Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 09:45, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение государственной политики в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить состояние действующей пенсионной системы Республики Беларусь;
проанализировать виды, условия и порядок назначения пенсий по возрасту;
сделать анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения администрации Октябрьского района города Могилева, динамику назначенных им трудовых пенсий по возрасту;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………….. 6
Сущность пенсионной системы ……………………………………….. 6
Нормативно-правовые документы в сфере пенсионного
обеспечения …………………………………………………………….. 12
Методика начисления пенсий ………………………………………... 16
Зарубежный опыт ……………………………………………………... 24
АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………. 26
Организационная структура администрации Октябрьского района
города Могилева по пенсионному обеспечению …………………. 26
Виды начисляемых пенсий: трудовые и социальные ……………… 30
Анализ начисления пенсий разным категориям лиц ………………. 42
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………….. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 63
Тема: Пенсионная система в Республике Беларусь.
Общий объем работы – шестьдесят пять страниц.
Количество диаграмм – три.
Количество рисунков – три.
Количество таблиц – восемь.
Количество использованных источников – тридцать три.
Количество приложений – десять.
Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МОДЕЛЬ, СТРАХОВАНИЕ, СИСТЕМА, ПЕНСИЯ, СРЕДСТВА, ДОХОД.
Предмет исследования – организация системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
Объект исследования – управление социальной защиты администрации Октябрьского района города Могилева.
Цель работы - изучение действующей пенсионной системы в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
В целях решения поставленных задач использовались следующие методы исследования – теоретический анализ экономической и законодательной литературы; сравнительный анализ динамики и структуры численности пенсионеров, получающих трудовые пенсии.
В процессе работы изучены структура, специфика действующей пенсионной системы Республики Беларусь. Проанализированы виды, условия и порядок назначения пенсии по возрасту. Сделан анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты администрации Октябрьского района города Могилева и сумм назначенных трудовых пенсий по возрасту.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
обеспечения …………………………………………………………….. 12
города
Могилева по пенсионному обеспе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 63
Пенсионное обеспечение реализует право на достойную жизнь. Зрелость любого общества определяется тем, как оно относится к своим старикам. Создание справедливой и глубоко продуманной системы социального обеспечения, где самая значительная составляющая – система пенсионного обеспечения, задача не одного дня. Эта задача волнует многих. Тех, кто получает пенсию, интересует ее размер, своевременность выплат и их повышение; те, кто собирается на заслуженный отдых, прежде всего, задумывается, не изменятся ли правила назначения пенсий. И для страны этот вопрос актуален, ведь численность пенсионеров велика. Серьезным долговременным фактором внешнего воздействия на пенсионную систему является постарение населения. Но не только внешние факторы влияют на финансовые возможности пенсионной системы. В ней не мало внутренних проблем и нерациональных расходов.
Пенсионная система - это сложный, органично встроенный в экономику и постоянно развивающийся механизм, затрагивающий интересы всех граждан страны. Любые, даже самые незначительные изменения в ней вызывают цепную реакцию социальных, экономических и политических последствий. Ее реформирование должно стать делом всего общества, а практика стран, прошедших путь трансформации пенсионной системы или вступивших на него, - источником ценного опыта.
С одной стороны, пенсионная система обеспечивает минимальные гарантии, с другой - финансирует различные надбавки, повышения и другие выплаты нестрахового характера. Поэтому возникает много трудностей при распределении пенсионных средств, а это ведет к пересмотру сложившейся системы пенсионного обеспечения.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в течение последних десятилетий, в мире и в том числе в Республике Беларусь, наметилась устойчивая тенденция роста расходов на финансирование системы социальной защиты и ее основной составляющей – пенсионного обеспечения.
Целью написания дипломной работы является изучение государственной политики в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Предмет исследования: организация системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
Объект исследования: управление социальной защиты администрации Октябрьского района города Могилева.
В целях решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ экономической и законодательной литературы; сравнительный анализ динамики и структуры численности пенсионеров, получающих трудовые пенсии.
Для подготовки дипломной работы использовались различные литературные источники, нормативные документы и положения. Основные из них: Декрет Президента Республики Беларусь от 25.07.2002 г. №18 «О некоторых вопросах социальной защиты граждан», Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2002 г. № 19 «О некоторых мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Послевоенный период относительно стабильного развития мировой экономики в конце ХХ века потрясли несколько глобальных кризисов, заставивших мировое сообщество по-новому переосмыслить социально-экономическую ситуацию. Тенденции глобализации экономических процессов, приводящие к кардинальной переоценке объемов социальных затрат в обществе и роли заработной платы в социальных отношениях, старения населения, миграции рабочей силы и перехода к экономике постиндустриального общества, поставили перед правительствами практически всех государств задачу необходимости реформирования системы социальной защиты населения с целью ее адаптации к новым социально-экономическим условиям. Система социальной защиты подошла к новому рубежу своего развития, а большинство стран мира находятся в условиях трансформации систем социального развития или, по крайней мере, в стадии обдумывания путей и возможностей их преобразования.
