Анализ производительности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – провести анализ показателей производительности труда работников на предприятии ОАО «Белгородская Сбытовая Компания» и выявить резервы повышения эффективности их использования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) осветить вопросы экономической сущности понятия трудовых ресурсов и производительности труда;
2) охарактеризовать значение, задачи и источники информации для анализа эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии;
3) дать характеристику деятельности предприятия ОАО «БСК»;
4) провести анализ показателей производительности труда на выбранном предприятии;
5) внести предложения по повышению производительности труда.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы производительности труда …………………….. 5
1.1. Понятие производительности труда ……………………………………. 5
1.2. Значение, задачи и источники информации для анализа эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ……………………………. 14
1.3. Показатели, характеризующие производительность труда ………… .18
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ОАО «Белгородская Сбытовая Компания» …………………………………. 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «БСК» …………………………………………………………………… 25
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «БСК» …………………………. 32
2.3. Анализ производительности труда предприятия …………………….. 39
3. Пути повышения производительности труда …………………………. 44
Заключение …………………………………………………………………… .. 50
Список использованных источников …………………………………………. 53

Вложенные файлы: 1 файл

Цымбал О..docx

— 113.28 Кб (Скачать файл)

 

 

Из данных таблицы видно, что среднегодовая выработка одного работника с каждым годом увеличивается, по сравнению с предыдущим годом, на 1161,58 тыс. руб., за счет изменения:

    1. удельного веса рабочих в общей численности персонала:

ГВ(Уд) =ΔУд * Д0 * П0 * ЧВ0;

ГВ(Уд) = 0,01*291*7,7*455,3 = 10201,9 тыс. руб.

    1. количества отработанных дней одним рабочим за год:

ΔГВ(Д) = УД1*ΔД*П0*ЧВ0;

ΔГВ(Д) = 0,9*(-15,00)*7,7*455,3= -47328,45 тыс. руб.

    1. продолжительности рабочего дня:

ΔГВ(П) = УД11*ΔП*ЧВ0;

ΔГВ(П) = 0,9*276*0,10*455,3= 11309,6 тыс. руб.

    1. среднечасовой выработки рабочих:

ΔГВ(ЧВ) = УД111*ΔЧВ;

ΔГВ(ЧВ) = 0,9*276*7,8 *78,3 = 151707,8 тыс. руб.

Итого: 151707,8 тыс. руб.

Таким образом, как показывают данные, имеющиеся трудовые ресурсы  на предприятии используются недостаточно полно. В среднем одним рабочим  в 2010 году отработано 276 дней, а это меньше, чем в предыдущих периодах. За счет увеличения среднегодовой выработки  производительность труда, соответственно, растет. Это положительно сказывается на работе предприятия в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути повышения  производительности труда

 

В ОАО «БСК» сокращение внутрисменных простоев связано с совершенствованием организации труда и обеспечение предприятия необходимыми запасами сырья и материалов для обеспечения бесперебойной работы. Рассмотрим некоторые пути совершенствования организации труда.

При рационализации суточных режимов труда и отдыха эффективность во многом зависит  от того, насколько правильно учитываются  закономерности суточного ритма  физиологических процессов человека, т.е. заключается в том, что при  выборе оптимального режима труда и  отдыха требуется определить такие  параметры, которые способствуют лучшему  использованию производственных фондов и обеспечивают наибольшую эффективность  производства.

Таким образом, при выборе оптимального режима труда  и отдыха нужен комплексный социально-экономический  подход. Целью подобного подхода  является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических  возможностей человека.

Соблюдая режим труда и отдыха, уменьшается период врабатываемости, а это увеличит фазу устойчивой работоспособности, а это даст увеличение производительности труда всего предприятия. Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Отдых должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

В каждом конкретном случае подбирают соответствующий  типовой режим труда и отдыха либо по показателю утомления, установленному на основании данных физиологических  исследований, либо по показателю количественной оценки условий труда, полученному  расчетным способом, на основе оценки отдельных факторов условий труда.

Для облегчения труда и повышения его производительности каждое рабочее место должно быть оснащено различным вспомогательным  оборудованием (приспособления, инструмент), которое имеет в основном следующее  назначение:

- обеспечить максимум удобств при обслуживании машин;

- облегчить и ускорить высококачественное исполнение рабочих приемов;

- в максимальной мере способствовать выполнению ручных приемов без останова машины;

- обеспечить удобное размещение сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов, тары, инструмента, угаров;

- облегчить наблюдение за машинами, особенно при многостаночной работе;

- обеспечить безопасные и здоровые условия работы [20].

Планирование  рабочего места заключается в  рациональном размещении используемых рабочим в процессе труда средств  производства. Машины в производственных помещениях размещают по возможности  компактно, имея в виду главным образом  экономное использование площади. При этом, однако, надо обеспечить как  безопасность работающих, так и максимальное удобства обслуживания рабочего места. При многостаночной работе излишние проходы между машинами вызывают потери времени на дополнительные переходы рабочего и ожидание машинами обслуживания. В то же время недопустима и  теснота на рабочем месте, когда  движение рабочего ограничены и неудобны. Расположение машин на рабочем месте  многостаночника следует выбирать в зависимости от метода многостаночной работы.

Задачей организации обслуживания рабочих  мест является обеспечение бесперебойного их снабжения материалами и поддержание  оборудования в хорошем техническом  состоянии. Основное условие рационального  обслуживания рабочего места заключается в том, чтобы придать этому обслуживанию профилактический характер. Это особенно важно в тех случаях, когда широко применяют многостаночную работу. Запасы сырья или полуфабрикатов, вспомогательных материалов и производственной тары необходимо возобновлять заблаговременно, прежде чем наступят перебои в работе. Готовую продукцию и отходы производства следует своевременно вывозить с рабочего места.

Режим труда  и отдыха в течение смены предполагает установление продолжительности времени  начала и конца работы и обеденного перерыва, а также периодичности  и длительности других перерывов  на отдых и микропауз в течение  смены, увязку их с технологическими перерывами и т.д.

Перерыв на обед должен быть достаточной продолжительности  и делить рабочий день на две равные части, при этом условия для приема пищи и отдыха должны быть благоприятными.

Кроме обеденного перерыва для рабочих многих профессий  вводятся дополнительные кратковременные  регламентированные перерывы на отдых. Перерывы (отдых, физкультпаузы и  др.) должны вводиться в начальный  момент появления усталости, так  как при сильном утомлении  они уже малоэффективны. Длительность их должна быть достаточной для снятия утомления и может быть определена на основе оценки тяжести труда и  показателя утомления. При этом нужно  учитывать, что частые короткие перерывы более эффективны, чем редкие большой  продолжительности.

Как уже  указывалось, очень важным резервом сокращения потерь рабочего времени  является совершенствование коммерческой работы предприятие, связанное с  бесперебойным обеспечением сырья  и материалов. При этом коммерческая работа должна состоять из определения  норм оборотных средств, а также  поиск поставщиков.

В настоящее  время на обучение и переобучение становится основным механизмом улучшения  качества персонала и занимает одно из ведущих мест в списке мер по внедрению инноваций. Использование той или иной формы зависит от целей обучения и характеристик целевой группы персонала (категории, степени дефицитности профессии на рынке труда, сложности профессии).

1. Можно  констатировать тенденцию к возрождению  на успешных предприятиях системы  обучения и повышения квалификации  на рабочих местах. Причины этого,  по нашему мнению, достаточно  разнообразны. Во-первых, это относительная  дешевизна данной формы повышения  квалификации. Во-вторых, обучение на  рабочих местах как прежде, так  и теперь является составной  частью системы аттестации кадров  и способом повышения заработка  рабочих путем повышения разряда.  В-третьих, при организации внутрифирменного  обучения работникам передаются  не только трудовые навыки  и теоретические знания, но и  элементы трудовой морали, культуры  производства, обучаемые включаются  в социальные сети предприятия. 

Обучение может носить как индивидуальный, единичный, так и массовый характер. Кроме того, просматривается новейшая тенденция – введение в систему подготовки на местах элементов теоретического обучения. Роль теоретических курсов во внутрифирменном обучении заключается в повышении уровня общего профессионального образования или повышении качества рабочей силы, а не просто адаптации имеющихся у персонала навыков к новому уровню производства и технологии.

2. Обучение  в специализированных учебно-курсовых  комбинатах на предприятиях. Эта  форма подготовки и повышения  квалификации встречается на  предприятиях довольно редко  – как правило, на крупных  и в последнее время финансово  устойчивых предприятиях, начавших  возрождать когда-то пришедшую  в полный упадок учебно-производственную  базу.

3. Обучение  в специализированных центрах  вне предприятий, как правило,  используется для подготовки  специалистов для лицензированных  видов деятельности.

4. Оплата  обучения в учебных заведениях  отдельных, особо нужных специалистов (целевая подготовка). Фактически это также возрождение старой практики [2].

В случаях  необходимости массовой подготовки работников для работы на новом оборудовании предприятия находят смешанные  организационные формы обучения, которые порождают дополнительные позитивные эффекты. Так, некоторым  предприятиям удается развивать  так называемый мультипликативный эффект обучения (когда профессионалы обучают местных работников, а те, в свою очередь, обучают остальных, становясь инструкторами – иначе говоря, обучение методом «снежного кома»). В этих случаях в организациях создаются предпосылки для естественного включения работников в процесс освоения техники и технологии, наблюдается волновой эффект саморазвития. Первоначально 1-2 работника проходят стажировку на фирмах-изготовителях. После их возвращения организуется обучение на рабочих местах, где обучившиеся выступают в качестве инструкторов и передают полученные знания, навыки и правила техники безопасности остальным работникам, которым предстоит иметь дело с этим оборудованием. Причем такой порядок обучения принимает вид не случайный, а плановый, возведенный в ранг фиксированной практики, так как затраты на стажировку учитываются при просчете альтернативных издержек на приобретение оборудования у различных поставщиков в качестве обязательного компонента.

Еще одним  примером удачной организационной  формы подготовки кадров является оплата услуг поставщика оборудования после  выполнения комплекса работ «шеф-монтаж + фирменное обслуживание + обучение рабочих» («Бумажник»). На предприятии  «БСК» для организации нового производства в отделении оргсинтеза возможно использование практики приема и обучения новых работников одновременно с началом пуско-наладочных работ. Это не только повысит их квалификацию, но и усилит трудовую мотивацию. При помощи использования таких обучающих технологий предприятия создают на инновационных участках некий «кадровый плацдарм», на котором развертывается дальнейшее освоение инновации.

Иногда  внутрифирменное обучение выполняет  функцию источника пополнения работниками  «исчезающих» профессий.

Наиболее  рациональный подход к повышению  квалификации демонстрируют предприятия  с участием иностранных инвесторов. Главная черта такого подхода  – комплексность решения, одновременное и дифференцированное использование различных форм обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование трудовых ресурсов и анализ показателей производительности труда позволили сделать следующие выводы:

1. Цель ОАО «Белгородская  Сбытовая Компания» - осуществление   реализации права любого добросовестного  потребителя на территории Белгородской  области на надежную и бесперебойную  поставку электроэнергии, в объеме, соответствующем его потребностям.

Основные задачи предприятия:

- высокая результативность деятельности;

- разработка и постоянное повышение  уровня технологии;

- наращивание высокопроизводительного  технического потенциала;

- рациональная организация производства  и управление им;

- координация своей деятельности  в соответствии с рыночными  тенденциями и др.

2. Эффективность использования  производственных ресурсов влияет  на все качественные показатели  деятельности субъекта хозяйствования  – себестоимость, прибыль и  т.д. Поэтому при оценке деловых  партнеров необходимо анализировать  наравне с показателями основных  фондов и материальных ресурсов  и обобщающие показатели эффективности  использования трудовых ресурсов  и времени

3.. Анализ трудовых показателей  – это один из основных разделов  анализа работы предприятий. Значение  анализа состоит в том, что  в процессе его проведения  изучается, достаточно ли обеспечено  предприятие работниками, обладающими  необходимыми знаниями и навыками, рационально ли их используют, уровень производительности труда,  которые имеют большое значение  для увеличения объемов продукции  и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности  предприятия персоналом и эффективности  его использования зависят объем  и своевременность выполнения  всех работ, степень использования  оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Информация о работе Анализ производительности труда