.

     Структура курсовой  работы состоит из введения, двух  глав, семи параграфов, заключения, списка литературы (в количестве  девятнадцати наименований) и семи  приложений.

     В первой главе  рассмотрены общие понятия о  преступлениях, непосредственно  связанных с неисполнением обязанности  по уплате налогов, о составе  преступлений и мерах ответственности  за них. Во второй главе представлен  анализ судебной практики по  преступлениям, предусмотренным  статьями 194, 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного  кодекса Российской Федерации.

     Курсовая работа написана  с использованием учебников, Налогового  кодекса РФ, Уголовного кодекса  РФ, Таможенного кодекса Таможенного  союза, Постановления Пленума  Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», Конституции РФ, периодических изданий, информационных материалов справочно-правовых систем.

Глава 1. Теоретические аспекты  преступлений, непосредственно связанных с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов

    1. Система преступлений, связанных с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов. Критерии их выделения и разграничения

 

     В современных условиях налоги  являются главным источником  бюджетных доходов. Постоянное  увеличение расходов, вызванное  различными объективными причинами,  побуждает государство повышать  уровень налогообложения. При  этом налоговая политика практически  не учитывает то обстоятельство, что подавляющее большинство  отечественных предприятий используют  устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных  средств и не могут сбыть  свою неконкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги. Между тем достаточно часто и экономически благополучные предприятия, среди которых выделяются торгово-закупочные, посреднические, зачастую прибегают к уклонению от уплаты налогов [13, с. 88].

     Масштабы налоговой преступности в России сегодня представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства. Это обусловливается все возрастающим проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементов на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны [1, с. 89].

     Если дополнить определение понятия  «преступление», предусмотренное статьей  14 УК  РФ, то можно определить налоговые преступления как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения. В настоящее время  Уголовным кодексом РФ главой 22 предусмотрено 5 видов налоговых преступлений, непосредственно связанных с неисполнением обязанности налогов и сборов (рис. 1).


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Система налоговых преступлений, непосредственно связанных с неисполнением обязанности по уплате налогов и сборов

Источник: схема составлена автором по материалам статей 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

     За нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливается не только уголовная ответственность, но и налоговая ответственность предусмотренная Налоговым Кодексом РФ, а также административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения (предусмотренная КоАП РФ главой 15). Поэтому вполне естественно возникает вопрос о соотношении указанных разновидностей нарушений законодательства о налогах и сборах между собой [7, с. 74].

     Налоговым правонарушением  в соответствии со ст. 106 НК  РФ признается 

виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. В соответствии со ст 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Таким образом, можно сказать, то налоговые и административные правонарушения, как и преступления, также представляют собой виновно совершаемые противоправные деяния (действия или бездействия), за которые законом устанавливается ответственность. При этом, данные правонарушения также совершаются в противоречие с нормами законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых правонарушений предусмотрены в ст. 116, 129.1, 132, 135.1 НК РФ. Виды административных правонарушений, совершаемых в сфере налогообложения предусмотрены ст. 15.3 - 15.11 КоАП РФ; кроме того, предусматривается ответственность за ряд правонарушений, совершаемых в смежных с налогообложением областях, в частности, связанных с выпуском и продажей подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки, с нарушениями при банкротстве, с нарушением сроков уплаты таможенных платежей, и других случаях (осуществление кассовых операций, нарушение применения контрольно-кассовой техники и т.д.) [13, с. 74].

     Соответственно, уголовная ответственность предусматривается в УК РФ, налоговая ответственность в НК РФ и административная - в КоАП РФ. Традиционным критерием для отграничения преступления от иных правонарушений называется его большая, по сравнению с любым другим правонарушением, общественная опасность деяния. Общественная опасность налогового и административного правонарушения менее значительна. Но к сожалению, данный критерий на является достаточным, он не объясняет соотношения налоговых преступлений с налоговыми правонарушениями организаций.

     Таким образом, отдельные нормы НК РФ и КоАП РФ устанавливают ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогоплательщиком (налоговым агентом, иным обязанным лицом или их представителем) обязанностей, непосредственно не связанных с уплатой (перечислением) налога (сбора) в бюджет. Следовательно, налоговая и административная ответственность наступает в таких случаях независимо от того, привели ли соответствующие нарушения к неуплате (неперечислению) налога или нет [4, с. 18].

     Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.  Налоговые преступления, как и любые другие, слагаются из системы взаимосвязанных поступков людей. В силу всеобщности отражения эти поступки не проходят бесследно. Они вызывают определенные последствия в виде так называемых «следовых картин» преступления. «Следовые картины» налоговых преступлений в зависимости от степени их выраженности подразделяются на два вида: явные (очевидные) и неявные, когда контраст между следом и общим фоном правомерной деятельности минимален.

     Явные и неявные следы, как правило, имеют многозначный характер. Их многозначность обусловлена опять-таки закономерностями отражательного процесса. Отражаются не только свойства неплательщиков налогов и их преступных действий, но и другие, не представляющие интереса для расследования налоговых преступлений. Так возникает понятие признака преступления, который показывает отношение между предметами, явлениями. Он указывает на то определенное значение свойства следообразующего объекта, которое придается ему субъектом расследования. Признак - категория субъективная, оценочная. Он является той первичной информацией, с помощью которой объективные свойства, стороны предметов и явлений, отображающие налоговое преступление, используются для расследования и доказывания [13, с. 326].

     Среди явных следов-признаков налоговых преступлений выделяются следующие:

а) полное несоответствие реальной хозяйственной  операции ее документальному отражению;

б) несоответствие записей в первичных  и отчетных документах;

в) несоответствие записей в отчетных документах;

г) наличие материальных подлогов в документах, имеющих отношение  к расчету величины дохода (прибыли) и суммы налога.

     К числу неявных признаков налоговых преступлений относятся:

а) несоблюдение правил ведения учета  и отчетности;

б) нарушение правил ведения кассовых операций;

в) нарушение правил списания товарно-материальных ценностей;

г) нарушение правил документооборота;

д) нарушение технологической дисциплины [13, с. 326].

     Уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах как вид юридической ответственности характеризуется следующими признаками: она основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных соответствующими статьями УК РФ; наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового преступления; субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть исключительно физические лица; для правонарушителя уголовная ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях личного или имущественного характера; реализуется в уголовно-процессуальной форме [13, с. 327].

     Кроме того, в отличие от иных видов ответственности за нарушения налогового законодательства для уголовной ответственности основанием является преступление, существенно отличающееся своей опасностью для общественных отношений; уголовная ответственность наступает исключительно в судебном порядке; юридические лица не являются ее субъектами; уголовные наказания более суровы и влекут за собой судимость; основные ее стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ.

    Исходя из вышесказанного следует сделать вывод, что стремление налогоплательщиков уклоняться от налогообложения и уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установленные уголовной ответственности за общественно-опасные нарушения налогового законодательства. Имеют место безответственность, равнодушие, а также равнодушное отношение к преступникам, что в большой степени способствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения [9, с. 93]. Как отмечается в литературе, «в настоящее время нормы российского уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за совершение налоговых преступлений, имеют во многом бланкетный характер – они опираются на нормативные предписания других отраслей законодательства, прежде всего налогового права».

Информация о работе Налоговые преступления