Анализ прибыли и рентабельности предприятий общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности для предприятий общественного питания.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях;
- рассмотреть отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания
- изучить методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность, факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий в современных рыночных условиях
1.1 Сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях
1.2 Отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания
1.3 Методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания
2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия
3. Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Анализа прибыли и рентабельности предприятий общественного питания.doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

 

∆Nр=∆р*Nр. Блюд.                                                      (1)

 

Таблица  3.3 - Расчет средней продажной цены  одного блюда

Показатели

                Кварталы

Абсолютное изменение в сравнении с

       Темп изменения

       II

     III

      IV

    III

      IV

         В % к

IV в %

 к III

   III

     IV

Стоимость выпуска продукции в действующих ценах, тыс.руб

1415020

1400375

1484240

69220

83865

104,89

105,99

98,965

Количество выпущенной продукции, тыс. блюд

22440

22560

23117

677

557

103,017

102,47

100,53

Средняя продажная цена одного блюда, руб

63,05

62,07

64,20

1,15

2,13

101,82

103,45

98,44


 

Следовательно, повышение  средней продажной цены по сравнению с прошлым кварталом на 2,13 руб., способствовало росту объема реализации продукции собственного производства на:

 

∆Nр=2,13*23117=49239,21 руб.

 

Отношением размера влияния цены к общему абсолютному изменению объема реализации в сравнении с прошлым кварталом,  находим долю прироста стоимости  выпущенной продукции, полученной за счет увеличения цен:

 

49239,21/83865*100=58,712%,

т.е. увеличение выпуска продукции достигнуто в большей степени за счет повышения цен на изделия.

Процентное влияние изменения натурального объема выпуска на его стоимость находим вычитанием процента изменения из 100% . Таким образом, увеличение количества блюд способствовало росту стоимости выпуска на 41,288% (100-58,712)% .

Рассмотрим  влияние факторов, связанных с обеспеченностью товарными ресурсами (табл.3.4). Данные для анализа берем из приложения А, Б. Для этого  используем  метод цепных подстановок  по формуле товарного баланса:

 

                         Nзап+Nп= Nр-Nв-Nзап,                                                 (2)          

где  Nр -   реализация продукции;

Nзап- товарные запасы на начало изучаемого периода;

Nп -  поступление сырья, полуфабрикатов и покупных товаров;

Nв - прочее выбытие товаров;

Nзап- запасы на конец изучаемого периода.

Отсюда:   

                           

Nр= Nзап+ Nп- Nв-Nзап.                                                     (5)

 

По данным таблицы 3.4  видно, что положительное влияние на рост товарооборота, оказали  увеличение остатков на начало периода на 51464 рубля и увеличение поступления товара на 713185 рублей.

Положительным  фактором также является  снижение  прочего выбытия на 34323 рубля и остатка на конец периода 34323 рубля.

Увеличению остатка на конец периода поспособствовало увеличение поступления товара за период.

Увеличение товарооборота при существенном  сокращении товарных запасов, хотя и является положительным результатом для текущего периода, но может привести к дефициту товарного предложения в следующем периоде, если количество товаров в остатке окажется ниже норматива, обеспечивающего стабильное товародвижение.

 

Таблица 3.4- Данные товарного баланса за 2007- 2008 гг, руб.                                          

Показатели

На  2007г

На  2008г.

Абсолютное изменение

Влияние факторов

Остаток на начало года

82061

133525

51464

51464

Поступление товаров

5586059

6299244

713185

713185

Прочее выбытие

278608

106868

-171740

171740

Остаток на конец года

133525

99202

-34323

34323

Реализовано

5255987

6226699

970712

970712


 

Рассмотрим влияние на объем реализации факторов, связанных с трудовыми ресурсами (табл.3.5).

Размер влияния факторов исчисляем методом цепных подстановок. Проведем анализ по работникам  производства. Влияние факторов, связанных с трудовыми  ресурсами определим по формуле:

    

Nр=R *Tд *tч *D,                                                               (3)

 

где Tд - среднее число дней, отработанных одним работником за период;

tч  - средняя продолжительность рабочего дня, ч;

Dч -среднечасовая выработка на одного работника.                         

 

Расчет показал, что все факторы, кроме снижения среднего количества отработанных дней, и среднечасовой выработки  оказали положительное влияние на товарооборот. Это значит, что при условии сохранения среднего числа отработанных дней и среднечасовой выработки, Предприятие получило бы дополнительное увеличение объема продаж в размере 74166 рублей.

Увеличение среднесписочной численности работников производства, средней продолжительности рабочего дня  в сумме увеличили товарооборот на:

22305+83865=106170 рублей.

 

Таблица 3.5 –Расчет влияния трудовых факторов на динамику товарооборота                                                                                                                       

Показатели

Расчеты

Влияние факторов на

товарооборот.

I

II

III

IV

V

Среднесписочная численность работников, чел

IV

I

II

III

IV

II-I

           

8

9

9

9

9

22305

Среднее число дней, отработанных одним работником

IV

I

II

III

IV

III-II

66

61

66

65

66

-14645

Средняя продолжительность рабочего дня, час.

IV

I

II

III

IV

IV-III

8

7.6

8

8

7.6

83865

Среднечасовая выработка на одного работника, руб.

IV

I

II

III

IV

V-IV

329,71

339,14

294,69

356,79

315,59

-59521

Товарооборот за квартал, руб.

IV

I

II

III

IV

Сумма влияния факторов

1392715

1415020

1400375

1484240

1424719

32004

Абсолютное изменение товарооборота, руб.

32004


 

К издержкам общественного питания относят расходы на производство, реализацию и организацию потребления продукции собственного производства и покупных изделий. Расходы предприятий питания, относимые на издержки, отражены в разделе II «Расходы по обычным видам деятельности» Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, и ст. 253 «Расходы, связанные с производством и реализацией» часть 2 НК РФ.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются по элементам:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.

Издержки производства и обращения - важный показатель деятельности предприятий питания. Их планируют, учитывают и оценивают в сумме и по уровню. Уровень издержек обращения отражает долю, которую занимают  издержки в сумме товарооборота.

Основная задача анализа  издержек предприятий питания, выявление способов возможностей и резервов по сокращению расходов и разработка мер по наиболее эффективному их использованию. В процессе  анализа:

  • изучают степень выполнения плана;
  • оценивают динамику издержек;
  • выявляют их экономию или перерасход;
  • определяют влияние факторов.

Рассчитаем относительную экономию издержек сопоставлением изменения уровня общей величины затрат с объемом товарооборота (табл.3.6). Данные для расчета возьмем из приложения А и Б.

Для расчета относительной экономии  воспользуемся  формулой:

 

Еотн. = N р* ΔYcc/100,                                                             (4)

 

где ΔYcc- изменение уровня расходов;

N р - товарооборот .

 

Отсюда:

Еотн= 5255987*0,199/100=10459,41 рублей.

Из анализа видно, что рост товарооборота сопровождается ростом издержек обращения, при этом товарооборот  I и III , IV  кварталов опережает рост издержек, т.е. в этих кварталах наблюдается экономия затрат относительно  товарооборота.

 

Таблица 3.6 - Динамика издержек ООО «Сибирская тройка» по кварталам за 2007-2008 гг.

Квар

талы

Товарооборот, руб.

Издержки, руб.

Средний уровень издержек в % к товарообороту.

Сумма относи-тельной эконо-

мии(-), перерас-

хода (+),издер-

жек, руб.

годы

Темп измене

ния,%

годы

Темп измене

ния,%

годы

Изме-

нение

уровня

2007

2008

2007

2008

2007

2008

I

1018280

1169157

114,816

423744

478053

112,816

41,613

40,888

-0,725

-7382,53

II

1270226

1443682

113,655

455713

631325

138,536

35,876

43,730

7,854

99763,55

III

1477291

1666964

112,839

565854

560015

98,968

38,303

33,594

-4,709

-69565,63

IV

1490190

1946896

130,647

628456

799796

127,263

42,172

41,080

-1,092

-16272,87

Всего за год

5255987

6226699

970712

2073767

2469189

395422

39,455

39,654

0,199

10459,41


 

Во втором квартале, рост издержек превышает увеличение объемов продаж, что и привело к  относительному перерасходу.  II квартал -99763,55 рублей.

В факторном  анализе издержек  можно определить изменение уровня затрат, происшедших под влиянием изменений в структуре товарооборота. Для этого  используем метод процентных чисел (таблица 3.7).

По данным таблицы наблюдаем  рост издержек в отчетном периоде с 39,455% до 39,654% .

Без рассмотрения влияния структуры товарооборота такое изменение может быть оценено отрицательно. Однако расчет влияния структуры товарооборота, показывает, что увеличение затрат произошло за счет роста удельного веса продукции собственного производства.

Этот факт говорит о том, что на данном Предприятии идет  увеличение объемов производства.

Так как  продукция собственного производства является наиболее издержкоемкой, рост ее удельного веса приводит к увеличению уровня затрат.

Зная, что этот факт изменения сам по себе не является отрицательным, произведем оценку затрат  на производство собственной продукции  по уровням издержек к товарообороту 2007 и 2008 гг.

В результате мы видим снижение уровня затрат собственного производства, что положительно  характеризует изменение работы предприятия в отчетном периоде.

Рассчитаем влияние структурных сдвигов товарооборота на изменение уровня издержек обращения в целом по предприятию:

 

39,572-39,455=0,117%.

 

Рассчитаем влияние прочих факторов:

 

39,654-39,572=0,082%.

 

Рассчитаем сумму влияния факторов:

 

0,117%+0,082%= 39,654%-39,455%.

 

 

Прочие факторы увеличили уровень затрат на 0,082%. В итоге сумма влияния факторов равна абсолютному изменению уровня издержек, что подтверждает правильность расчетов.

 

Таблица 3.7 - Расчет влияния структуры товарооборота на уровень издержек

 

Вид товара

Товарооборот, руб.

Структура товарооборота, %

Издержки, руб.

Уровень издержек, % к товарообороту

Процентные

числа

Расчетный уровень издержек ,%

2007

2008

2007

2008

2007

2008

2007

2008

Продукция собственного производства

4700100

5724354

89,423

91,932

1877797

2163134

39,952

37,788

3672,86

-

Покупные товары

555887

502345

10,576

8,067

195970

306055

35,253

60,925

284,386

-

В целом по предприятию

5255987

6226699

100

100

2073767

2469189

39,455

39,654

3957,246

39,572

Влияние структурных сдвигов товарооборота на изменение уровня издержек обращения

0,117

Влияние прочих факторов

0,082

Сумма влияния факторов

0,199

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятий общественного питания