Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь

 Проблема формирования  конкурентной среды в РБ. 

      План. 

       Введение.

   1 глава. Понятие  конкуренции.

1. Определение конкуренции.                         4

2. Виды конкуренции.                                7

3. Концепция пяти  сил конкуренции ( по М. Портеру).      12

1. глава. Проблема  формирования конкурентной среды  в РБ.

1. Формирование конкурентной  среды РБ.             15

2. Регулирование  конкуренции в РБ.                       18

3. Меры по улучшению  конкурентной среды в РБ.            24

      Заключение. 

Введение. 

      Конкуренция   как  метод   экономического   контроля   стоит   обществу

минимальных затрат, но является при этом  важной  силой,  которая  постоянно

толкает  производителя  на   сокращение   издержек   производства   и   цен,

стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров.

       При этом, конкуренция является обязательным  условием   существования

 рынка. Если  она по сути, а не по форме  отсутствует, то отсутствует и   рынок

как  общественная  форма  экономических  связей.   Наличие   конкуренции   -

естественное  состояние  рыночных  отношений,  при   котором   их   субъекты

побуждаются  к  активной    предпринимательской   деятельности.     Проблема

создания условий  для ее  возникновения  и  развития  чрезвычайно  важна  для

переходной к рынку  экономики Беларуси.  При  ее  решении  следует  различать

условия  возникновения  конкуренции  и  условия  формирования   конкурентной

среды.

      Недостаточное  понимание сущности и  механизма   проявления  конкуренции

отрицательно  сказалось   на  первых  шагах  белорусских   предпринимателей,

получивших   право   самостоятельно   вести   внешнеторговые   операции.Если

предприятие  не  ориентировано  на  деятельность  в  условиях   конкуренции,

рассчитывать на завоевание и удержание рынка  не приходится.

      Большинство   крупных  белорусских  предприятий   не  перестроили   свою

работу, а усилия производственного менеджмента  зачастую  концентрируются  не

на  финансовых  результатах,   а   на   решении   непроизводственных   задач

(содержание социальной  сферы, культурно-массовые мероприятия  и т.д.).

      Таким  образом, Беларусь за десять  лет существенно растратила стартовый

потенциал для самостоятельного развития. Экономическая  политика  привела  к

серьезному  разрушению основных фондов, снижению уровня жизни  населения,  к

потере экспортных рынков. 
 
 

      1 глава.  Понятие конкуренции. 

3 Сущность конкуренции и ее значение. 

      Термин  «конкуренция» вошел  в   экономическую  теорию  из  разговорного

языка  от  латинского  слова  «concurrentia»,  означающего   «столкновение»,

«состязание».  В  экономике конкуренция определяется следующим образом.

       «Конкуренция — ситуация, когда   существует  несколько  альтернативных

направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы  различные

группы  людей,  борющихся  между   собой   за   право   распоряжаться   этим

благом».[14, c. 16]

      Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло  несколько

стадий.  Классической  экономической  теории  был  характерен  поведенческий

подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции  как  совокупность

взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на  рынке.

Следовательно, акцент делался на таком поведении  продавцов  и  покупателей,

которое характеризовалось честным,  без сговора соперничеством  за  более

выгодные условия  продажи или покупки товаров.  При  этом  основным  объектом

конкурентной борьбы считались цены.

      Поведенческая   трактовка   конкуренции   была   характерна   и    для

неоклассической  политической   экономии.   Однако   неоклассики   связывали

конкуренцию с борьбой  за редкие  экономические  блага,  а  также  за  деньги

потребителей, на которые  их можно  приобрести.  Редкость,  в  их  понимании,

означает, что количество  благ  недостаточно  в  сравнении  с  по  Наряду  с

поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века  в экономическую теорию

стала  проникать  другая,  структурная   концепция   конкуренции,   вышедшая

впоследствии на первое место.  Среди  ее  авторов   были    Ф.  Эджуорт,  А.

Курно, Дж.  Робинсон,  Э.  Чемберлин.  Позиции этих  ученых  в  современной

западной экономической  науке столь  сильны,  что  сам  термин  «конкуренция»

чаще всего используется именно в  структурном  понимании.  Рынок  называется

конкурентным, когда число фирм,  продающих однородный  продукт,  настолько

велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько  мала,  что  никакая  фирма

одна и самостоятельно не может существенно повлиять  на  цену  товара  путем

изменения объема продаж.

      Таким  образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы

фирм  друг  с  другом  на  анализ  структуры  рынка,  тех  условий,  которые

господствуют  в  нем.  Как  подчеркивает  А.Ю.Юданов,  «в  центре   внимания

оказывается не соперничество  фирм в установлении цены,  не  выяснения  того,

кто и почему победил, а установления факта принципиальной  возможности  (или

невозможности) влияния  фирмы на общий  уровень  цен  на  рынке.  Если  такое

воздействие невозможно, то речь идет  о  рынке  совершенной  конкуренции,  в

противном   случае   —    об    одной    из    разновидностей    конкуренции

несовершенной».[7, c. 38]

      Такое  понимание конкуренции, как видим,  значительно отличается  от  ее

определения  в  классической   теории,   не   проводившей   различия   между

конкуренцией и  соперничеством. Классики, говоря о  конкуренции, имели в  виду

лишь совершенную  конкуренцию, в рамках которой  взаимозависимость  продавцов

настолько мала, что ею можно пренебречь. На  конкурентном  рынке все фирмы

независимы друг от друга в том  смысле,  что  действия  одной  не  оказывают

сколько-нибудь  заметного  влияния  на  поведение  других  фирм.  При  таком

конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером

на рынке, то есть, не возможна монополия.

      Позднее  спектр  рыночных  структур,  анализируемых   экономистами,  был

расширен,  и появилась необходимость в   четком   разграничении   понятий

«конкуренция»   и   «соперничество».   В   современном   понимании    термин

«соперничество» относится  к  действительному  поведению  рыночных  агентов,

направленному на завоевание лидирующего (отличного от других)  положения на

рынке и используется  для характеристики  сферы деятельности  бизнесменов,

предпринимателей, а  не  для  качественной  характеристики  строения  рынка.

Термин  «конкуренция»  в  свою  очередь,  используется  для   характеристики

модели, строения рынка.

      Кроме   поведенческой   и   структурной   трактовки   конкуренции,   в

экономической теории существует еще функциональный подход к  конкуренции,  а

также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».

      Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с

именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории  экономического

развития он определял  конкуренцию как борьбу старого  с  новым.  Эту  борьбу

ведут предприниматели  —  организаторы  производства,  прокладывающие  новые

пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера,  задача

предпринимателя —  осуществлять реализацию нововведений, бороться с  рутиной,

не делать то, что  делают другие, стать «созидающим  разрушителем».  Тогда  он

может   выиграть   в   конкурентной   борьбе,   вытеснив   с    рынка    тех

предпринимателей, которые  пользуются устаревшими технологиями или  выпускают

не пользующуюся спросом продукцию.

      Другой  австрийский экономист и политический  философ  —  Ф.  фон   Хайек

рассматривал конкуренцию  еще шире, понимая ее как «процедуру  открытия».  По

его мнению, предпринимателю  важно, ориентируясь на повышение  или  понижение

цен  на  ресурсы  и  производимые  с  их  помощью  блага,  понять,  в  каком

направлении нужно действовать, что, как и для кого  производить.  На  рынке

только благодаря  ценам  и  конкуренции  скрытое  становится  явным.  Только

«процедура» конкуренции  «открывает», какие  ресурсы  и  в  каком  количестве

необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. [7,  с.  39-40]

Неизбежные для  такого “прорыва ” потери Хайек связывает не с разрушительным

характером конкуренции  как таковой, а  с  принципиальной  непредсказуемостью

поступков людей.  Более  того,  он  пологает,  что конкуренция ценна лишь

постольку , поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от  тех

, которые кто-либо мог запланировать.[9,c. 42]

      Нетрудно  заметить  ,  что большие ученые,  исповедуя функциональный

понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены  тем, чтобы дать  ей

“правильное ”. Скорее, формулируя свои хлесткие , запоминающиеся  дефиниции,

они  просто   хотели   заострить   внимание   на   принципиальной   важности

определенных последствий  конкурентной борьбы.

[7, c. 40]

      Cуществуют  и другие  определения конкуренции.  Конкуренция –   это

сильнейший  способ  непрерывного  возбуждения  экономических  субъектов.   С

известной  степенью  условности  конкуренцию  можно  назвать  цивилизованной

формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента , не  уступить,

не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А  угрозы

выбытия из игры  за  экономическое  существование  и  процветание  действует

надежнее всех иных стимулов.[6, с. 238]

      Конкуренция  — это соперничество между  участниками рыночного  хозяйства

за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров.[13, с. 242]

      Конкуренция   –   это   экономическая   борьба,   соперничество   между

обособленными производителями  продукции,  работ,  услуг,  за  удовлетворение

Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь