Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

итог диплом Штогриной.docx

— 451.08 Кб (Скачать файл)

5. Эмоциональная  - демонстрирует преобладающий спектр, в котором чаще всего пребывает  данный человек: радость или  печаль, оптимизм или пессимизм,  возбужденность или спокойствие,  подъем или подавленность, беззаботность  или тревожность, миролюбие или  агрессивность. 

6. Сенсорная (чувственная) - включает особенности чувственного  восприятия мира на уровне  зрительного, слухового, обонятельного,  вкусового, кожного и двигательного  ощущений. В данном случае имеется  в виду индивидуальная сенсорная  организация конкретного человека: какой из каналов восприятия - анализаторов становится для  него ведущим при взаимодействии  с окружающей действительностью  - зрительный, слуховой, кинестетический  (объединяет анализаторы мышечной  и кожной чувствительности), обонятельный  или вкусовой.

7. Энерго-динамическая - отражает энергетические свойства  человека - качество и силу его  энергетического поля. Качество  излучаемой и распространяемой  индивидом энергии зависит, как  отмечалось, от ее знака - положительного, нейтрального или отрицательного. Положительно "заряженный" человек,  как пишет В. В. Бойко, -   словно притягивает к себе  окружающих открыт для общения,  эмоционально откликается на  происходящее и состояния партнеров,  готов к сотрудничеству и позитивно  оценивает соучастников деятельности. Человек, обладающий отрицательным  полем, своим поведением, интеллектуальными  и эмоциональными проявлениями  будто отталкивает партнеров,  воздвигает невидимые, но хорошо  ощутимые барьеры на пути к  соучастию и сопереживанию. Нейтральная  энергия делает его безучастным,  равнодушным к происходящему,  что проявляется обычно одновременно  как на интеллектуальном, так  и на эмоциональном уровнях.

8. Алгоритмическая  - данная подструктура личности  объединяет очень разные личностные  качества, у которых тем не  менее есть нечто общее - однообразие воспроизводимости. К ним относятся привычки, умения, стиль деятельности, разные ритуалы, включая бытовые, семейные, религиозные.

9. Характерологическая  - сосредотачивает устойчивые, типообразующие  черты личности, которые врожденны  или приобретены под влиянием  окружения в результате воспитания, примеров, подражания. Здесь следует  обратить внимание на то, что  проявление черт характера в  поведении индивида облегчает  реализацию различных форм его  психической деятельности в рамках  врожденного и приобретенного, хотя  при этом могут возникать трения  с окружающими. 

10. Функциональная - закрепляет различные системы  жизнеобеспечения и поддержания  комфорта личности - это прежде  всего потребности и возникающие  на их основе предпочтения  и желания. Поскольку потребности,  предпочтения и желания связаны  с функциональными состояниями  жизнеобеспечения и комфорта, личность  активно их заявляет и защищает. Любые посягательства на них  воспринимает как угрозу благополучию, как наступление на свою бытийность. В то же время человек с  низким уровнем толерантности  испытывает неудовлетворенность,  раздражение либо неприязнь к  партнеру, стремящемуся проявить  и отстоять свои потребности.

В данной работе мы будем придерживаться позиции  В. В. Бойко, определяя коммуникативную  толерантность как характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств  и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию.

 

 

1.3. Формирование  профессиональной идентичности  у учителей

 

Формирование  профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. «Профессионализация - это процесс становления профессионала. Этот процесс включает выбор человеком  профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, o6oбщение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. В целом профессионализация это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности» [8, с. 10].

Важно выделить два основных аспекта в процессе формирования профессиональной идентичности: во-первых, уровни профидентичности; во-вторых, этапы профессионального становления специалиста.

Зарубежный автор  А. Тэшфел, в рамках социально –  психологических исследований выявил следующие этапы формирования профидентичности [40, с. 607]:

· этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который имеет смысл для индивида;

·  этап социальной идентификации: процесс помещения  человеком себя в ту или иную категорию;

·  этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.

Особый интерес  в русле нашей работы представляют данные о том, что значимой смысловой  группой может являться профессиональное сообщество, процесс идентификации  с которым может привести к  достижению идеального профессионального  образа «Я».

С точки зрения, отечественного исследователя Н.С. Пряжникова, возможна следующая иерархия в уровнях профидентичности [31]:

1.  Осознание  дальней и ближней профессиональных  целей, стремление понять свое  дело, овладеть им в полном  объеме, освоить все трудовые  функции (профессиональный опыт = 0); определение структуры профессиональных  отношений и поиск своего места  в них (профессиональное общение  = 0); соответствие человека и профессии  устанавливается в модальности: "хочу"; характеристика самого  субъекта деятельности - мечтающий.  Профидентичность - невыраженная.

2.  Усвоение  основных знаний, требований профессии  к человеку осознавание своих  возможностей, представление о выполнении  данной деятельности, осуществление  деятельности по образцу (профессиональный  опыт не равен 0); установление  профессиональных контактов, вхождение  в профессиональное сообщество (профессиональное  общение не равно 0); соответствие  человека и профессии устанавливается  в модальности: "знаю", характеристика  самого субъекта деятельности  – осведомленный. Профидентичность  выраженная, пассивная.

3.  Практическая  реализация выбранных профессиональных  целей, самостоятельное и осознанное  выполнение деятельности, формирование  своего индивидуального стиля  деятельности (профессиональный опыт =const); формирование определенного  круга профессиональных контактов,  интенсификация процесса профессионального  общения (профессиональное общение  = const); соответствие человека и  профессии устанавливается в  модальности: "могу"; характеристика  самого субъекта деятельности  — умелый. Профидентичность - активная.

4.  Свободное  выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - поиск  сложных профессиональных задач,  профессиональное совершенствование,  мастерство и творчество (профессиональный  опыт стремиться к бесконечности);ощущение  значимости профессиональных контактов,  осознание своей профессиональное  неповторимости, желание передавать  свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение стремиться  к совершенству) соответствие человека  и профессии устанавливается  в модальности: "делаю'': характеристика  самого субъекта деятельности  — творческий. Профессиональная  идентичность устойчивая.

Автор определяет профидентичность — как близкое  понятие самоопределению, но содержание его все-таки другое. Профидентичность — это осознавание себя, выбирающего  и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение  смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [40,с. 92].

Согласно концепции  Э. Эриксона, при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации - доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию [32].

Для становления  профессиональной идентичности важное значение имеет ритуализация в профессиональном поведении, основанная на соглашении взаимодействия по меньшей мере двух людей, которые  через определенные интервалы времени  возобновляют его в повторяющихся  обстоятельствах, например: защита дипломов, диссертаций, выступление на конференциях. Оно имеет важное значение для "Я" всех участков. В обрядах социальная группа побуждает посвященного пройти через испытания, совершить деяния ради такого человека, уподобление  с которым позволяет найти  свое "Я".

Профессиональная  идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в  себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные функции.

Если рассматривать  развитие субъекта труда как процесс  достижения профидентичности, тогда  типы самоопределения (в конкретных трудовых функциях, в рамках определенного  трудового процесса, специальности, профессии, в рамках жизни, в границах личностного бытия, самости, в рамках культуры) — это объективные или  ситуативные слагающие профидентичности, а уровни реализации возможностей самоопределения  — субъективные слагающие профидентичности.

Формирование  профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации параллельно  с процессами профессионального  самоопределения, становлением профидентичности в условиях выполнения профессиональной деятельности.

Термин «профессионализация» обычно используется как синоним  понятия «профессиональное становление  человека». Так А. К. Маркова, пишет  о профессионализации как о восхождении человека к профессионализму [36, c. 98 – 101].

В понимании профессионализации важным является соединение личностных и деятельностных компонентов. Эту  связь подчеркивает в частности  В. Б. Григорьев, который определяет профессионализацию как целостный  процесс соединения личности и профессии [26, С. 154 - 158]. Именно в процессе трудовой деятельности.

Данной проблемой  в психологии занимались такие ученые как К.С. Абульханова – Славская [1; 2], Б.Г. Ананьев [3], Е.А. Климов [30; 31; 32], А.К. Маркова [36],  А. Маслоу [37] и др.

Процесс профессионального  становления личности индивидуален, своеобразен, неповторим, однако в нем  можно выделить определенные закономерности и особенности. Профессиональное становления  личности позволяет человеку в наибольшей степени реализовать себя.

Данный процесс  проходит ряд стадий, мы рассмотрим классификацию Э.Ф. Зеера [23; 24]. Основанием автор выделил социальную ситуацию и ведущую деятельность.

1.  Аморфная  оптация (0 – 12 лет). Профессионально  ориентированные интересы и склонности.

2.  Оптация  (12 - 16 лет). Профессиональные намерения,  выбор пути профессионального  образования, учебно-профессиональное  самоопределение.

3.  Профессиональная  подготовка (16 – 23 года). Профессиональная  подготовленность, готовность к  самостоятельному труду. 

4.  Профессиональная  адаптация (18 – 25 лет). Освоение  новой роли, опыта самостоятельного  выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества.

5.  Первичная  профессионализация (26 – 33 года). Профессиональная  позиция, индивидуальный стиль  деятельности. Квалификационный труд.

6.  Вторичная  профессионализация (34 – 42 года). Профессиональный  менталитет, идентификация с профессиональным  сообществом, гибкий стиль деятельности, корпоративность.

7.  Профессиональное  мастерство (42 – 60 лет). Творческая  профессиональная деятельность, вершина  профессионального развития.

Профессиональное  становление педагога - один из аспектов теоретического анализа, необходимый  для решения проблемы нашего исследования. В процессе этого анализа важно  было увидеть стадии профессионального становления педагогов с различным стажем работы [24].

Выделенные стадии условно соотнесены нами со стажем профессиональной деятельности, что  позволило условно разделить выборку на группы:

-   первая  группа - стадия профессиональной  адаптации (18 – 25 лет) учителя  со стажем работы 1 – 5 лет;

-   вторая  группа – стадия первичной  профессионализации (26 – 33 года) учителя  со стажем работы 6 –10 лет;

-   третья  группа - стадия вторичной профессионализации (34 – 42 года) учителя со стажем  работы 11 –20 лет;

-   четвертая  группа - стадия профессионального  мастерства (42 – 60 лет) учителя  со стажем работы более 20 лет.

Влияние профессиональной деятельности на человека прослеживается в исследованиях, направленных на изучение личности профессионала и становление  субъекта профессиональной деятельности [7; 15; 25; 26; 27]. Как показали результаты этих работ, профессионализация для личности не является только фактором поступательного развития и самоактуализации. В этом процессе происходят как позитивные, так и деструктивные изменения [21]. Эти изменения базируются на рефлексивных процессах, которые способствуют развитию идентичности и профессионального самосознания.

Информация о работе Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей