Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

итог диплом Штогриной.docx

— 451.08 Кб (Скачать файл)

Таким образом, достоинства  структурной теории защитных механизмов Р. Плутчика состоит в ее универсальности, интегративности и наглядности  предложенной модели. В качестве недостатков  можно указать недостаточное  описание аспектов генезиса и функционирования механизмов.

 

 

1.2. Проблема  коммуникативной толерантности  в психологии

 

 Понятие толерантность  является предметом изучения  многих наук: философии, этики,  политологии, медицины, психологии. Вопрос о содержательном наполнении  понятия «толерантность» становится все более актуальным как для самой личности, так и для государства и общества. В средствах массовой информации, образовательных системах доминирующим являются оценочные, однообразные суждения, склонность к применению крайних мер.

Этимологический анализ слова позволит  рассмотреть  происхождение понятия «толерантность»  в разных языках. Понятие толерантность  происходит от латинского термина tolerantia, от которого произошли tolerance и tolerantion, употреблявшегося уже философами античности, но долго имевшего пассивный смысл «страдания». По мнению Ларусса, слово tolerance впервые упоминается в 1361 году. В Оксфордском словаре английской этимологии возникновение понятия «толерантность» как tolerance относится к XV веку, а tolerantion – к XVI веку. В XV веке оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке добавляются значения «позволение», «сдержанность», «воздержанность». Во второй половине XVI века понятие «толерантность» появляется в Германии как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе и в Нидерландах. В XVII веке термин употребляется и в смысле возможности отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance используют в связи с идеей веротерпимости [19].

В различных европейских  языках толерантность имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке оно употребляется  в качестве существительного – «терпимость» и в качестве глагола – «терпеть». Вызывает интерес применение этого  глагола в речи. В этом языке  данный глагол употребляется только тогда, когда он является синонимом  «допускать». Он не употребляется в  случаях, связанных с испытанием чего-либо, безропотным подчинением  чему-либо. Говоря о терпимости как  о свойстве человеческой личности, англичане употребляют прилагательное tоlerant, что свидетельствует о том, что необходимо различать слова «терпимый» и «терпеливый». В немецком языке глагол «терпеть» и существительное «терпимость» – это слова разного происхождения. Причем понятие терпимость в этом языке употребляется только в отношении человека к человеку [4]

Слово «толерантность»  вошло в употребление в русском  языке сравнительно недавно, в энциклопедическом  словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона 1909 года издания дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. В словаре С.И. Ожегова аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру. Из всего вышеизложенного можно констатировать, что слова «толерантность» и «терпимость» синонимичны [38, c. 678].

Другой проблемой  определения понятия является анализ границ этого понятия, т.е. определение  объема его содержания, той части  действительности, отражением которой  оно является. Вопрос о границах толерантности рассматривается  многими исследователями данной проблемы. Например, Платон сформулировал  «парадокс терпимости»: неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если быть безгранично  терпимыми к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены. По данной проблеме К. Поппер говорил, что «во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимым к нетерпимым. Мы должны объявить вне закона все движения, исповедующие нетерпимость, и признать подстрекательство к нетерпимости и гонениям таким же преступлением, как подстрекательство к убийству, похищению детей или возрождению работорговли» [14]. В.А. Тишков утверждает, что толерантность – это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм интолерантности. Ряд исследователей, в частности Г.У. Солдатова, проблему границ толерантности связывают с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Терпимость и безразличие – это взаимоисключающие понятия, так как терпимость означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять с индеферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения – чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим. Толерантность не пассивна, она активна. Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение проявлений ее противоположности – интолерантности или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни, группа, к которой принадлежишь, стоят выше остальных. Интолерантность достаточно консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки [22].

Диапазон результатов  интолерантности достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и  пренебрежительное отношение к  окружающим, и умышленное уничтожение  людей: геноцид, войны, терроризм. В  современной психолого-философской  литературе вопрос о пределах терпимости является спорным в силу следующих  причин:

1. Понятие толерантность  полимодально, отсутствует общепринятое  определение.

2. В силу этического  происхождения понятия «толерантность»  является оценочной категорией. Мы оцениваем себя, других людей,  поступки свои и других в  соответствии с общепризнанными  позициями. Например, общепризнанными  позитивными ценностями являются  любовь, милосердие, сострадание и  т.д. Неприемлемыми являются –  предательство, ненависть, зло  и т.п. Но эти ценности также  достаточно абстрактны, поэтому  в отношении их трудно определить  предел терпимости.

3. Еще более  сложно определить границы терпимости, когда ценности не являются  общезначимыми. Трудно оценить  с точки зрения «хорошо-плохо»  такие социальные явления и  действия, как эвтаназия, ложь  во спасение, аборт, сохранение  жизни людям с необратимой  тяжелой патологией, экспериментирование  над животными.

4. практически  невозможно определить границы  толерантности при обсуждении  личностнозначимых ценностей [12].

Понятие «коммуникативная толерантность» был введен В.В. Бойко. Под коммуникативной толерантностью В. В. Бойко понимает характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств  и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию [12, c. 139].

Механизм возникновения  и проявления коммуникативной толерантности  связан с явлением эмоционального отражения  личных различий. В механике коммуникативной  толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость  одноименных качеств партнеров  – интеллекта с интеллектом, характера  с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе  сказать, партнеры сопоставляют и оценивают  качества, состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности. Коммуникативная толерантность  проявляется в тех случаях, когда  человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий [12].

Таким образом, чем  меньше неприятных и неприемлемых для  себя различий находит один человек  в другом, тем выше у него уровень  коммуникативной толерантности, тем  реже он осуждает индивидуальность другого  или раздражается по поводу его отличительных  особенностей. В.В. Бойко считает, что  повышение уровня толерантности  происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления  от различий между подструктурами своей  личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия [12, c. 147].

Как пишет Е. Г. Виноградова, основные подструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность следующие: интеллектуальная, ценностно-ориентационная, этическая, эстетическая, эмоциональная, сенсорная, энергодинамическая, характерологическая, алгоритмическая, функциональная. Характеризуя любого человека, можно определить уровень коммуникативной толерантности как ситуативной, типологической, профессиональной и общей коммуникативной [16].

В.В. Бойко выделяет в структуре коммуникативной  толерантности умения: принимать  индивидуальность другого человека; оценивать людей исходя из их Я; преодолевать категоричность своих оценок в адрес  окружающих; скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей; не стремиться перевоспитывать  партнера; поддерживать отношения с  людьми вне зависимости от их характера  или привычек; быстро приспосабливаться  к новым людям; легко идти на уступки; признавать свою неправоту; быть терпимым к дискомфортным состояниям окружающих; не быть злопамятным [12].

По мнению Г.В. Безюлевой и Г.М. Шаламовой, люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной  толерантности, уравновешенны и  хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания в коллективе, что способствует формированию толерантных отношений. Коммуникативная толерантность проявляется в том, что человек не видит ярких различий между собой и партнером, либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий [6].

Проведенное в 2007 году Е. Н. Зебревой исследование, направленное на выявление влияния коммуникативной толерантности во взаимоотношениях сотрудников на состояние социально-психологического климата в коллективе показало: чем выше общий уровень коммуникативной толерантности во взаимоотношениях сотрудников, тем выше индекс групповой сплоченности, тем ниже уровень дисгармоничности в межличностных отношениях (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессивность), а, следовательно, и благоприятнее социально-психологический климат коллектива [22].

Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата  коллектива способствует его стабилизации: предотвращает агрессивное взаимодействие и внутригрупповые конфликты; снижает  уровень напряженности в коллективе; способствует сплоченности, организованности, позитивному межличностному восприятию, благоприятному эмоциональному фону (групповое  настроение), профилактике профессиональной деформации личности; оптимизации процесса профессионального общения, устранению психологических барьеров общения.

Поэтому одним  из путей развития коммуникативной  толерантности как важной характеристики профессионализма является работа по налаживанию и поддержанию оптимального социально-психологического климата  в служебных коллективах [20].

Всего В. В. Бойко  выделяет следующие виды коммуникативной  толерантности [12]:

• ситуативная  коммуникативная толерантность: она  проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и т. п.;

• типологическая коммуникативная толерантность: проявляется  в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);

• профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется  в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или  медсестры к капризам больных, у  работников сферы обслуживания –  к клиентам и т. д.);

• общая коммуникативная  толерантность: это тенденция отношения  к людям в целом, обусловленная  свойствами характера, нравственными  принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность  влияет на другие виды коммуникативной  толерантности, которые рассмотрены  выше.

Также выделяются следующие подструктуры личности, обуславливающие  коммуникативную толерантность [6]:

1. Интеллектуальная - передает парадигму (образец,  тип, стиль) мыслительной деятельности  конкретного человека, т. е. принципы  его понимания действительности, привычные для него стереотипы  осмысления проблем, идей, принятия  решений. 

2. Ценностно-ориентационная - вбирает в себя основные мировоззренческие  идеалы конкретного человека, его  жизненные ближайшие и отдаленные  цели, интересы, оценки происходящего. 

3. Этическая - выражает нравственные нормы,  которых придерживается человек.  При этом проявляется та или  иная степень включения совести  в его мысли, оценки и действия: сказывается ориентация на добро  и зло, справедливость или несправедливость, склонность руководствоваться чувством  долга или привычка вести себя  безответственно. 

4. Эстетическая - охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности  восприятия человеком красивого  и безобразного, возвышенного и  низменного, комического и трагического. Здесь определяется кто, что и почему нравится или не нравится личности.

Информация о работе Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей