Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование производительности труда и путей ее повышения.
Задачи работы:
1. Изучить теоретических и методических основ темы;
2. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
3. Исследовать производительность труда на конкретном предприятии;
Введение 3
1. Теоретические основы исследования производительности труда и ее повышения 6
2. Финансово-экономическая характеристика «Сталепромышленная компания» 24
2.1. Организационная структура филиала СПК Киров 24
2.2. Система мотивации труда в ООО «Сталепромышленная компания» 26
2.3.Анализ основных фондов предприятия 27
2.4. Анализ оборотных фондов ООО «Сталепромышленная компания» 28
2.5. Анализ трудовых ресурсов предприятия, 30
2.6. Анализ эффективности работы ООО «Сталепромышленная компания» 31
3. Анализ производительности труда на ООО «Сталепромышленная компания» 33
3.1. Изучение динамики производительности труда 33
3.2. Резервы повышения производительности труда на ООО «Сталепромышленная компания» 38
Заключение 40
Библиографический список 42
Оглавление
Введение
Повышение производительности труда – один из объективных экономических законов, присущих каждой общественно-экономической формации. Этот закон выражается в том, что благодаря развитию производительных сил общество сокращает общественно необходимые затраты труда на изготовление различных продуктов, предназначенных для личного или общественного потребления. По мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы, овладения ими и их использования происходит последовательное повышение производительности труда.
На различных ступенях развития общества темпы роста производительности труда неодинаковы. В период первобытнообщинного строя развитие производительных сил происходило медленно. Человечество, как свидетельствуют последние данные науки, существует свыше 2 млн. лет. Большая часть этого времени приходится на каменный век с его примитивными и малопроизводительными каменными орудиями труда. Около 7 - 6 тыс. лет назад начали появляться металлические орудия – сначала медные, затем бронзовые, длительно сосуществовавшие с каменными, и, наконец, в начале 1-го тысячелетия до н. э. – железные. Переход от каменных орудий к металлическим, особенно железным, сопровождался ускорением темпов роста производительности труда и возникновением общественного разделения труда. Железо оказалось важнейшим из всех видов сырья, сыгравшим революционную роль в истории. Но и после этого производительность труда росла медленно. Это объясняется тем, что основной базой производства еще долго оставался ручной труд рабов, а потом крепостных. Ускорение роста производительности труда началось с переходом от ручных орудий труда к машинам. Появление парового двигателя (2-я половина 18 века) вызвало промышленный переворот, революцию в производстве, которая в свою очередь сопровождалась повышением темпов роста производительности труда.
Один и тот же результат в
процессе производства может быть получен
при различной степени
Управление производительностью заключается в том, чтобы добиваться максимально возможного уровня ее повышения при существующих в данный момент экономических условиях.
Цель курсовой работы – исследование производительности труда и путей ее повышения.
Задачи работы:
Объектом исследования в курсовой работе является кировский филиал ООО «Сталепромышленная компания».
Источниками теоретической информации послужили научная и учебная литература, данные периодической печати. Данную проблему рассматривают такие авторы как: Грузинов В. П., Багиев Г.Л., Руденко А.И., Любушин Н.П. и др.
Источниками конкретной информации являются бухгалтерская-финансовая отчетность предприятия за период 2004 – 2005 г.г., статистические сборники и справочники.
В процессе написания работы были использованы методы:
1. Теоретические основы
исследования
Среди показателей, характеризующих результативность работы предприятия, наиболее емким по связям с другими критериями и степени важности является производительность.
В широком смысле слова отношение количества продукции, произведенной производственной системой, к количеству ресурсов, потребленных для этой продукции за один и тот же период времени, есть степень ее производительности. Для монопродуктового предприятия сказанное выглядит достаточно просто, но это значительно сложнее, когда мы говорим о народном хозяйстве в целом, о предприятии, выпускающем разнообразные виды продукции или оказывающем различные услуги и соответственно имеющем многообразные затраты, необходимые для их производства. В конечном счет это обусловливает применение различных частных показателей производительности, которые можно выразить как отношения объема продаж к численности занятых, прибыли к вложенному капиталу, используемой площади к имеющейся площади, прибыли к собственному капиталу, цены предприятия к рыночной цене, времени работающих машин ко времени наладки, стоимости возвращенных товаров к закупкам, улаженных претензий к рассмотренным, фактических удельных затрат труда к нормативным, рабочего времени к календарному фонду, годового объема продаж к среднегодовым запасам.
В производстве любого продукта участвуют два вида труда: живой труд, т. е. труд, затрачиваемый рабочими в самом процессе производства этого продукта, и прошлый (овеществленный) труд, который был затрачен на прежних стадиях общественного производства и используется для производства данной продукции (частично - здания, машины и полностью - сырье, топливо и энергия, материалы). Общественная производительность труда определяется как отношение произведенного национального дохода в расчете на одного занятого в отраслях материального производства.
Повышение производительности труда - один из объективных экономических законов, присущих каждой общественно-экономической формации. Этот закон выражается в том, что благодаря развитию производительных сил общество сокращает общественно необходимые затраты труда на изготовление различных продуктов, предназначенных для личного или общественного потребления. По мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы, овладения ими и их использования происходит последовательное повышение производительности труда.
Производительные силы - это система субъективных и объективных факторов производства, направленная на преобразование вещества и сил природы для удовлетворения человеческих потребностей. Производительные силы выражают меру господства человеческого общества над природой. Главной производительной силой является работник, обладающий общими и профессиональными знаниями, производственным опытом, трудовыми навыками, трудолюбием, человек во всем богатстве его способностей и творческих сил.
