Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 07:15, контрольная работа
1. Что означает понятие «эффективно управлять» с позиции современных концепций менеджмента?
Эффективность управления - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д.
Задание для практического выполнения 1.
1. Что означает
понятие «эффективно управлять»
Эффективность управления - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной деятельности. Хороший менеджер видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы.
Критериями эффективного управления являются множество показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем. Конечный результат управления часто называют эффектом управления, который представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:
экономический эффект - вид эффекта, измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
социально-экономический эффект - сочетание экономической выгоды и социальной стабильности, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
социальный эффект - вид эффекта, который не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.
Помимо понятия эффекта
используют понятие эффективности.
Эффективность - результат, выраженный
стоимостными показателями, является
экономическим эффектом, характеризующимся
приростом дохода, увеличением прибыли.
Эффективность представляет собой
соотношение эффекта или
Эффективность = Эффект/Затраты
При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму).
Эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:
в управлении трудовыми ресурсами;
в управлении производством или при создании операционной системы;
при определении методов и структур управления.
2. Какие ситуационные переменные наиболее значимы для существования эффективного управления фармацевтической организацией?
Результаты применения ситуационного
подхода во многом зависят от правильного
нахождения ситуационных переменных и
степени их влияния на процесс
управления. Правильное определение
переменных ситуации и методов управления
позволяет обеспечить наиболее эффективное
воздействие на процесс управления.
Современные исследования в области
ситуационного подхода
В то же время даже ситуационный подход не позволяет выявить все переменные, влияющие на развитие ситуаций. Однако его использование дает возможность руководителям и исследователям сформировать для организаций набор наиболее значимых переменных, способных в большей степени повлиять на достижение целей фирм и корпораций. При этом сокращение числа переменных не лишает результат необходимой точности.
• Внешние переменные:
- законодательство: деятельность фармацевтических организаций контролируется органами управления различных уровней;
- Трудовые ресурсы: наличие
образовательных учреждений (училищ,
колледжей, вузов) в регионе
способствует возможности
- Финансовые ресурсы:
привлечение капиталов
- Поставщик: чем выше
конкуренция между
- Потребитель: значение
этой переменной возрастает с
увеличением конкуренции среди
аптечных организаций
• Внутренние переменные:
- Персонал: количество сотрудников и характер коллектива;
- Услуги: от того, какие
услуги оказывает аптечная
- Цели и задачи: это
важно для любой организации
– постановка целей и задач
позволяет четко определить и
упорядочить деятельность
Каждая организация имеет свой перечень переменных в зависимости от деятельности, места нахождения, инфраструктуры и т.д.
Задание для практического выполнения 2.
Предложите оптимальный вариант организационного построения областного аптечного склада, обслуживающего аптеки и ЛПУ данной административной территории; обоснуйте свой выбор.
Аптечный склад
Аптечный склад является учреждением системы аптекоуправления, осуществляющим прием, хранение и отпуск лекарств, предметов санитарии и гигиены, медицинского оборудования и другого аптечного ассортимента аптекам и лечебным учреждениям. Также обеспечивает сырьем фармацевтические предприятия, производит расфасовку продукции в более мелкую тару.
К планировке и размещению аптечного склада предъявляются определенные санитарно-гигиенические требования. Наиболее благоприятным является размещение аптечного склада в отдельном здании, расположенном на возвышенном, хорошо проветриваемом участке с подветренной стороны по отношению к жилым зданиям. На участке должны быть разгрузочные площадки и хорошие подъездные пути.
Хранение медицинских товаров на аптечном складе должно быть организовано с учетом их физико-химических свойств. Разнообразие аптечной продукции и ее специфический характер требуют особых условий хранения, поэтому к помещениям аптечного склада предъявляются более высокие требования по сравнению с другими складами. Помещения для хранения должны быть просторными, светлыми, сухими, хорошо вентилируемыми.
Оборудование и оснащение аптечного склада зависят от его мощности, ассортимента товаров, объема работы.
Склад должен соответствовать по набору помещений и площадей требованиям СНиП для аптечных складов с учетом объема выполняемой работы и в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, утвержденной Минздравом России.
Структура склада включает следующие отделения:
— приемный отдел;
— отделы хранения;
— экспедиция;
— административно-технические подразделения (администрация, бухгалтерия, отдел контроля качества, транспортный и т. д.).
Все аптечные склады имеют производственные, административные и санитарно-бытовые помещения. К основным производственным относятся помещения для:
— сухих медикаментов;
— жидких медикаментов;
— ядовитых веществ;
— антибиотиков, витаминов и витаминных препаратов;
— бактериальных препаратов и кровезаменителей;
— лекарственных средств в ампулах;
— готовых лекарственных средств;
— перевязочных материалов;
— аптечного оборудования, оптики и т. д.
При крупных аптечных складах
имеются контрольно-
Особенности внутренней планировки заключаются в том, что на складе есть центральный коридор, в который выходят двери всех помещений, между собой не сообщающихся.
Аптечный склад должен иметь все элементы санитарного благоустройства: канализацию, водоснабжение, отопление и вентиляцию. Отопление рекомендуется центральное водяное или панельное. При водяном отоплении радиаторы должны быть доступны для влажной уборки. Паровое отопление в аптечном складе не разрешается. Вентиляция во всех производственных помещениях общеобменная приточно-вытяжная с преобладанием вытяжки над притоком. В помещениях, где производится расфасовка лекарственных препаратов, необходимо устройство местной вытяжной вентиляции. На аптечном складе рекомендуется более широкое использование аэрации (фрамуги, окна, в частности сквозное проветривание).
Оборудование аптечного склада состоит в основном из стеллажей и шкафов, на которых хранится вся аптечная продукция. Поэтому необходимо, чтобы естественная и искусственная вентиляция обеспечивала достаточный воздухообмен в помещениях.
Отделка помещений должна соответствовать их назначению. В производственных помещениях стены на высоту 1,8 м должны быть выкрашены масляной краской или облицованы кафельной плиткой светлого тона, потолки и стены над панелями выкрашены белой водной краской, полы покрыты линолеумом или релином.
Естественное и искусственное освещение должно создавать необходимые уровни освещенности на рабочих местах. В помещении для расфасовки световой коэффициент должен быть в пределах 1:4—1:5, уровень искусственного освещения — 500 лк за счет люминесцентных ламп, расположенных над рабочими местами фасовщиц.
На аптечном складе необходимо создание рациональных условий для работы. Это может быть достигнуто внедрением НОТ, малой механизации, рациональным оборудованием рабочих мест. В аптечном складе много погрузочно-разгрузочных работ и других операций, связанных с использованием ручного труда. Для его облегчения надо широко использовать транспортно-разгрузочное оборудование.
Основная часть рабочего
времени персонала
В настоящее время на крупных аптечных складах внедряется система компьютерного поиска лекарственных средств, а также автоматическая подача лекарств со стеллажей. Внедрение комплексной механизации на аптечных складах затрудняется большой номенклатурой хранимых товаров, различных по своим габаритам, массе, форме, порядку приема, хранения и выдаче.
По степени тяжести труд работников аптечного склада оценивается как средней физической тяжести, так как требует усилий для переноса массы в 15—20 кг.
Неблагоприятными факторами
производственной среды, действующими
на работников складов, являются лекарственные
препараты в виде пыли, газов и
паров, химические и дезинфекционные
вещества. Значительное загрязнение
воздуха происходит при расфасовке
сыпучих лекарственных
Меры профилактики против
возможного действия производственных
факторов такие же, как в аптеках
и контрольно-аналитических
Задание для практического выполнения 3.
От лица директора аптеки представьте план проведения делового совещания, посвященного разработке и утверждению новой системы оплаты труда персонала. В плане должно найти отражение: тема (ы) доклада (ов), перечень вопросов, выносимых на обсуждение, регламент, список участников, используемые технические средства, перечень необходимых подготовительных мероприятий.