Анализ прибыли и рентабельности предприятий общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности для предприятий общественного питания.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях;
- рассмотреть отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания
- изучить методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность, факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий в современных рыночных условиях
1.1 Сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях
1.2 Отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания
1.3 Методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания
2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия
3. Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Анализа прибыли и рентабельности предприятий общественного питания.doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

АННОТАЦИЯ

 

В данной выпускной квалификационной работе на основе обобщения теории и практики анализа финансовых результатов рассмотрены особенности формирования и анализа прибыли и рентабельности предприятий общественного питания. По результатам проведенного исследования  даны рекомендации по повышению прибыли и рентабельности для ООО «Сибирская тройка».

Работа изложена на … страницах и содержит 12 таблиц, 1 рисунок, 2 приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Экономическая сущность, факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий в современных рыночных условиях

    1. Сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях
    2. Отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания
    3. Методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания
2. Анализ прибыли  и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия

2.2. Анализ прибыли  и рентабельности  предприятия

3. Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Бухгалтерский баланс ООО «Сибирская тройка»

Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках ООО «Сибирская тройка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время на рынке предприятий общественного питания России не разработана жесткая классификация заведений. В мировой практике существует множество принципов классификации ресторанов: по ассортименту, по квалификации персонала, по целевой аудитории, по ценовому уровню. В России наиболее распространена простейшая классификация по типу: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Однако обычно специализация заведения общепита определяется, исходя из его собственного позиционирования.

В последние годы ресторанный бизнес стал привлекать все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. Это связано, прежде всего, с тем, что общественное питание является одной из самых ликвидных отраслей экономики.

Учитывая, что данный рынок услуг динамично развивается, привлекает внимание российских и иностранных инвесторов, то естественным образом предстает проблема, как правильно построить бизнес, чтобы он постоянно приносил прибыль. Так необходимо знать, какие факторы влияют на прибыль, какими способами можно ее увеличить, что делает тему выпускной квалификационной работы актуальной.

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере  экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности для предприятий общественного питания.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

-  изучить сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях;

- рассмотреть отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания

- изучить методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания

- провести анализ прибыли и рентабельности исследуемого предприятия

- дать рекомендации по повышению прибыли и рентабельности для исследуемого предприятия.

Предмет исследования -

Объект исследования-

Информационной базой исследования послужили материалы законодательного, инструктивного и методического характера, научно-практические публикации и труды отечественных экономистов  в области финансового анализа:…..

В качестве эмпирической базы исследования использовалась информация оперативного и  бухгалтерского учета и  отчетности ООО «Сибирская тройка» за 2007 и 2008 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономическая сущность, факторы формирования прибыли  и рентабельности предприятий  в современных рыночных условиях 

 

1.1 Сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях

 

Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования. 

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных средств [1].

Экономическое содержание прибыли тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

Основными функциями прибыли являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения – между валовой прибылью и расходами на реализацию). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

По мере развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно уточнялось от самого простого определения – как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время ее характеризуют с позиции двух сторонней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро – и  микроуровнях различна. На уровне организации ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением  места прибыли в доходе страны.

Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции организации, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если организация работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, организации, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в ее распоряжении. За счет этой прибыли организация решает производственные и  социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся  дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов нее обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности организации в наращивании прибыли, (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.

В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. Это встречается очень редко. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения прибыли. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом,  в течении которого происходит это обесценивание.

Прибыль сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый – экономист Самуэльсон прибыль определял как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию [1]. 

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством). 

Все вышеназванные источники связаны между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам  будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние организации боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя  стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит организацию прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженной платежеспособности  и даже к банкротству.

Внедрение инноваций как источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.

Продолжительность притока прибыли от внедрения инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.

Бывают ситуации, когда роль предпринимателя в возникновении прибыли и убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).

Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:

  1. ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
  2. полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности организации;
  3. часть полученной прибыли является источником самофинансирования организации;
  4. часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

Целью деятельности любой коммерческой структуры  в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В зависимости от положения организации на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном – необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды -  обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

С философской точки зрения прибыль это функция времени и вознаграждения за терпение.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет конкретный характер, потому что позволяет учредителям, акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности предприятия. 

 Схема формирования конечного финансового результата деятельности организации (чистой прибыли или чистого убытка) представлена в таблице 1.1 [4].

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятий общественного питания