Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

итог диплом Штогриной.docx

— 451.08 Кб (Скачать файл)

Если рассматривать  результаты исходя из стажа работы учителей в обследуемой выборке, то наиболее высокая коммуникативная толерантность наблюдается у учителей со стажем до 5 лет. Менее всего испытуемых с высокой коммуникативной толерантностью у учителей со стажем свыше 20 лет.

По нашему мнению причиной данных различий могут являться возрастные различия испытуемых. Испытуемые первой категории – это молодые  педагоги, недавно начавшие свою трудовую деятельность. Им скорее, проще принимать  какие-то недостатки собеседника из-за более высокой лабильности в  мышлении, когда люди зрелого возраста уже более ригидны. Учителя с  высоким стажем – это люди у  которых уже формировались определенные моральные и нравственные устои, жизненные позиции, мировоззрение, вкусы, подходы к различным ситуациям. Но это вовсе не говорит что  педагоги с высоким стажем нетолерантны, так как у испытуемых всех категорий  в данной выборке высокие показатели коммуникативной толерантности.

Подводя итоги, можно  сказать, что наиболее выраженными  механизмами психологической защиты у учителей являеются «Замещение»  и «реактивные образования». Если рассматривать доминирующие механизмы  психологической защиты, то у молодых  педагогов (стад до 5 лет) чаще всего  ведущим является механизм «подавление», у учителей со стажем 6-10 лет –  «реактивные образования», а у  учителей со стажем более 10 лет –  «замещение».

У испытуемых обследуемой  выборки довольно высокие показатели коммуникативной толерантности. Но для более молодых педагогов  характерны более высокие показатели коммуникативной толерантности, что  говорит о том, что они проявляют  больше терпимости к партнерам по общению, чем педагоги ч более  высоким стажем.

С первичными эмпирическими  данными можно ознакомиться в  приложении 3.

 

2.3. Взаимосвязь  механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

 

В проводимом исследовании была выдвинута гипотеза: 1. Существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. 2. Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.

Для расчетов взаимосвязи  между механизмами психологической  защиты и коммуникативной толерантностью использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Все расчеты проводились в системе Statistica 6.0 (см. Прил. 4).

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический  метод, который используется с целью  статистического изучения связи  между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными  рядами изучаемых признаков и  дается оценка тесноты установленной  связи с помощью количественно  выраженного коэффициента.

Обратимся к результатам, полученным в ходе расчетов взаимосвязи. Результаты статистического анализа данных представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3. – Результаты расчетов взаимосвязи механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

Взаимосвязь

Количество человек

Коэффициент R

 

Уровень значимости (p)

Регрессия и коммуникативная толерантность

60

-0,2536

0,040565

Компенсация и коммуникативная толерантность

60

-0,279593

0,030502

Реактивные образования и коммуникативная толерантность

60

-0,458752

0,000227

Интеллектуализация и  коммуникативная толерантность

60

-0,366901

0,003933


 

Таким образом, была выявлена статистически значимая слабая отрицательная взаимосвязь между  механизмом психологической защиты «Регрессия» и коммуникативной толерантностью: (R = -0,25; p<0,05) Связь имеет обратный характер. Это может означать, что чем более выражен механизм психологической защиты «Регрессия», тем ниже коммуникативная толерантность у учителей. Таким образом, чем более склонны учителя упрощать, свое поведение, подаваться воле импульсов, тем труднее им проявлять терпимость к собеседнику в процессе общения.

Была выявлена статистически значимая слабая отрицательная  взаимосвязь между механизмом психологической  защиты «Компенсация» и коммуникативной  толерантностью (R = - 0,37; p< 0,04). Связь имеет обратный характер. Это может означать, что чем более выражен механизм психологической защиты «компенсация», тем ниже коммуникативная толерантность у учителей. То есть чем более учителя стремятся компенсировать собственные реальные или воображаемые недостатки другими качествами, тем труднее им  быть терпимыми в отношении партнеров по общению.

Была выявлена высоко статистически значимая умеренная  отрицательная взаимосвязь между  механизмом психологической защиты «Реактивные образования» и коммуникативной толерантностью (R = - 0,46; p< 0,0003). Связь имеет обратный характер. Это может означать, что чем более выражен механизм психологической защиты «Реактивные образования», тем ниже коммуникативная толерантность у учителей. Таким образом, чем более учителя склонны предотвращать выражение негативных мыслей и чувств путем развития противоположных стремлений, тем труднее им быть терпимыми по отношению к партнерам по общению.

Также была обнаружена статистически значимая умеренная  отрицательная взаимосвязь между  механизмом психологической защиты «Интеллектуализация» и коммуникативной  толерантностью (R = - 0,46; p< 0,0003). Связь имеет обратный характер. Это может означать, что, чем более выражена у учителей интеллектуализация, тем ниже их коммуникативная толерантность. Чем боле учителя склонны снижать ценность неприемлемой ситуации путем логических установок, тем труднее им быть терпимыми к партнерам по общению.

Таким образом, можно  сказать, что гипотеза 1 подтвердилась: существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. А именно, чем более сильно выражены у учителей такие механизмы психологической защиты как «регрессия», «компенсация», реактивные образования» и «интеллектуализация», тем ниже их коммуникативная толерантность.

 

2.4. Сравнительный анализ  механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем

 

Для доказательства гипотезы 2: Механизмы психологической  защиты и уровень коммуникативной  толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются был  также проведен статистический анализ (см. Прил. 4).

Нами были проведены расчеты различий в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем. В этих целях был использован U-критерий Манна-Уитни. U-критерий Манна-Уитни (англ. Mann-Whitney U test) — непараметрический статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

В таблице 2.5 представлены результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет.

Таблица 2.5. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет

Механизм

Ранговая сумма 1

Ранговая сумма 2

U-критерий

Уровень значимости (p)

До 5 лет

От 6 до 10 лет

компенсация

173,5

291,5

53,5

0,014

Реактивные образования

158,5

306,5

38,5

0,002


 

Итак, существуют статистически значимые различия в проявлении механизма психологической защиты «Компенсация» у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет (U=173,5;p<0,02). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей от 6 до 10 лет.

Обнаружены статистически  значимые различия в проявлении механизма  «реактивные образования» у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет (U=158,5;p<0,005). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей от 6 до 10 лет:

Были проанализированы результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет. Обратимся к данным таблицы 2.6.

Таблица 2.6. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет

Механизм

Ранговая сумма 1

Ранговая сумма 2

U-критерий

Уровень значимости (p)

До 5 лет

От 6 до 10 лет

Регрессия

179,5

285,5

59,5

0,03

Компенсация

162

303

42

0,003

Реакт.обр-я

156

309

36

0,002


Обнаружены статистически  значимые различия в механизме психологической  защиты «Регрессия» у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет(U=59,5; p<0,04)... У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей  со стажем от 11 до 20 лет.

Обнаружены статистически  значимые различия в проявлении механизма  «Компенсация» у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет. (U=42;p<0,004).. У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей стажем  от 11 до 20 лет.

Обнаружены статистически  значимые различия в проявлении механизма  «Реактивные образования» у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет (U=36; p<0,003). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей  со стажем от 11 до 20 лет.

Были проанализированы результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и более  20 лет.

С данными расчетами можно ознакомиться в таблице 2.7.

Таблица 2.7. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет

Механизм

Ранговая сумма 1

Ранговая сумма 2

U-критерий

Уровень значимости (p)

До 5 лет

Более 20 лет

Проекция

171,5

234,5

51,5

0,03

Реактивные образования

159

247

39

0,007


Обнаружены статистически  значимые различия в механизмах психологической защиты «Проекция» у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет (U=51,5; p<0,04). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем более 20 лет.

Обнаружены статистически  значимые различия в проявлении механизма  «реактивные образования» у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет (U=39; p<0,008). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем более 20 лет.

Были проанализированы результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем от 6 до 10 лет и от 11 до 20 лет. Обратимся к данным таблицы 2.8.

Таблица 2.8. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до от 6 до 10 и от 11 до 20 лет

Механизм

Ранговая сумма 1

Ранговая сумма 2

U

p-level

6-10 лет

11-20 лет

Подавление

176

289

56

0,02

Регрессия

162,5

302,5

42,5

0,003

Отрицание

165

299,5

45,5

0,004

Проекция

168,5

296,5

48,5

0,008

Информация о работе Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей