Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

итог диплом Штогриной.docx

— 451.08 Кб (Скачать файл)

Механизм психологической  защиты «Отрицание» наиболее всего  выражен у учителей со стажем выше 20 лет, а менее всего у учителей со стажем до 10 лет. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя.

Механизм психологической  защиты «Проекция» более всего выражен  у учителей со стажем до 5 лет и  свыше 20 лет, а менее всего у  учителей со стажем 6-10 лет. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными.

Высокая напряженность  механизма психологической защиты более всего «Компенсация» наблюдается у учителей со стажем от 6 до 10 лет; менее всего у учителей со стажем до 5 лет. Данный механизм психологической защиты проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.

Выраженный механизм «Реактивные образования» наиболее всего наблюдается у учителей со стажем от 6 до 10 лет, а наименее всего  у учителей со стажем выше 11 лет. по механизму психологической защиты реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

«Интеллектуализация»  наиболее выражена у учителей со стажем от 6 до 10 лет, наименее всего у учителей со  стажем до 5 лет. Данный механзим Интеллектуализация – развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоций ожидания или предвидения из боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.

В целом можно  отметить, что среди учителей со стажем до 5 лет наиболее часто встречалась выраженность механизма «Подавление». Если рассматривать причины таких особенностей, то стоит отметить, что «Подавление» связывается со сдерживанием эмоций страха. Возможно у начинающих педагогов большее количество определенных страхов, чем у педагогов с более высоким стажем.

Среди учителей со стажем от 6 до 10 лет и у учителей со стажем от 11 до 20 лет наиболее часто встречается выраженный механизм психологической защиты «Замещение». Данный механизм развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Среди учителей со стажем выше 20 лет наиболее часто встречающимися выраженными механизмами психологической защиты являются «Регрессия» и «Проекция». Регрессия – развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения. Проекция – сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самонеприятие на этом фоне.

Также были рассмотрены  ведущие механизмы психологической  защиты у испытуемых. На таблице 2.2 представлены количественные данные о том, какие  ведущие механизмы психологической  защиты сформировались у испытуемых.

Таблица 2.2

Ведущие механизмы  психологической защиты у испытуемых

 

A

B

C

D

E

F

G

I

0-5лет

4

2

1

1

4

0

3

0

6-10лет

1

0

4

0

0

3

5

2

11-20лет

2

2

4

1

2

1

1

1

>20лет

4

1

9

0

4

1

3

2


(Примечание: А – подавление, В – регрессия, С – замещение, D – отрицание, Е – проекция, F – компенсация, G – реактивные образования, I – интеллектуализация)

Таким образом, механизм психологической защиты «Подавление» является ведущим у 4 учителей со стажем работы до 5 лет, у 1 учителя со стажем работы 6-10 лет, у 2 учителей со стажем работы от 11 до 20 лет и у 4 учителей со стажем  свыше 20 лет.

Механизм психологической  защиты «Регрессия» был выявлен  как ведущий  у 2 учителей со стажем работы до 5 лет,  у 2 учителей со стажем работы от 11 до 20 лет и у  учителей со стажем  свыше 20 лет. В обследуемой  выборке не было учителей со стажем 6-10 лет с ведущим механизмом психологической защиты «Регрессия».

Механизм психологической  защиты «Замещение» является ведущим  у 1 учителей со стажем работы до 5 лет, у 4 учителя со стажем работы 6-10 лет, у 4 учителей со стажем работы от 11 до 20 лет и у 9 учителей со стажем  свыше 20 лет.

Механизм психологической  защиты «Отрицание» был определен  как ведущий у 1 учителя со стажем работы до 5 лет, и 1 учителя со стажем работы от 11 до 20 лет. Среди испытуемых с ведущим механизмом психологической  защиты «Отрицание» не было учителей со стажем от 6 до 10 лет и со стажем свыше 20 лет.

Механизм психологической  защиты «Проекция» был выявлен как  ведущий у 4 учителей со стажем до 5 лет, у 2 учителей со стажем от 11 до 20 лет  и у 4 учителей со стажем от 20 лет  и выше.

«Компенсация», как  ведущий механизм психологической  защиты был сформирован  у 3 учителей со стажем от 6 до 10 лет,  у 1 учителя  со стажем 11-20 лет и 1 учителя со стажем более 20 лет. В данной выборке не было учителей со стажем до 5 лет с  ведущим механизмом психологической  защиты «Компенсация».

Ведущий механизм психологической защиты «Реактивное  образование» был обнаружен у 3 учителей со стажем до 5 лет, у 5 учителей со стажем от 6 до 10 лет, у 1 учителя со стажем от 11 до 20 лет и 3 учителей со стажем выше 20 лет.

Механизм психологической  защиты «Интеллектуализация» является ведущим у 2 учителей со стажем от 6 до 10 лет, у 1 учителя со стажем от 11 до 20 лет и у 2 учителей со стажем более 20 лет. В обследуемой группе испытуемых не было учителей со стажем до 5 лет  с ведущим механизмом психологической  защиты «Интеллектуализация».

На рисунке 2.2 наглядно представлено, какие ведущие механизмы психологической защиты сформировались у испытуемых.

Рис. 2.2. Ведущие  механизмы психологической защиты у педагогов 

(Примечание: А – подавление, В – регрессия, С – замещение,  D – отрицание, Е – проекция, F – компенсация, G – реактивные образования, I – интеллектуализация)

 

Таким образом, как  видно на гистограмме механизм психологической  защиты «подавление» чаще всего является ведущим у учителей со стажем до 5 лет и свыше 20 лет, а реже всего  у учителей со стажем от 5 до 10 лет.

Механизм психологической  защиты «регрессия» чаще всего является ведущим у учителей со стажем до 5 лет и 11-20 лет, и вовсе не наблюдается  как ведущий у учителей со стажем 6-10 лет.

Механизм психологической  защиты «Замещение» наиболее чаще ведущий  у учителей со стажем выше 20 лет, а  реже всего – у учителей со стажем до 5 лет.

В данной выборке  мало испытуемых с ведущим механизмом психологической защиты «отрицание» - только незначительное количество учителей со стажем до 5 лет и 11-20 лет.

Механизм психологической  защиты «проекция» чаще всего встречается  у учителей со стажем до 5 лет и  более 20 лет и не встречается у  учителей со стажем 6-10 лет.

Механизм  «Компенсация»  проявляет себя как ведущий  чаще всего у учителей со стажем 6-10 лет  и не проявляет себя у учителей со стажем до 5 лет.

Механизм «реактивные  образования» чаще всего является ведущим  у учителей со стажем 6-10 лет и  менее всего у учителей со стажем 11-20 лет.

Интеллектуализация» чаще всего является ведущим у  учителей со стажем от 6 до 10 лет и  со стажем выше 20 лет. Реже всего у  учителей со стажем – менее 5 лет.

Также можно сказать, что ведущими механизмами психологической  защиты у учителей со  стажем до 5 лет чаще всего являются «подавление» и «проекция». Таким образом, молодые педагоги более склонны подавлять негативные эмоции, чувства, вызывающие тревогу. Мы можем объяснить это тем, что у молодых педагогов может быть определенное количество страхов,  им еще труднее осознавать некоторые неприятные моменты в результате чего молодые учителя, просто вытесняют их, стараются о них не думать.

У учителей со стажем 6-10 лет чаще всего доминирующим является механизм психологической защиты «реактивные образования». Таким образом, педагоги со стажем 6-10 лет склонны предотвращать негативные мысли или поступки противосторонними устремлениями. Это может выражаться в, например,  излишней заботе над учениками, поведение которых отличается от  моральных норм педагога, и возможно бы вызвало в нем гнев или агрессивное проявление. Возможно, данный механизм сформировался у большинства учителей данного стада, как ведущий, в процессе адаптации учителя к своей профессии. То есть желание стать профессионалом здесь может проявляться в стремление противостоять действительности, которое может как позитивно, так и негативно отразиться на личности учителя.

Если рассматривать  учителей со стажем от 11 до 20 лет, то у  них чаще всего доминирующий механизм психологической защиты является механизм психологической защиты «замещение». Также этот механизм психологической  защиты чаще всего является доминирующим у учителей со стажем более 20 лет. По нашему предположению, данный тип психологической защиты сформировался у учителей с довольно большим стажем в результате некоторого эмоционального или профессионального выгорания. Профессия учителя очень сложна в эмоциональном аспекте и нередко педагогу приходится сдерживать негативные эмоции, например, накопившиеся в течение трудового дня. То есть незаметно для себя, например, учитель после трудного дня на работе, может сорваться на своих членов семьи. Или, например, напротив, из-за проблем в семье, проявлять негатив по отношению к ученикам.

Далее мы рассмотрим результаты диагностики коммуникативной толерантности. Как уже говорилось, выше в этих целях была использована методика В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности». Полученные результаты количественно представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3

Результаты диагностики  коммуникативной толерантности

Стаж работы

Уровень

Низкий

средний

Высокий

0-5 лет

0

1

14

6-10 лет

0

4

11

11-20 лет

0

4

11

Более 20 лет

0

5

10


 

Из таблицы  мы видим, что низкий уровень коммуникативной толерантности не был диагностирован ни у кого из испытуемых.

У испытуемых со стажем до 5 лет средний уровень  коммуникативной толерантности  был выявлен у 1 человека, высокий уровень коммуникативной толерантности – у 14 человек.

У испытуемых со стажем от 6 до 10 лет средний уровень  коммуникативной толерантности  у 4 человек, а высокий уровень  – у 11 человек.

Среди испытуемых со стажем работы от 11 до 20 лет учителей средний уровень коммуникативной  толерантности был обнаружен  у 4 человек,  а высокий уровень  толерантности – у 11 человек.

Среди испытуемых со стажем работы выше 20 лет средний  уровень коммуникативной толерантности  был выявлен у 5 человек и высокий  уровень был выявлен у 11 человек.

Наглядно результаты диагностики  коммуникативной толерантности  представлены на рисунке 2.3.

 

Рис. 2.3.Результаты диагностики коммуникативной толерантности у педагогов

 

Таким образом, как  видно на рисунке 2.3, ни у кого из испытуемых не выявлен низкий уровень коммуникативной толерантности. То есть в целом по выборке можно сказать,  что испытуемые хорошо умеют проявлять терпимость по отношению к партнерам в общении, способны принимать их неприемлемые для себя недостатки, негативные качества и состояния. Они способны принимать индивидуальность другого человека, оценивать людей исходя из их Я, преодолевать категоричность своих оценок в адрес окружающих; скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, не стремиться перевоспитывать партнера, поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их характера или привычек, быстро приспосабливаться к новым людям; легко идти на уступки; признавать свою неправоту, быть терпимым к дискомфортным состояниям окружающих, не быть злопамятными.

Информация о работе Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей