Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

итог диплом Штогриной.docx

— 451.08 Кб (Скачать файл)

На основании  классификации стадий профессионального  становления Ф. Зеера нами были выделены следующие стадии профессионального становления учителей: стадия профессиональной адаптации (18 – 25 лет) учителя со стажем работы 1 – 5 лет; стадия первичной профессионализации (26 – 33 года) учителя со стажем работы 6 –10 лет;  стадия вторичной профессионализации (34 – 42 года) учителя со стажем работы 11 –20 лет;  стадия профессионального мастерства (42 – 60 лет) учителя со стажем работы более 20 лет.

 Было проведено эмпирическое исследование механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем.  Для диагностики механизмов психологической защиты использовалась методика «Индекс жизненного стиля» Плутчик-Келлермана-Конте. Для диагностики коммуникативной толерантности использовалась методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко.

Мы установили, что наиболее выраженными механизмами  психологической защиты у учителей являются «замещение» и «реактивные  образования».  В целом можно  говорить о довольно высокой выраженности механизмов психологической защиты у учителей, что может быть следствием их неразрешенных внутренних и внешних  конфликтов.

Мы определили доминирующие механимы психолоигческой  защиты у учителей с разным стажем: у молодых педагогов (стаж до 5 лет) чаще всего ведущим является механизм «подавление», у учителей со стажем 6-10 лет – «реактивные образования», а у учителей со стажем более 10 лет  – «замещение».

Было установлено, что у испытуемых обследуемой  выборки довольно высокие уровни коммуникативной толерантности. Но для более молодых педагогов  характерны более высокие показатели коммуникативной толерантности, что  говорит о том, что они проявляют  больше терпимости к партнерам по общению, чем педагоги с более  высоким стажем.

 При помощи  коэффициента ранговой корреляции  Спирмена был проведен статистический  анализ взаимосвязи между механизмами  психологической защиты и коммуникативной  толерантностью у учителей. В  результате расчетов взаимосвязи было установлено, что чем более сильно выражены у учителей такие механизмы психологической защиты как «регрессия», «компенсация», реактивные образования» и «интеллектуализация», тем ниже их коммуникативная толерантность.

Для расчетов различий в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности  у учителей быть использован U-критерий Манна-Уитни.

Мы установили, что с увеличением стажа педагогов увеличиваются показатели выраженности таких механизмов психологической защиты как «компенсация», «реактивные образования», «регрессия», «проекция», «отрицание», «подавление» и «компенсация».

Если говорить о коммуникативной толерантности, то она с увеличением стажа  она снижается, и остается практически  на одном уровне у учителей со стажем более 10 лет.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: Существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. 2. Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абульханова-Славская, К.А. Российский менталитет: кросс- культурные и типологически подход / К. А. Альбуханова-Славская // Российский менталитет. –  -М., 1997.– 435 с.
  2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. –  С-Пб.: Питер, 2000. –  282 с.
  4. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. - 119 с.
  5. Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты / Ф.В. Бассин, М. К. Бурлакова, В. Н. Волков  // Психологический журнал. – 1998. - №3. – С. 79-86.
  6. Безюлева Г.И., Шаламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. И. Безюлева, Г. М. Шаламова. – М.: Вербум-М, 2003. – 255 с.
  7. Белинская, Е. П. Временные Аспекты «Я» концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. – 1999. -№ 3. – С. 140 – 147.
  8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб.: Изд – во «Речь», 2002. – 440 с.
  9. Бодалев, А.А. Психология общения / А. А.Бодалев. – М.: Ин-т практ.психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 256 с.
  10. Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В. А. Бодров // Психологические исследования формирования личности профессионала. - М., 1991. – 198 с.
  11. Бодров, В. А. Психологический подход к проблеме формирования профессионала / В. А. Бодров // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М.; Ярославль, 2001. – С. 54 – 71.
  12. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М.: Филин, 1996. – 466 с.
  13. Будасси, С.А. Защитные механизмы личности / С. А. Будасси. – М.:Акдемия, 1998. – 342 с.
  14. Вацлавик, П. Психология межличностных коммуникаций / П. Вацлавик.  - СПб.: Речь, 2000. – 268 с.
  15. Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы / С. Г. Вершловский. –  М.: Педагогика, 1987. - 184 с.
  16. Виноградова, Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности / Е. Г. Виноградова // Дис. ... канд. псих. наук. Сочи, 2002. – 242 с.
  17. Вышинская, Е.Г. Механизмы психологической защиты личности как специфическое средство адаптации студентов в новом образовательном пространстве / Е.Г. Вышинская // Психологический журнал. – 2009. – №1. – С. 76-82.
  18. Губогло, М.Н. Толерантность представлений и представление о толерантности / М. Н. Губогло // Этнопанорама. 2002. - № 3-4. - С.58 - 70.
  19. Декларация принципов толерантности // Век толерантности, 2001. - №1. - с. 62 - 68.
  20. Деркач, A.A. Толерантность как психологическая категория. / А. А. Деркач, Е.В. Селезнева // Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 11-21
  21. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. – 4-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. – 336 с.
  22. Зебрева Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива // Юридическая психология. № 3, 2007.
  23. Зеер, Э.Ф. Психология профессии / Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд – во Урал. Гос. Проф – пед. ун – та, 2000. – 245 с.
  24. Зеер, Э.Ф., Профессиография инженера-педагога /  Э. Ф. Зеер, Н. С. Глуханюк.  –  Свердловск, 1989. – 275 с.
  25. Иванова, Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. / Е.М. Иванова.- М.: Издательство МГУ, 1992. – 268 с.
  26. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванов, Е. В. Конева // Мир психологии. – 2004. -№2. – С. 148 – 156.
  27. Каверина, Р.Д. Личность и профессия./ Р.Д.Каверина. - Л.: Знание, 1985. – 320 с.
  28. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2010. – 864 с.
  29. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. – М.: Класс , 2000.  – 436 с.
  30. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. - М.: МГУ, 1988. - 197 с.
  31. Климов, Е.А. О структуре профессиональной пригодности. В кн. Проблемы   формирования профпригодности специалистов. / Е.А.Климов. - М.: Наука, 1985. – С. 355- 384
  32. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. –  М.,Воронеж,1996. – 397 с.
  33. Костандов, Э. А. восприятие и эмоции / Э. А. Костандов. – М.: Медицина, 1977. – 248 с.
  34. Костандов, Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного / Э.А. Костандов. – СПб.: Питер, – 2004. – 167 с.
  35. Леонов, А. А. Психология общения / А. А. Леонов. – М.: Смысл; Академия, 2005. –  368 с.
  36. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Класс, 1996. – 298 с.
  37. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики. / А. Маслоу. – М.:Прогресс, 1997. – 320 с.
  38. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: А-темп, 2009. – 944 с.
  39. Основы социально психологических исследований : учебник для вузов / под. общей ред. А.А. Бодалева,  А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Гардарики, 2007. – 334 с.
  40. Психология личности // под ред. Д.Я. Райгодский. - Самара: "Бахрах-М", 2000.  – 986 с.
  41. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ Д.Я. Райгородский.- Самара: Издат-й Дом «БАХРАХ», 1998.- 672 с.
  42. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Е.С.Романова, Л.Р Гребенников.- Мытищи: Талант, 1996. – 144 с.
  43. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия./Под редакцией Д.Я. Райгородского. - Самара:Изд - во «Бахрах – М», 2003. – 656 с.
  44. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2009. – 544 с.
  45. Фрейд, А. Эго и механизмы психологической защиты / А. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 160 с.
  46. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 1989. – 366 с.
  47. Фрейд, З «Я» и «Оно» / З. Фрейд. – СПб.: Азбука. 2009. – 288 с.
  48. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд.— М.: Просвещение, 1990.— 448 с.
  49. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография / Л. Б. Шнейдер. - М., МОСУ, 2001. - 256 с.
  50. Plutchik, Rt. A structural theory of ego defenses and emotions, in C, E, Izard /  Rt. Plutchik, H. Kellerman, H. R. Сonte // Emotions in personality and psychopathology. – H, Y, Plenum, 1979.- P.229-257.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс  жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI) (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников)

 

Шкалы: механизм психологической  защиты отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Назначение теста

Выявление особенностей функционирования механизмов психологической защиты индивида (группы).

Описание теста

 Тест-опросник для  измерения степени использования  индивидом (группой) различных  механизмов защиты был разработан  Р.Плутчиком в соавторстве с  Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в  1979 году.

 Механизмы психологической  защиты понимаются как производные  эмоций, поскольку каждая из основных  защит онтогенетически развивалась  для сдерживания одной из базисных  эмоций. Предполагается, что существует  восемь базисных защит, которые  тесно связаны с восемью базисными  эмоциями психоэволюционной теории. Эти защиты должны иметь специфические  отношения сходства — различия  друг с другом. Более того, существование  защит должно обеспечить возможность  косвенного измерения уровней  внутриличностного конфликта, т.е.  дезадаптированные индивиды должны  использовать защиты в большей  степени, чем адаптированные испытуемые.

 Материал: бланк обследования, авторучка или карандаш. Унифицированный  бланк обследования включает  графы, предназначенные для фамилии,  инициалов, возраста и пола  испытуемого, а также текущей  даты. Они заполняются самим испытуемым. Если проводится анонимное групповое  исследование, фамилия и инициалы  записываются по желанию. Затем  следует инструкция по заполнению  бланка, которую, кроме того, сообщает  экспериментатор. Тест содержит 97 стимульных утверждений, расположенных  в бланке в два столбца сверху  вниз под соответствующими номерами. При прочтении экспериментатором  очередного стимульного утверждения  испытуемому предлагается сделать  отметку напротив соответствующего  номера в левой крайней графе  «Нет», если утверждение не  характерно для него. Если испытуемый  считает, что данное утверждение  характерно для него, ему следует сделать отметку в одной из находящихся правее колонок «Да», помеченной скобками и находящейся на одной пунктирной линии с соответствующим номером.

 Бланк обследования  является одновременно и ключом, поскольку восемь колонок «Да»  соответствуют восьми шкалам  механизмов защиты, накапливающим  только утвердительные ответы. В  правом верхнем углу бланка  имеется таблица для суммарных  «сырых» баллов по каждой шкале,  соответствующих средненормативным  показателям и процентильным  шкальным оценкам, которые определяются  по таблице процентилей, рассчитанных  на базе данных выборки стандартизации.

Инструкция к тесту

 Вам будут предъявляться  утверждения, касающиеся состояния  вашего здоровья и вашего характера.  Читайте каждое утверждение и  решайте, верно ли оно по  отношению к вам. Не тратьте  времени на раздумье. Наиболее  естественна та реакция, которая  первой приходит в голову. Если  вы решили, что утверждение верно,  поставьте справа от номера  вопроса число "1"; если утверждение  по отношению к вам неверно,  поставьте справа от номера  вопроса число "0". При сомнениях  помните, что всякое утверждение,  которое вы не можете расценить  по отношению к себе как  верное, следует считать неверным.

 Процедура тестирования: после сообщения инструкции экспериментатор  должен убедиться, что она адекватно  понята, и в случае необходимости  сделать дополнительные пояснения.  Затем экспериментатор в среднем  темпе поочередно зачитывает  стимульные утверждения теста,  наблюдая за действиями испытуемого/испытуемых  и оказывая помощь в случае  затруднений. Время тестирования 15–30 минут.

 Возрастной диапазон  применения: от 14 лет и выше

Тест

1. Я человек, с которым  очень легко поладить.

2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения  подождать.

3. Всегда был такой  человек, на которого я хотел  бы походить.

4. Люди считают меня  сдержанным, рассудительным человеком.

5. Мне противны непристойные  кинофильмы.

6. Я редко помню свои  сны.

7. Люди, которые всюду  распоряжаются, приводят меня  в бешенство.

8. Иногда у меня возникает  желание пробить кулаком стену.

9. Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.

10. В своих фантазиях  я всегда главный герой.

11. У меня не очень  хорошая память на лица.

12. Я чувствую некоторую  неловкость, пользуясь общественной  баней.

13. Я всегда внимательно  выслушиваю все точки зрения  в споре.

14. Я легко выхожу из  себя, но быстро успокаиваюсь.

15. Когда в толпе кто-то  толкает меня, я испытываю желание  ответить тем же.

16. Многое во мне восхищает  людей.

17. Отправляясь в поездку,  я обязательно планирую каждую  деталь.

18. Иногда, без всякой  причины, на меня нападает упрямство.

19. Друзья почти никогда  не подводят меня.

20. Мне случалось думать  о самоубийстве.

21. Меня оскорбляют непристойные  шутки.

22. Я всегда вижу светлые  стороны вещей.

23. Я ненавижу недоброжелательных  людей.

24. Если кто-нибудь говорит,  что я не смогу что-то сделать,  то я нарочно хочу сделать  это, чтобы доказать ему неправоту.

25. Я испытываю затруднения,  вспоминая имена людей.

26. Я склонен к излишней  импульсивности.

27. Я терпеть не могу  людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.

28. Я ни к кому не  отношусь с предубеждением.

29. Иногда меня беспокоит,  что люди подумают, будто я  веду себя странно, глупо или  смешно.

30. Я всегда нахожу  логичные объяснения любым неприятностям.

31. Иногда мне хочется  увидеть конец света.

32. Порнография отвратительна.

33. Иногда, будучи расстроен,  я ем больше обычного.

34. У меня нет врагов.

35. Я не очень хорошо  помню свое детство.

36. Я не боюсь состариться,  потому что это происходит  с каждым.

37. В своих фантазиях  я совершаю великие дела.

38. Большинство людей  раздражают меня, потому что они  слишком эгоистичны.

39. Прикосновение к чему-либо  склизкому вызывает во мне  омерзение.

40. У меня часто бывают  яркие, сюжетные сновидения.

41. Я убежден, что если  буду неосторожен, люди воспользуются  этим.

42. Я не скоро замечаю  дурное в людях.

43. Когда я читаю или  слышу о трагедии, это не слишком  трогает меня.

44. Когда есть повод  рассердиться, я предпочитаю основательно  все обдумать.

45. Я испытываю сильную  потребность в комплиментах.

46. Сексуальная невоздержанность  отвратительна.

47. Когда в толпе кто-то  мешает моему движению, у меня  иногда возникает желание толкнуть  его плечом.

48. Как только что-нибудь  не по-моему, я обижаюсь и  мрачнею.

Информация о работе Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей