Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:38, курсовая работа
Рынок – это сфера проявления отношений между производителями товаров и потребителями, стоимостью и потребительской стоимостью, т.е. полезностью или способностью продукта (услуги) удовлетворять какую-либо потребность людей. Другими словами, рынок есть процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества (спроса и предложения).Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов – рабочей силы и средств производства – между разными сферами применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с волей потребителя.
Введение ……………………………………………………………...4
Глава 1. Рынок и его характеристика …………………………….....5
1.1. Рынок: понятие, виды, функции, структура ……………..5
1.2. Роль рынка в общественном производстве ……………..11
1.3. Рыночная инфраструктура ……………………………….12
Глава 2. Рыночная экономика: основные черты…………………. .15
2.1. Конкуренция………………………………………………21
2.2. Система рынков и цен…………………………………….24
2.3. Частный тип собственности ……………………………..29
Глава 3. Государственное регулирование рыночной экономики…31
Заключение …………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….37
План Введение ……………………………………………………………...4
Глава 1. Рынок и его характеристика …………………………….....5
1.1. Рынок: понятие, виды, функции, структура ……………..5
1.2. Роль рынка в общественном производстве ……………..11
1.3. Рыночная инфраструктура ……………………………….12
Глава 2. Рыночная экономика: основные черты…………………. .15
2.1. Конкуренция………………………………………………
2.2. Система рынков и цен…………………………………….24
2.3. Частный тип собственности ……………………………..29
Глава 3. Государственное регулирование рыночной экономики…31
Заключение …………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….37 |
Введение
Рыночная экономика
Рынок - это особая форма взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами. Хозяйственные связи, как показывает практика, могут быть двух типов: натуральные; товарные, базирующихся на меновых отношениях, эквивалентном обмене, свободной купле-продаже товаров и услуг.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.
Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира, что и создает актуальность настоящей работы.
Целью работы является изучение современной рыночной экономики, ее характерных особенностей.
Задачи работы:
· Изучение понятия и сущности рыночной экономики
· Рассмотрение структуры рыночной экономики.
· Изучение цен и конкуренции в условиях рыночной экономики
Объектом работы выступает рынок и рыночная экономика
Предметом работы являются характерные черты рыночной экономики
Глава 1 Рынок и его характеристика
1.1.Рынок: понятие, виды, функции, структура.
Рынок – это сфера проявления
отношений между
Домашнее хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве. Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. Основные характерные черты рынка можно свести к следующим:
- Наличие обособленных товаропроизводителей, самостоятельно определяющих методы и формы организации производства, объем, ассортимент и качество выпускаемой продукции; выбирающих поставщиков и потребителей; назначающих цены; распределяющих остаточную прибыль; несущих имущественную ответственность за результаты своей деятельности.
- Свободное ценообразование. Большая часть цен на рынке устанавливается стихийно на основе законов спроса и предложения. Государственный контроль за ценами допустим только в ограниченной сфере (детское питание, диетические продукты, товары первой необходимости).
Основу рыночного механизма составляют два взаимосвязанной и взаимозависящих друг от друга элемента – спрос и предложение.
Спрос – количество продукта, которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течении определенного времени на имеющиеся в их распоряжении материальные средства. Он подразделяется на спрос предприятий на средства производства, рабочую силу и спрос населения. Объем спроса определяется суммой доходов предприятий и населения.
Предложение – количество товаров, которые продавцы готовы произвести и предложить к продаже на рынке по конкурентным ценам из ряда возможных цен в течении определенного времени.
Взаимодействие спроса и предложения на конкретном рынке в определенный период времени определяется установлением оптимального уровня цены на данный товар или услугу, которую называют равновесной или рыночной ценой.
Степень сбалансированности спроса и предложения отражает состояние экономики рыночного типа, эффективное функционирование всей рыночной системы. Рациональное использование ресурсов может быть только в условиях уравнивания величины спроса и предложения.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного хозяйства.
Экономическая структура рынка определяется:
- функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
- структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;
- особенностями сферы товарного обращения;
- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;
- видами торговли.
Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности и много субъектности хозяйствования) приобретает свои специфические черты.
Различают следующие виды рынков:
- Рынок продовольственных
товаров, предназначен для
- Рынок промышленных (непродовольственных)
потребительских товаров,
- Рынок средств производства,
есть рынок средств и
Он подразделяется на три вида:
рынок недвижимости (купля-продажа зданий, сооружений, строений, помещений, используемых в производственных целях).
рынок машин (технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначения).
Рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых и посредством которых изготавливается продукция.
- Фондовый рынок, или
рынок ценных бумаг (рынок
С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные, «теневые».
Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
♦ рынки предметов потребления и услуг;
♦ рынки средств производства;
♦ рынки научно-технических разработок;
♦ рынки ценных бумаг;
♦ рынки рабочей силы.
Формирование таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли.
2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:
♦ рынки товаров
♦ рынки товаров народного потребления;
♦ рынки продовольственных товаров;
♦ рынки сырья и материалов и т. д.
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
♦ внутрирегиональные;
♦ межрегиональные;
♦ республиканские;
♦ межреспубликанские;
♦ международные (мировые).
Формирование таких рынков особенно актуально в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.
4. По степени ограничения
конкуренции различают
5. По видам субъектов
рыночных отношений рынки
♦ рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов высту
пают предприятия и организации;
♦ рынки розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и
организации, а покупателями – отдельные граждане;
♦ рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем вы
ступает государство, а продавцами – непосредственные производители
сельскохозяйственной продукции (агропредприятия, фермы).
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.