Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий обеспечило переход экономик ряда стран от индустриального к постиндустриальному типу и определило движение мирового сообщества по пути массовой компьютеризации и информатизации, что отразилось на темпах роста и объемах информационных услуг. Эти процессы стали возможны благодаря демонополизации информационных ресурсов, каналов информационного обмена и изменениям в регулировании производства информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках. Таким образом, актуальность темы исследования определяется также необходимостью научного осмысления условий и факторов, определяющих усиление роли информационных услуг на мировом рынке, целесообразностью использования опыта различных стран в поддержке предприятий и компаний, осуществляющих производство и экспорт информационных услуг для повышения конкурентоспособности российских предприятий информационной индустрии и проведения модернизации экономики РФ.
Введение
Понятие и структура рынка информационных услуг
Характеристика и основные понятия
История развития рынка информационных услуг
Структура рынка информационных услуг
Россия на международном рынке информационных услуг
2.1 Роль России в рынке информационных технологий
2.2 Роль России в рынке компьютерных и информационных услуг
2.3 Роль России в рынке программного обеспечения
Заключение
Список литературы
Роль России на международном рынке информационных услуг
Введение
2.1 Роль России в рынке информационных технологий
2.2 Роль России в рынке компьютерных и информационных услуг
2.3 Роль России в рынке программного обеспечения
Заключение
Список литературы
Введение
В конце XX - начале XXI вв. мировой рынок информационных услуг быстро развивался, увеличивались объемы информационных услуг, совершенствовалась их номенклатура, изменился состав их производителей, происходили слияния и поглощения в информационной индустрии, усилилась роль глобальных информационных сетей в предоставлении информационных услуг. Спрос на информацию, ставшей объектом регулярной купли-продажи, увеличил масштабы международного информационного обмена. США как главный производитель и потребитель различных информационных услуг постепенно начинают уступать свое место другим странам. На мировой рынок информационных услуг стали проникать компании развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в том числе и российские компании. Осваивая новый, по существу, рынок, они сталкиваются с отсутствием информации о процессах и закономерностях движения информационных услуг в условиях глобализации. Для уточнения этих закономерностей необходимо обобщение теории и практики функционирования мирового рынка информационных услуг, что представляет собой важную актуальную научную задачу.
Мировой финансово-экономический кризис внес коррективы в развитие мировой экономики и поставил перед развитыми странами задачу по модернизации высокотехнологичных секторов их экономик и дальнейшему развитию мирового рынка услуг и, особенно, того его сектора, который связан с информационными услугами. В связи с этим исследование современного состояния мирового рынка информационных услуг, тенденций и направлений его развития усиливает актуальность темы исследования.
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий обеспечило переход экономик ряда стран от индустриального к постиндустриальному типу и определило движение мирового сообщества по пути массовой компьютеризации и информатизации, что отразилось на темпах роста и объемах информационных услуг. Эти процессы стали возможны благодаря демонополизации информационных ресурсов, каналов информационного обмена и изменениям в регулировании производства информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках. Таким образом, актуальность темы исследования определяется также необходимостью научного осмысления условий и факторов, определяющих усиление роли информационных услуг на мировом рынке, целесообразностью использования опыта различных стран в поддержке предприятий и компаний, осуществляющих производство и экспорт информационных услуг для повышения конкурентоспособности российских предприятий информационной индустрии и проведения модернизации экономики РФ.
1.1 Характеристика и основные понятия
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг. Поставщиками информационных продуктов являются:
центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
службы телекоммуникации и передачи данных;
специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
коммерческие фирмы;
информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг являются различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан.
Информационный продукт,
являясь результатом
Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных – совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг. Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:
подготовку обзоров в виде рукописей;
подготовку переводов текстов.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
Традиционно основными пользователями
услуг дистанционного доступа к
базам данных являются организации.
Однако за последние годы наметилась
тенденция к существенному
В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации. Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
Непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
Косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
Услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
Регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
Подготовка и оказание информационных услуг:
1.2 История развития рынка информационных услуг
1987 год принято считать
датой начала формирования
Информация о работе Роль России на международном рынке информационных услуг