Организация исполнения бюджета на примере Управления образования Чернушинского муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ исполнения местного бюджета как элемента финансовой системы общества, определения его роли в социально-экономическом развитии города Чернушка, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетного процесса и исполнение на местном уровне;
Провести анализ формирования исполнения бюджета муниципального образования;
Выявить проблемы организации исполнения бюджета на местном уровне и предложить пути по ее совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 6
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета, бюджетные права органов местного самоуправления 6
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 13
1.3 Исполнение бюджета на местном уровне 24
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2006-2008 ГОДЫ 30
2.1 Экономический характер Чернушинского муниципального района 30
2.2 Анализ доходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы……………………………………………………………………………… 34
2.3 Анализ расходной части бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района за 2006-2008 годы 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 49
3.1 Экономический анализ исполнения бюджета Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района 49
3.2 Пути совершенствования организации исполнения бюджета на местном уровне 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

 

 


 


содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Очевидно, что успех экономического  реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет финансирование системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из экономического кризиса, в котором оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного  механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Проблематика местного самоуправления и местных финансов активно рассматривалась в отечественной экономической науке еще в конце XIX - начале XX века. Среди работ выдающихся отечественных исследователей того времени можно выделить труды А. Васильчикова, М.Я. Герценштейна, В.А. Лебедева, И.Х. Озерова, Р. фон Кауфмана. Исследование данных проблем в советский период имеет свою специфику, но, тем не менее, труды Л.А. Велихова,  В.Н. Твердохлебова и  вносят большой вклад в разработку проблем местных финансов и местного хозяйства.

Среди современных исследований в области местных финансов, муниципального хозяйства можно выделить работы таких исследователей как Д.Н. Бобрышева, С.Д. Валентея, А.Г. Игудина, A.M. Лаврова, В.Н. Лексина, Л.Н. Лыковой, В. Г. Панскова, Е.В. Пономаренко, И.В. Подпориной, Л.И. Прониной, В.А. Рубана, С.И. Солянниковой, А.Н. Швецова. Созданию новых механизмов межбюджетных отношений и проблемам территориальных бюджетов уделено внимание в работах С.Н. Хурсевича, С. А. Сибирякова, Ю.И. Любимцева.

Целью настоящей дипломной работы является анализ исполнения местного бюджета как элемента финансовой системы общества, определения его роли в социально-экономическом развитии города Чернушка, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы бюджетного процесса и исполнение на местном уровне;
  2. Провести анализ формирования исполнения бюджета муниципального образования;
  3. Выявить проблемы организации исполнения бюджета на местном уровне и предложить пути по ее совершенствованию.

Объектом исследования является Управление образования Администрации Чернушинского муниципального района, предметом исследования – бюджет Управления образования Администрации Чернушинского муниципального района, анализ его доходной и расходной части. При написании работы использовались нормативно-правовые документы, научно-исследовательская литература. Практический  раздел работы построен на анализе планов социально-экономического развития и фактического исполнения бюджета за три года – 2006-2008. В работе использованы графический и табличный методы, относительные и средние величины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  бюджета и его исполнение на местном уровне

 

    1. Экономическое содержание и значение местного бюджета, бюджетные права органов местного самоуправления

 

Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых, является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2].

В определении бюджета упоминаются задачи и функции местного самоуправления. Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является, таким образом, самостоятельным уровнем управлении.

Статья 132 Конституции РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяют органы местного самоуправления правом самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты.

Местное самоуправление осуществляется в поселениях и территориях ниже уровня субъекта РФ, в городах, районах, поселках и других территориях и поселениях, именуемых муниципальными образованиями в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставами конкретных муниципальных образований.

К основным вопросам местного значения относятся:

  • местные финансы, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
  • распоряжение муниципальной собственностью;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения;
  • муниципальное дорожное строительство, благоустройство и озеленение территории;
  • организация утилизации бытовых отходов, организация ритуальных услуг и ряд других.

В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.

В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, статьей 28 Бюджетным кодексом РФ определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • общее покрытие расходов бюджета;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

  1. Право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  2. Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  4. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  5. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  6. Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Законодательное закрепление принципов бюджетной системы важно также для разработки нормативных актов о бюджете и бюджетном процессе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:

  • местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода, в руках местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
  • с помощью местного бюджета  происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;
  • пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.

Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории. Кроме того, с помощью этой функции можно определить, на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, между различными уровнями бюджетной системы). Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).

Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отображает экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования.  Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.

В 1998 году были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует отнести: Налоговый и Бюджетный кодексы.

Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой нельзя улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

Информация о работе Организация исполнения бюджета на примере Управления образования Чернушинского муниципального образования