Концепция системы социального обеспечения «...появилась в сложных исторических обстоятельствах, когда борьба с крайней нищетой являлась ключевым аспектом деятельности многих правительств. Поэтому основные инструменты, определяющие политику социального обеспечения, предусматривали, в первую очередь, решение таких вопросов, как масштаб охвата, а также уровень защиты, которую могло предоставить государство. Социальное обеспечение и, прежде всего, его основной компонент - социальное страхование были признаны основным правом человека» [10, с. 69]. По мере роста уровня социально-экономического развития общества понятие социального обеспечения и его компонентов, которые «... должны быть фактически гарантированы государством, что делает их принадлежащими к системе социального обеспечения» эволюционирует [10, с. 69].
Эволюционирует и само понятие социального обеспечения. На смену понятию «гарантии правительства», отождествляемому с принципом «государство должно, обязано», подчеркивая тем самым роль и обязательства государства по социальной защите, приходит осознание того факта, что государственное гарантирование - это социальные институты, «..которые устанавливаются законом, обязательны, находятся на контроле и под руководством непосредственно государства, хотя и не обязательно управляются им самим...» [14, с.72]. Таким образом, происходит перераспределение акцентов в функциях государства в социальной сфере. Значение распределительных функций государства снижается при существенном повышении роли государственного регулирования и надзора за деятельностью социальных институтов, подчеркивая тем самым законодательную функцию государства в создании законодательных условий социальной защиты населения, и придании ей системного статуса. Говоря об эволюции понятия «социальное обеспечение», мы приходим к необходимости его замены понятием «система социальной защиты» как более общим и системным [10, с.70].
Пенсионное обеспечение является одним из основных элементов системы социальной защиты. В Беларуси, например, пенсионные выплаты составляют около 80% средств, направленных на финансирование социальной сферы [32, 124]. Вместе с тем действующая в республике система пенсионного обеспечения, основанная на финансировании пенсий за счет текущих поступлений - принцип солидарности поколений, не может обеспечить достойный уровень пенсий и требует своего реформирования.
При рассмотрении четырехэлементной модели системы социальной защиты, включающую социальную политику, пенсионное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, социальное обеспечение представляется в виде элемента социальной помощи. Такое представление справедливо, поскольку позволяет отличать принципы социального страхования и пенсионного обеспечения от социальной помощи по критерию социальной справедливости.
Система социальной защиты представляет собой сложный объект, т. е. многоуровневую организационно-управленческую структуру, как с многофакторными связями его элементов, так и со сложной структурой самих элементов системы, изменяющихся во времени и в зависимости от уровня социально-экономического развития государства. При этом место и роль элементов системы социальной защиты, отмечают исследователи, также изменчивы и зависят от ряда таких факторов, как историческое развитие системы, нормативно-правовая база, развитие структуры финансовых институтов, общее экономическое развитие, культурная и политическая среда. Это приводит к тому, что исследователи по-разному описывают систему социальной защиты и состав ее элементов при рассмотрении различных вопросов. Например, эксперты Всемирного банка в структуру системы социальной защиты включают «три базовых блока - рынок труда, пенсионную систему и социальную помощи. Вместе с тем при рассмотрении возможности управления социальными рисками в структуру системы социальной защиты включается элемент социального страхования, который вместе с пенсионным обеспечением « ... позволяет индивидам сгладить риск снижения доходов путем выравнивания уровня потребления на протяжении всей жизни» [10, с.71].
При различии отдельных элементов можно отметить сходство позиций отечественных и зарубежных исследователей по структуре системы социальной защиты. Как правило, социальное страхование исследователи рассматривают как сложный элемент системы социальной защиты, включающий пенсионное обеспечение. Этот факт позволяет выделить пенсионное обеспечение в самостоятельный элемент системы социальной защиты. Опираясь на принцип социальной справедливости и разделяя, исходя из этого, элементы социальной защиты на имеющие сходство с благoтворитeлъностью и имеющие свойство заработанного права, объединим такие элементы, как социальное обслуживание, социальная работа, общественное вспомосуществование, общественные службы, в рамках одной категории - социальная помощь. Включим также элемент «рынок труда», предлагаемый экспертами Всемирного банка, рассматривающий взаимосвязь экономических и социальных процессов, в более общую категорию - «социальная политика», идеологически связывающую воедино все элементы системы социальной защиты.
Таким образом, в результате группировки элементов социальной защиты, рассматриваемых отечественными и зарубежными исследователями, получаем функциональную модель системы социальной защиты, включающую четыре функциональных блока: социальная политика, пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь.
Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь