Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

итог диплом Штогриной.docx

— 451.08 Кб (Скачать файл)

49. Когда я вижу окровавленного  человека на экране, это почти  не волнует меня.

50. В сложных жизненных  ситуациях я не могу обойтись  без поддержки и помощи людей.

51. Большинство окружающих  считают меня очень интересным  человеком.

52. Я ношу одежду, которая  скрывает недостатки моей фигуры.

53. Для меня очень важно  всегда придерживаться общепринятых  правил поведения.

54. Я склонен часто  противоречить людям.

55. Почти во всех семьях  супруги друг другу изменяют.

56. По-видимому, я слишком  отстраненно смотрю на вещи.

57. В разговорах с представителями  противоположного пола я стараюсь  избегать щекотливых тем.

58. Когда у меня что-то  не получается, мне иногда хочется  плакать.

59. Из моей памяти часто  выпадают некоторые мелочи.

60. Когда кто-то толкает  меня, я испытываю сильное негодование.

61. Я выбрасываю из  головы то, что мне не нравится.

62. В любой неудаче  я обязательно нахожу положительные  стороны.

63. Я терпеть не могу  людей, которые всегда стараются  быть в центре внимания.

64. Я почти ничего не  выбрасываю и бережно храню  множество разных вещей.

65. В компании друзей  мне больше всего нравятся  разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.

66. Меня не слишком  раздражает детский плач.

67. Мне случалось так  разозлиться, что я готов был  перебить все вдребезги.

68. Я всегда оптимистичен.

69. Я чувствую себя  неуютно, когда на меня не  обращают внимания.

70. Какие бы страсти  не разыгрывались на экране, я  всегда отдаю себе отчет в  том, что это только на экране.

71. Я часто испытываю  чувство ревности.

72. Я бы никогда специально  не пошел на откровенно эротический  фильм.

73. Неприятно то, что людям,  как правило, нельзя доверять.

74. Я готов почти на  все, чтобы произвести хорошее  впечатление.

75. Я никогда не бывал  панически испуган.

76. Я не упущу случая  посмотреть хороший триллер или  боевик.

77. Я думаю, что ситуация  в мире лучше, чем полагает  большинство людей.

78. Даже небольшое разочарование  может привести меня в уныние.

79. Мне не нравится, когда  люди откровенно флиртуют.

80. Я никогда не позволяю  себе терять самообладание.

81. Я всегда готовлюсь  к неудаче, чтобы не быть  застигнутым врасплох.

82. Кажется, некоторые  из моих знакомых завидуют  моему умению жить.

83. Мне случалось со  зла так сильно ударить или  пнуть по чему-нибудь, что я  неумышленно причинял себе боль.

84. Я знаю, что за глаза  кое-кто отзывается обо мне  дурно.

85. Я едва ли могу  вспомнить свои первые школьные  годы.

86. Когда я расстроен,  я иногда веду себя по-детски.

87. Мне намного проще  говорить о своих мыслях, чем  о своих чувствах.

88. Когда я бываю в  отъезде и у меня случаются  неприятности, я сразу начинаю  сильно тосковать по дому.

89. Когда я слышу о  жестокостях, это не слишком  глубоко трогает меня.

90. Я легко переношу  критику и замечания.

91. Я не скрываю своего  раздражения по поводу привычек  некоторых членов моей семьи.

92. Я знаю, что есть  люди, настроенные против меня.

93. Я не могу переживать  свои неудачи в одиночку.

94. К счастью, у меня  меньше проблем, чем имеет большинство  людей.

95. Если что-то волнует  меня, я иногда испытываю усталость  и желание выспаться.

96. Отвратительно то, что  почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.

97. Нередко я испытываю  желание почувствовать в своих  руках пистолет или автомат.

 

Обработка и интерпретация  результатов теста

 

Шкала                                     № вопроса (подсчет только ответов  «да»)

 А - Отрицание                   1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94

 В - Подавление                  6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89,

 С - Регрессия                  2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95,

D - Компенсация                3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74,

 Е - Проекция                     7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96,

F - Замещение                   8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97

G - Интеллектуализация     4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87,

H – Реактивное образование5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79,

 Подсчитывается количество  положительных ответов по каждой  из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся  в проценты. На основе процентных  показателей составляется профиль  эго-защит. 

Существует и другой вариант  обработки результатов:

Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся  из числа положительных ответов  на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений  в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле 

ОНЗ=n/N*100

где n – число положительных  ответов по шкале этой защиты, N –  число всех утверждений, относящихся  к этой шкале.

где n – сумма всех положительных  ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

 

Шкалы: коммуникативная  толерантность

Инструкция к  тесту

 Вам предоставляется  возможность совершить экскурс  в многообразие человеческих  отношений. С этой целью вам  предлагается оценить себя в  девяти предложенных несложных  ситуациях взаимодействия с другими  людьми. При ответе важна первая  реакция. Помните, что нет плохих  или хороших ответов. Отвечать  надо, долго не раздумывая, не  пропуская вопросы. Свои ответы  следует проставлять («V» или  «+») в одной из четырех колонок.

 

 Меру согласия  с суждения выражайте следующим  образом:

 

 • 0 – баллов  – совсем неверно, 

 • 1 – верно  в некоторой степени (несильно),

 • 2 – верно  в значительной степени (значительно),

 • 3 – верно  в высшей степени (очень сильно).

 

Тест

 

Проверьте себя: насколько вы способны принимать  или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь  верны они по отношению лично  к вам.

 • Медлительные  люди обычно действуют мне  на нервы. 

 • Меня  раздражают суетливые, непоседливые  люди.

 • Шумные  детские игры переношу с трудом.

 • Оригинальные, нестандартные, яркие личности  обычно действуют на меня отрицательно.

 • Безупречный  во всех отношениях человек  насторожил бы меня.

 

Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать  людей, исходя из собственного «Я». Меру согласия с суждениями, как и в  предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3.

 

 • Меня  обычно выводит из равновесия  несообразительный собеседник.

 • Меня  раздражают любители поговорить.

 • Я тяготился  бы разговором с безразличным  для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил  инициативу.

 • Я тяготился  бы разговорами случайного попутчика,  который уступает мне по уровню  знаний и культуры.

 • Мне трудно  найти общий язык с партнерами  иного интеллектуального уровня, чем у меня.

 

Проверьте себя: в какой мере категоричны или  неизменны ваши оценки в адрес  окружающих.

 

 • Современная  молодежь вызывает неприятные  чувства своим внешним видом  (прическа, косметика, наряды).

 • Так называемые  «новые русские» обычно производят  неприятное впечатление либо  бескультурьем, либо рвачеством.

 • Представители  некоторых национальностей в  моем окружении откровенно несимпатичны  мне. 

 • Есть  тип мужчин (женщин), который я  не выношу.

 • Терпеть  не могу деловых партнеров  с низким профессиональным уровнем. 

 

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления  при столкновении с некоммуникабельными  качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).

 

 • Считаю, что на грубость надо отвечать  тем же.

 • Мне трудно  скрыть, если человек чем-либо  неприятен. 

 • Меня  раздражают люди, стремящиеся в  споре настоять на своем. 

 • Мне неприятны  самоуверенные люди.

 • Обычно  мне трудно удержаться от замечания  в адрес озлобленного или нервного  человека, который толкается в  транспорте.

 

Проверьте себя:есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

 

 • Я имею  привычку поучать окружающих.

 • Невоспитанные  люди возмущают меня.

 • Я часто  ловлю себя на том, что пытаюсь  воспитывать кого-либо.

 • Я по  привычке постоянно делаю кому-либо  замечания. 

 • Я люблю  командовать близкими.

 

Проверьте себя: в какой степени вы склонны  подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

 

 • Меня  раздражают старики, когда они  в час пик оказываются в  городском транспорте или в  магазинах. 

 • Жить  в номере гостиницы с посторонним  человеком для меня просто  пытка. 

 • Когда  партнер не соглашается в чем-то  с моей правильной позицией, то  обычно это раздражает меня.

 • Я проявляю  нетерпение, когда мне возражают. 

 • Меня  раздражает, если партнер делает  что-то по своему, не так, как  мне того хочется. 

 

Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция  поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

 

 • Обычно  я надеюсь, что моим обидчикам  достанется по заслугам.

 • Меня  часто упрекают в ворчливости. 

 • Я долго  помню обиды, причиненные мне  теми, кого я ценю или уважаю.

 • Нельзя  прощать сослуживцам бестактные  шутки. 

 • Если  деловой партнер непреднамеренно  заденет мое самолюбие, то я  на него тем не менее обижусь. 

 

Проверьте себя: в какой степени вы терпимы  к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

 

 • Я осуждаю  людей, которые плачутся в чужую  жилетку. 

 • Внутренне  я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае  рассказывают о своих болезнях.

 • Я стараюсь  уходить от разговора, когда  кто-нибудь начинает жаловаться  на свою семейную жизнь. 

 • Обычно  я без особого внимания выслушиваю  исповеди друзей (подруг).

 • Иногда  мне нравится позлить кого-нибудь  из родных и друзей.

 

Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности  во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

 

 • Обычно  мне трудно идти на уступки  партнерам. 

 • Мне трудно  ладить с людьми, у которых  плохой характер.

 • Обычно  я с трудом приспосабливаюсь  к новым партнерам по совместной  работе.

 • Я избегаю  поддерживать отношения с несколько  странными людьми.

 • Обычно  я из принципа настаиваю на  своем, даже если понимаю, что  партнер прав.

 

Обработка и интерпретация  результатов теста

 

Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующими о низком уровне общей коммуникативной толерантности. Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем признакам, и сделайте вывод: чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые  можно заработать – 135, свидетельствует  об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов – свидетельство  терпимости ко всем типам партнеров  во всех ситуациях. В среднем, по нашим  данным, опрошенные набирают:

Информация о работе Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей