Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 01:10, курсовая работа
Цель написания курсовой работы заключается в изучении методики анализа товарных запасов в розничных торговых предприятиях.
Исходя из вышеизложенного, определен следующий круг задач при написании курсовой работы:
Определить значение, задачи и источники информации анализа товарных запасов;
Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
Оценить состояние запасов по общему объему, товарной номенклатуре и их соответствие оптимальному размеру;
Проанализировать факторы, воздействующие на объем и состав товарных запасов и товарооборачиваемость;
Вскрыть недостатки в работе торговых организаций в этой области и выявить пути их устранения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ АНАЛИЗА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 5
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 11
3. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ (В ЦЕЛОМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПО МАГАЗИНАМ, ТОВАРНЫМ ГРУППАМ И ИСТОЧНИКАМ ПОСТУПЛЕНИЯ) 24
4. АНАЛИЗ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Содержание
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Для осуществления непрерывного процесса товарного обращения необходимы определенные запасы товаров. Товарными запасами называется совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Соблюдение определенных пропорций между объемом товарооборота и объемом товарных запасов является важной экономической задачей.
При недостатке товарных запасов ухудшается удовлетворение спроса населения. В рыночных условиях отдельные организации могут извлечь из создавшегося положения (наличия неудовлетворенного спроса) выгоду путем повышения цены. Однако, как правило, недостаток запасов влечет за собой снижение суммы реализации товаров, потерю покупателей и влияет на конкурентоспособность торговой организации.
Отрицательно сказывается на торговой деятельности и излишние товарные запасы, так как при этом снижается качество хранимых товаров, увеличиваются товарные потери и расходы по кредиту, ухудшается платежеспособность торговой организации и ее финансовое состояние.
Поэтому одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами. Целью практически любого решения в деле управления товарными запасами является рост объема продаж и минимизация общих издержек, связанных с формированием и хранением этих товарных запасов. Очень важно уметь анализировать последствия применения неоптимальных схем управления запасами.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что анализ товарных запасов направлен в первую очередь на оптимизацию их величины и структуры, что имеет непосредственное значение для повышения экономической эффективности торговых организаций.
Цель написания курсовой работы заключается в изучении методики анализа товарных запасов в розничных торговых предприятиях.
Исходя из вышеизложенного, определен следующий круг задач при написании курсовой работы:
Объект исследования – потребительское общество «Советское».
Период исследования – 2006-2008 годы.
Предмет исследования – товарные запасы потребительского общества «Советское» за 2006-2008 годы.
В работе использованы такие методы исследования, как монографический, абстрактно-логический, балансовый, метод коэффициентов и другие методы статистики и анализа.
В качестве источников информации для написания курсовой работы использовались устав, годовая бухгалтерская отчетность предприятия, специальная литература по избранной теме работы.
1. Значение, задачи и источники анализа товарных запасов
Процессы производства и воспроизводства требуют, чтобы известная масса товаров, средств производства постоянно находилась на рынке и, следовательно, составляла запас. Никакое товарное обращение невозможно без материального запаса в виде средств производства и предметов потребления.
Материальные запасы являются эффективным средством предупреждения диспропорций в народном хозяйстве благодаря тому, что гарантируя нормальный кругооборот средств организаций, они обеспечивают условия для гибкого изменения их экономической стратегии, поскольку имеется возможность быстрого маневрирования.
Запасы в торговле как составная часть материальных ресурсов призваны обеспечить соответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров. Формирование ассортимента товаров связано с образованием, хранением и управлением запасами. Товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и ритмичности процесса обращения. Как известно, запасы могут существовать в виде: средств производства; индивидуального потребления и товарного.
Товарный запас — это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю.
Необходимость
образования запасов
Товарные запасы имеют не только стоимостное выражение, но существуют и как потребительные стоимости. Как потребительные стоимости товары постоянно обновляются, а как стоимости они постоянно находятся в сфере обращения. Как потребительные стоимости все товары различны, а как стоимости — однородны. Размеры товарных запасов должны находиться в определенном соответствии с размером товарооборота. Для осуществления бесперебойного товарооборота в каналах товарного обращения все время должен находиться достаточный, оптимальный товарный запас (с учетом того, что ассортимент его в максимальной степени должен быть приближен к спросу). Как чрезмерное наличие запасов, так и их недостаточность приносят экономический ущерб организации. В первом случае замораживаются средства, затраченные на производство и хранение излишнего количества товаров, ухудшается финансовое состояние организации, нарушается процесс воспроизводства. Наличие больших запасов может привести к тому, что их ценность (как потребительных стоимостей) вследствие морального и материального старения резко упадет или вообще исчезнет. Во втором случае недостаток товарных запасов отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения, предложение товаров будет отставать от платежеспособного спроса. В конечном счете в обоих случаях ухудшается финансовое состояние организации, поэтому вопрос о размере товарных запасов является актуальным. Следовательно, важно добиваться постоянного наличия в торговых организациях таких товарных запасов, которые бы по своим размерам и составу соответствовали бы установленному объему товарооборота и обеспечивали бесперебойное удовлетворение спроса населения, а потребность в товарных запасах определялась бы на основе прогнозируемого объема товарооборота и их прироста за счет расширения (улучшения) ассортимента товаров.
Увеличение товарного запаса, расширение ассортимента товаров позволят удовлетворить потребность населения в товарах, но одновременно могут отрицательно повлиять на эффективность функционирования торговых организаций. Товарные запасы в торговых организациях составляют большой удельный вес в сумме оборотных активов. Нормализация товарных запасов, их эффективное управление — одно из важнейших направлений совершенствования работы торговли. Успешное выполнение ее функций во многом зависит от создания запасов товарно-материальных ценностей в достаточном количестве и в необходимых местах для обеспечения в торговых организациях тех видов товаров и в таком количестве, которые необходимы для бесперебойного удовлетворения потребностей населения, что приведет в итоге к росту продаж и прибыли.
Одним из показателей, характеризующих эффективность использования товарных запасов, является товарооборачиваемость или время обращения товаров. Время обращения товаров показывает продолжительность их пребывания в сфере обращения (до перехода в руки потребителя). Ускорение товарооборачиваемости уменьшает затраты на хранение товарных запасов, приводит к высвобождению денежных средств и других оборотных активов. Поэтому анализу товарооборачиваемости и товарных запасов отводится значительное место при анализе хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций.
Таким образом, цель анализа товарных запасов состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям и оценке влияния на конечные результаты торговой деятельности. Обобщив вышеизложенное можно сказать, что в процессе анализа рассчитываются следующие показатели:
Итак, исходя из вышеизложенного анализ товарных запасов, оптимизация их величины и структуры имеет большое значение для повышения экономической эффективности торговых организаций. Его задачи в данной области таковы:
Качество и результаты анализа как всей хозяйственно-финансовой деятельности торговой организации, так и товарных запасов зависят от качества и полноты предоставляемой отчетности и учета. Отсутствие необходимой экономической информации о товарных запасах затрудняет их анализ. В интересах эффективного управления товарными запасами требуется полная экономическая информация как по товарным запасам в целом, так и в ассортиментном разрезе.
Анализ товарных запасов осуществляется на основе финансовой бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности, материалов текущего бухгалтерского учета, отчетов материально ответственных лиц, данных инвентаризаций, выборочных обследований и т.д.
Источниками анализа товарных запасов являются:
1) бухгалтерский баланс по основной хозяйственной деятельности торговой организации (ф. № 1), в котором отражается общая сумма товаров по покупной стоимости. Для определения товарного запаса по фактической себестоимости к этой сумме прибавляются издержки обращения на остаток товаров, а для расчета товаров по продажным ценам еще добавляется торговая надбавка;
2) отчеты материально ответственных лиц, по которым рассчитывается и анализируется размещение товарных запасов торговой организации по ее структурным подразделениям;
3) статистический отчет (ф. №11-1) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», где в первом разделе «Общие экономические показатели» по стр. 10 показываются остатки товаров, приобретенных на стороне и предназначенных для перепродажи. Их оценка осуществляется по средним ценам реализации на аналогичные товары, действовавшим в отчетном месяце, включая налог на добавленную стоимость, налог с продаж и акциз, т. е. остатки товаров для перепродажи, учитываемые на балансе организации по цене приобретения, при отражении по стр. 10 ф. № П-1 должны быть переоценены по средним ценам реализации на аналогичные товары, действовавшим в отчетном месяце. Данные об остатках приводятся по всем местам хранения товаров (на складах, складах-холодильниках, в магазинах и др.).
4) при глубоком экономическом анализе товарных запасов необходимо рассмотреть их структуру по отдельным товарным группам. Для этой цели используется четвертый раздел статистической ф. № П-1, где отражаются остатки товаров на конец месяца по товарным группам по установленному перечню: для оптовой торговли — по 62 товарным группам (23 - продовольственным и 39 — непродовольственным) и практически по всем в натуральных и условно-натуральных показателях (в рублях только 10 позиций); для розничной торговли — по 59 товарным группам (32 - продовольственным и 27 - непродовольственным) в тысячах руб., кроме ликероводочных изделий, которые представлены в декалитрах. Однако ф. № П-1 не пригодна для анализа запасов по специализированным торговым организациям таким, как «одежда», «ткани», «трикотаж» и другим, так как она содержит одну группу «швейные изделия», одну позицию по тканям — «ткани готовые», три позиции по трикотажным изделиям. Таким образом, текущая отчетность не в состоянии обеспечить данные о запасах по всей номенклатуре товаров, которые находятся в торговой организации;
5) выборочные данные об остатках товаров, инвентаризационные и сличительные ведомости, данные аналитического учета по остаткам отдельных товаров позволят получить необходимую информацию для анализа состояния запасов не только по отдельным товарным группам, но и по наименованиям товаров;
6) статистический отчет (ф. № П-3) «Сведения о финансовом состоянии организации» в третьем разделе которого «Оборотные активы» по строке 25 «Товары для перепродажи (по покупной цене)» показывается стоимость остатков товаров, приобретаемых организацией, осуществляющей свою деятельность в торговле и общественном питании. При этом организации общественного питания отражают остатки сырья на кухнях и в кладовках, остатки товаров в буфете.
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Потребительское общество «Советское» - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой заготовительной производственной, бытовой, социальной и иной деятельности. В целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Потребительское общество «Советское» в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральным Законом РФ "О некоммерческих организациях", другими законами Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, настоящим Уставом.