Роль России на международном рынке информационных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий обеспечило пе­реход экономик ряда стран от индустриального к постиндустриальному типу и опреде­лило движение мирового сообщества по пути массовой компьютеризации и информати­зации, что отразилось на темпах роста и объемах информационных услуг. Эти процессы стали возможны благодаря демонополизации информационных ресурсов, каналов ин­формационного обмена и изменениям в регулировании производства информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках. Таким образом, актуальность темы исследования определяется также необходимостью научного осмысления условий и факторов, определяющих усиление роли информационных услуг на мировом рынке, целесообразностью использования опыта различных стран в поддержке предприятий и компаний, осуществляющих производство и экспорт информационных услуг для повы­шения конкурентоспособности российских предприятий информационной индустрии и проведения модернизации экономики РФ.

Содержание

Введение

Понятие и структура рынка информационных услуг
Характеристика и основные понятия
История развития рынка информационных услуг
Структура рынка информационных услуг
Россия на международном рынке информационных услуг
2.1 Роль России в рынке информационных технологий
2.2 Роль России в рынке компьютерных и информационных услуг
2.3 Роль России в рынке программного обеспечения

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya123.docx

— 472.64 Кб (Скачать файл)

Роль России на международном  рынке информационных услуг

 

 

 

 

Введение

 

  1. Понятие и структура рынка информационных услуг
    1. Характеристика и основные понятия
    2. История развития рынка информационных услуг
    3. Структура рынка информационных услуг
  2. Россия на международном рынке информационных услуг

   2.1      Роль России в рынке информационных технологий

   2.2      Роль России в рынке компьютерных и информационных услуг

   2.3      Роль России в рынке программного обеспечения

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конце XX - начале XXI вв. мировой рынок информационных услуг быстро развивался, увеличивались объемы информационных услуг, совершенствовалась их номенклатура, изменился состав их про­изводителей, происходили слияния и поглощения в информационной индустрии, усили­лась роль глобальных информационных сетей в предоставлении информационных ус­луг. Спрос на информацию, ставшей объектом регулярной купли-продажи, увеличил масштабы международного информационного обмена. США как главный производитель и потребитель различных информационных услуг постепенно начинают уступать свое место другим странам. На мировой рынок информационных услуг стали проникать компании развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в том числе и рос­сийские компании. Осваивая новый, по существу, рынок, они сталкиваются с отсутст­вием информации о процессах и закономерностях движения информационных услуг в условиях глобализации. Для уточнения этих закономерностей необходимо обобщение теории и практики функционирования мирового рынка информационных услуг, что представляет собой важную актуальную научную задачу.

Мировой финансово-экономический  кризис внес коррективы в развитие мировой экономики и поставил перед развитыми странами задачу по модернизации высокотех­нологичных секторов их экономик и дальнейшему развитию мирового рынка услуг и, особенно, того его сектора, который связан с информационными услугами. В связи с этим исследование современного состояния мирового рынка информационных услуг, тенденций и направлений его развития усиливает актуальность темы исследования.

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий обеспечило пе­реход экономик ряда стран от индустриального к постиндустриальному типу и опреде­лило движение мирового сообщества по пути массовой компьютеризации и информати­зации, что отразилось на темпах роста и объемах информационных услуг. Эти процессы стали возможны благодаря демонополизации информационных ресурсов, каналов ин­формационного обмена и изменениям в регулировании производства информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках. Таким образом, актуальность темы исследования определяется также необходимостью научного осмысления условий и факторов, определяющих усиление роли информационных услуг на мировом рынке, целесообразностью использования опыта различных стран в поддержке предприятий и компаний, осуществляющих производство и экспорт информационных услуг для повы­шения конкурентоспособности российских предприятий информационной индустрии и проведения модернизации экономики РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Характеристика и основные понятия

 

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов являются:

центры, где создаются  и хранятся базы данных, а также  производится постоянное накопление и  редактирование в них информации;

центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

службы телекоммуникации и передачи данных;

специальные службы, куда стекается  информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

коммерческие фирмы;

информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг являются различные  юридические и физические лица, решающие задачи.

 

 Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан.

Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического  свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.
Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных – совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.
С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.
Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

 

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

 

  • справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
  • полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
  • числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
  • текстово–числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
  • финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
  • юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.

Исходя из возможных видов  информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.
Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

 

Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг

 

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает  не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью  устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:


подготовку обзоров в  виде рукописей;


подготовку переводов  текстов.

 

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:

  • все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
  • высокой оперативности предоставления услуг;
  • возможности отказа от собственных информационных систем.

 

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к  базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.


В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:

 

Непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;

 

Косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;

 

Услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;

 

Регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время. 


Подготовка и оказание информационных услуг:

  • связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
  • обработка данных в вычислительных центрах;
  • программное обеспечение;
  • разработка информационных систем;
  • разработка информационных технологий.

 

 

1.2 История развития рынка информационных услуг

 

 

1987 год принято считать  датой начала формирования российского  информационного рынка. В это  время появились нормативные  документы, официально разрешающие  деятельность кооперативов и  предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в развитии  рынка деловой информации в России. В это время появились нормативные документы, официально разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в развитии рынка деловой информации в России. До этого времени, хотя информация и признавалась товаром, рыночные отношения сдерживались из-за жесткой государственной регламентации информационной сферы. За последнее десятилетие можно выделить два периоды развития информационного рынка. С 1987 года по 1992 год условия для развития рынка информационных продуктов и услуг были благоприятны (возникновение новых потребностей в результате активизации предпринимательской деятельности, относительно высокий платежный спрос, наличие дешевого информационного "сырья", созданного в рамках государственных структур). Активность коммерческих фирм в информационной сфере определялась возможностью получения значительных прибылей. Некоторые фирмы даже смогли купить собственность, которая позволила им в дальнейшем конкурировать с более крупными структурами. Жесткая либерализация экономики в 1992 году привела к существенному ухудшению макроэкономических условий для развития рынка информационных продуктов и услуг. Сохранившие информационный бизнес фирмы вынуждены были настраиваться на потребности платежеспособных групп. Это привело к ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов, "вымыванию" дешевых услуг. Информационное производство стало невыгодным. Успехи по продажам были, как правило, связаны не с качеством информационного продукта, а с успешной рекламной кампанией.

Информация о работе Роль России на международном рынке информационных услуг