Производительные силы - замкнутая саморазвивающаяся система в рамках которой воздействие направлено на предмет труда, чем и объясняется его относительная “пассивность”. В результате этого воздействия (которое опирается на свойства предмета, закономерности его развития) удается изменить его форму, превратить в продукт.
В процессе труда предмет труда, не теряя своих природных свойств, приобретает общественные функции. Это означает, что человек затратил труд на: 1) добывание этого предмета, 2) изучение его свойств, 3) познание закономерностей его обработки. Поэтому предмет труда не безразличен к остальным элементам производительных сил. Какие орудия труда должны быть использованы и какие работники в состоянии осуществить это, зависит не только от них самих, но и от характера предмета труда.
Необходимо учитывать
Важнейшим элементом производства являются средства труда. В последнее время, характеризуя производительные силы, в качестве их элемента называют технику. Как же соотносятся понятия “техника” и “средства труда”? С одной стороны, понятие “средства труда” шире понятия “техника”, так как средства труда в широком смысле слова включают в себя совокупность всех средств, без которых процесс труда был бы невозможен или несовершенен (здания, сооружения, каналы, дороги и т. д.) и которые в понятие “техника” не входят. С другой стороны, понятие “средства труда” уже понятия “техника”, куда входит также военная техника и т. д. Для развития человечества характерно постепенное опредмечивание в технике трудовых функций человека.
Изменяя природу в процессе производства, человек все дальше уходит от животного мира, все больше утверждает себя как существо социальное. Возникает необходимость взаимодействия не только с внешней природой, но и с очеловеченной природой. Сама сущность человека приобретает как бы две формы существования: предметную (в рамках которой важную роль играют средства производства) и личную. Первая отличается относительным постоянством, вторая - нет. Конечно, в процессе производства средства труда изменяются (снашиваются, деформируются, ржавеют и т. д.), однако эти изменения не являются источником их развития.
В отличие от средств труда человек развивается в процессе производства: обогащается его опыт, углубляются знания, совершенствуются навыки и т. д. В конце трудового акта он знает и умеет гораздо больше, чем в его начале. В процессе труда развиваются свойства человека как производительной силы, повышается уровень его квалификации. Эти потенциальные изменения, накапливаясь, находят в конечном итоге отражение в совершенствование средств труда, технологии, организации производственного процесса. Однако если средство труда - это мера развития человеческой рабочей силы, то она измеряет то, что уже имеется в наличии, является следствием ранее произошедшего развития рабочей силы. Первичными в развитии общества являются не материально-вещественные объекты сами по себе, а человеческая деятельность, материальная практика, процесс взаимодействия человека и природы.
В производстве происходит своеобразное раздвоение природы. В качестве объективной реальности человеку противостоит не только предмет, но и средство труда. Роль средства труда двойственна: по отношению к предмету труда оно выступает как общественная сила (опредмеченная сущность человека), по отношению к человеку - как сила природы. Противоречие между человеком и природой распадается как бы на два противоречия. Первое из них является противоречием между личным и вещественным факторами производительных сил: человек - на одной стороне, средства производства (предмет + средство труда) - на другой: человек и средство труда противостоят предмету труда. Эти два основных внутренних противоречия производительных сил проявляются в форме противоречий: 1) человек - предмет труда, 2) человек - средство труда, 3) средство труда - предмет труда. Указанные противоположности фиксируют внутренние противоречия, складывающиеся между основными элементами производительных сил. Однако система производительных сил не исчерпывается простыми моментами процесса труда. Она включает в себя кооперацию, разделение труда, науку и другие компоненты.
Кооперация преодолевает индивидуальные границы рабочей силы, повышает производительную силу труда, развивает соревнование. Процесс труда в кооперации приобретает общественный характер. Возникновение и укрепление разделения труда внутри кооперации способствует развитию более сложных форм кооперации. обычно выделяют три вида разделения труда: общее - между различными родами производства (промышленностью и сельским хозяйством и т. д.), частное - внутри этих родов производства - на виды и подвиды (металлургия и машиностроение, овцеводство и хлопководство и т. д.), единичное - внутри предприятия (между цехами, участками, бригадами и т. д.).
В настоящее время наука превращается в непосредственную производительную силу. Это означает, что не только научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, но и прикладная и даже фундаментальная наука все больше определяют лицо современного производства. Резко сокращается весь цикл от научной идеи до ее воплощения в новой продукции.
3. Основные ступени развития производительных сил. Производительные силы как сложная система.
Один из упреков в адрес политэкономии состоит в том, что она игнорирует производительные силы. Необходимость преодоления этого недостатка требует отказаться от упрощенного понимания производительных сил как простой совокупности средств производства и трудящихся и более широко подойти к идеям по данному вопросу, обогатив их опытом последующего развития и тенденциями производительных сил современности.
В этой связи анализ производственных отношений как формы производительных сил должны опираться на анализ их как сложной системы и включать в себя по крайней мере следующие элементы.
Первичные производительные силы - средства производства и трудящиеся. Состав этих сил определен содержанием процесса труда и его моментов. В этом случае в составе производительных сил оказываются и природные ресурсы, которые участвуют в процессе производства в качестве средств труда или предметов труда.
Вторичные производительные силы развиваются на основе первичных и характеризуются формами организации общественного процесса производства, развитием его обобществления, вовлечением в производство результатов развития науки, образования, культуры и т. д. В известном смысле к производительным силам такого рода можно отнести конкуренцию и предпринимательство. Особенности вторичных производительных сил в том, что они или действуют через совершенствование первичных производительных сил, материализуя результаты развития образования, науки и т. д., или обеспечивают их новую, более эффективную взаимосвязь и комбинацию, что ведет к росту эффективности производства. Примером подобного рода может служить кооперация.
Информация о работе Производительность труда и методы ее повышения