Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-Оценка-рейтинга-страновой-конкурентоспособности-проблемы-и-пути-совершенствования.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Университет Международного Бизнеса

 

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

                         

на тему: «Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности:

проблемы и пути совершенствования»

 

 

 

 

                         Студент(ка) 4 курса

                     Очного отделения

                                                     Специальность 050506 «Экономика»

                                                                Тогусбаева Улдана Токболатовна

 

                                   Научный руководитель:

                                                Сейтказиева Аружан Мукатаевна

                    д.э.н, профессор

 

          Рецензент:

                                         Ф.И.О.___________________

 

                                                                Работа допускается к защите:

                                                                Зав. кафедрой «Экономика и менеджмент»

                                               д.э.н., доцент  Умирзаков С.Ы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы: 2007 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….

1. Теоретические основы рейтингования страновой конкурентоспособности………………………………………………….

1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……

1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..

1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….

2.

2.1

2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….

2.3 Оценка конкурентоспособности  отраслей Республики Казахстан ………….

3.

3.1

3.2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”. Развитие рыночной экономики и обеспечение равной конкуренции требует проведения целенаправленной и последовательной государственной политики по обеспечению экономической свободы. Стратегией долгосрочной экономической политики развитых стран в послевоенный период являлось восстановление и развитие производственных рыночных структур, которые непосредственно относятся к формированию новой конкурентной среды. Смысл этих преобразований в развитых странах заключался в снятии монополистических ограничений и создании законодательной базы с целью защиты конкуренции от принудительных акций монополии.

Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле.     

Конкурентоспособность национальной экономики - сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста ВНП, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, НИОКР в процентах к ВНП, доля в экспорте страны сырьевых и трудоемких отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий, доля в мировом экспорте и т.д. По нашему мнению, международная конкуренция относится не только к внешним рынкам, но и в равной степени к внутренним рынкам стран с открытой экономикой, где национальные производители конкурируют с иностранными производителями в пределах национальных границ. Поэтому основное понятие конкурентоспособности национальной экономики подразумевает способность национальных компаний производить товары и услуги по ценам и качеству не уступающим их аналогам зарубежного производства, и удовлетворяющих как внешних, так и внутренних потребителей.

Целью данной Дипломной работы являлось изучение оценки метода страновой конкурентоспособности, проблемы и пути совершенствования при этом. Для этого были решены следующие задачи:

  • было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) с учетом теории национальной конкурентоспособности М.Портера;
  • было рассмотрено государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности;
  • были определены методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности;
  • …; - допишу задачи в соответствии с названиями глав и параграфов.
  • …;
  • была проведена аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования;
  • дана оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан;
  • …;
  • …;

Объектом Дипломной работы является конкурентоспособность Республики Казахстан на мировом рынке.

Предмет исследуемой темы – выявление проблем и путей совершенствования рейтинга страновой конкурентоспособности.

При написании работы использовались следующие источники: статистическая информация Мирового Банка, ООН, Международного института менеджмента, Всемирной торговой организации, Агентства Республики Казахстан по статистике, Центра маркетингово-аналитических исследований Республики Казахстан; специализированные книги и учебники; периодическая литература; материалы из глобальной телекоммуникационной сети Интернет. Изучены работы зарубежных и отечественных экономистов, занимающихся проблемами государственного регулирования экономики, формирования конкурентной среды в Казахстане, антимонопольного законодательства и круга проблем, прямо или косвенно связанных с вопросом конкурентоспособности казахстанской экономики на мировом рынке.

Дипломная работа состоит из … страниц машинописи. Работа включает три главы и семь параграфов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы рейтингования страновой конкурентоспособности

 

1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны

 

Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.

Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:

- конкурентоспособность товара;

- конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы);

- отраслевая конкурентоспособность;

- конкурентоспособность стран.

Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.

Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:  «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, — неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже  — суть конкуренции выражается пятью силами:

1) угрозой появления новых конкурентов;

2) угрозой появления товаров-заменителей;

3) способностью поставщиков комплектующих  изделий торговаться;

4) способностью покупателей торговаться;

5) соперничеством уже имеющихся  конкурентов между собой.

Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей» [1].

В других исследованиях понятие конкуренции определяется с иных позиций. Так, Р. Макконел и Л. Брю считают, что обязательными условиями конкуренции являются: «наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их» [2].

Во втором дополненном издании Толкового словаря рыночной экономики указано: «Конкуренция — это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок» [3].

Различные определения конкуренции, как правило, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В то же время каждое из них, взятое в отдельности, невозможно признать достаточным. Это выражается в том, что, характеризуя отдельные весьма важные признаки конкуренции, они обходят вниманием общетеоретический аспект проблемы — суть присущих ей экономических отношений. Результаты анализа дают основание утверждать, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:

1) проявляет себя в системе  воспроизводства технических и  экономических параметров продукции  на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и  послепродажного обслуживания и  потребления (эксплуатации);

2) является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);

3) служит фундаментом рыночных  методов ведения хозяйства, основой  формирования и проявления конкурентоспособности  продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий  конкуренции (состязательности) между  субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы государственного и регионального уровней.

«Конкуренция — стимул роста и развития; энтузиазм конкурента к обновлению; поиск, выбор и продвижение к цели; знание соперников, умение подбирать партнеров, жажда успеха» [4].

В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция — это борьба. Ценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством сокращения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию того же качества. Виды ценовой конкуренции — контроль над ценами, лидерство в ценах, установление доли влияния на рынке, соглашения, в том числе тайные, и др. Виды неценовой конкуренции — повышение технического уровня и качества товара, обеспечение его рыночной новизны, реклама, послепродажное техническое обслуживание (сервис) и др.

Приведем некоторые определения понятия «конкурентоспособность».

«Конкурентоспособность товара — это способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам»[5].

Информация о работе Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования