Анализ прибыли и рентабельности предприятий общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности для предприятий общественного питания.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях;
- рассмотреть отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания
- изучить методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность, факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий в современных рыночных условиях
1.1 Сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях
1.2 Отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания
1.3 Методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания
2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия
3. Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Анализа прибыли и рентабельности предприятий общественного питания.doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

«Сибирская Тройка»

 

В данном ресторане существует четкое разделение управленческих отношений: одни сотрудники управляют и руководят, другие - подчиняются и исполняют. Если рассматривать модель управления рестораном как некую иерархическую лестницу, то можно выделить основные ее ступени, занятые профессиональными менеджерами-управленцами.

По этой схеме каждый руководитель службы, с одной стороны, решает все профессиональные вопросы самостоятельно или с первым лицом и, с другой стороны, взаимодействует с коллегами параллельных служб самостоятельно, не пересекаясь в решении одних и тех же вопросов.

В данном случае менеджер по персоналу выделен в самостоятельное звено этой цепи. Только сохраняя определенную независимость от руководителей среднего звена, зная их слабые и сильные стороны, менеджер по персоналу может объективно участвовать в решении проблем внутри подразделений, бригад. Такая позиция дает ему право консультировать руководителей и анализировать положение в целом. Менеджер по персоналу хорошо понимает систему ресторана, его правила и инструкции - предписанные и неформальные.

Существенным фактором успешного управления в ресторане является четкое распределение руководящих функций среди менеджеров. На предприятии четко установлен баланс между правами и ответственностью каждого руководителя и специалиста. Здесь уместно сказать о принципе делегирования функций, обращая особое внимание на вопросы контроля и рациональности. Эта задача разбивается на отдельные направления, за каждое из которых назначается ответственный. За промежуточный этап несет ответственность конкретный менеджер. Определяя организационную структуру ресторана, необходимо учитывать трудоемкость и квалификацию работников на каждом уровне. В зависимости от размера ресторана находится и сама организационная структура управления.

В 200 метрах от предприятия располагается станция метрополитена и остановка наземного транспорта.

В качестве тепловой энергии на предприятии используется электроэнергия; централизованная подача горячего, холодного водоснабжения, отопления и канализации; предусматривается центральное электроосвещение. Предприятие также оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, имеется телефонная связь.

Снабжение сырьем в ресторане осуществляется на основании заключенных договоров с заготовочными предприятиями, фермерскими и охотничьими хозяйствами. Основными поставщиками являются: ЗАО «Новосибирский мясоконсервный комбинат». Продукты, требующие охлаждения, доставляются на предприятие в изотермическом транспорте.

 

 

 

2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия

 

 

Финансовые результаты предприятий характеризуются показателями валового дохода, прибыли и рентабельности. К конечным финансовым результатам следует относить прибыль.

Цель анализа финансовых результатов — выявление возможностей и способов их улучшения за счет приведения продукции, товаров и услуг и качества обслуживания в соответствие с платежеспособным спросом населения, увеличения валового дохода и снижения затрат.

Исходя из сказанного, определяются задачи анализа финансовых результатов предприятий общественного питания. К основным из них относят.

  • изучение и оценку изменения валового дохода и его составляющих (реализованных торговых скидок и наценок);
  • выявление и измерение влияния факторов на валовой доход;
  • изучение показателей прибыли, рентабельности, выявление и измерение влияния факторов на конечные финансовые результаты. [26]

Анализ финансовых результатов начинают с изучения валового дохода (валовой прибыли по отчету о прибылях и убытках форма № 2 бухгалтерской отчетности). Он состоит из реализованных торговых надбавок и наценок. Размер надбавок и наценок зависит от величины издержек производства и обращения, состояния спроса и предложения Сумма надбавок и наценок должна быть достаточной для покрытия затрат и не превышать платежеспособный спрос на продукцию общественного питания.


Анализ валового дохода проводят по сумме и по уровню (в % к товарообороту). При проведении анализа изучают и оценивают степень выполнения плана и динамику валового дохода.

Общий финансовый результат от реализации товаров на предприятиях питания, как и в торговле, равен разности между валовым доходом (валовой прибыли) и издержками производства и обращения.

Анализ финансовых результатов должен производиться в статике 
и в динамике по каждому подразделению организации [26] .

Кроме доходов, связанных с реализацией  товаров, в организациях также возникают дополнительные доходы и расходы от прочих операций. В их анализе следует дать оценку результатов от реализации имущества. Такая реализация необходима в случае недостаточной отдачи в производстве и реализации от отдельных видов основных или оборотных средств. Она позволяет сократить налог на имущество и получить высвободившиеся при реализации средства для более рационального их использования в обороте (табл.2.1).Данные для анализа представлены в формах отчетности исследуемого предприятия ( Приложения А,Б).

План по прибыли от реализации товаров на ООО «Сибирская тройка» выполнен на 49438 рублей. Величина прибыли в 2008 году выросла и составила 181,01% по отношению к прошлому году.

Превышение  прочих расходов над соответствующими доходами, способствовало  уменьшению прибыли до налогообложения.

В целом прибыль до налогообложения  увеличилась на 50209 рублей. Она составила 105,2% от планируемой величины, и 188,795% от прибыли прошлого периода.

Таблица 2.1 -Формирование прибыли на ООО «Сибирская тройка»

Показатели

Фактически

за прошлый год

2007

Отчетный год

2008

Отклонение

Темп изменения, в % к 2007 г

план

фактически

% выпол-

нения

плана

От плана

От 2007г

Выручка от продажи

5255987

6197752

6226699

100,467

28947

970712

118,4768

Валовой доход

2642469

3070000

3498627

113,961

428627

856158

132,399

Уровень валового дохода, в % к товарообороту

50,275

49,534

56,187

113,440

6,653

5,912

111,759

Издержки производства

2073767

2090000

2469189

124,079

479189

395422

119,067

Уровень издержек производства, в % к товарообороту

39,455

33,721

39,654

117,594

5,933

0,199

100,50

Финансовый результат от реализации товаров

568702

980000

1029438

105,044

49438

460736

181,01

Уровень прибыли от реализации товаров, в % к товарообороту (рентабельность продаж)

10,82

15,81

16,53

104,554

0,72

5,71

152,77

Прочие доходы

359

2500

8384

335,36

5884

8025

2335,37

Прочие расходы

31068

17000

22113

130,076

5113

-8955

71,176

Прибыль, до налогообложения

537993

965500

1015709

105,200

50209

260

188,795


 

Проведем факторный анализ прибыли. Факторы, оказывающие, влияние на валовой доход, в той же мере  оказывают влияние на прибыль  предприятия, поэтому анализ влияния факторов на валовой доход и факторный анализ прибыли можно объединить.

Таким образом, в факторном анализе финансовых результатов определяется влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода, изменения цен, изменения среднего уровня издержек обращения. В свою очередь, средний уровень валового дохода зависит от изменения структуры товарооборота, так как каждый из товаров имеет свой размер надбавки и наценки, следовательно, с изменением состава товара изменится и общая сумма наценок, а также валовой доход и прибыль. Величина наценок в общественном питании зависит еще и от  изменения количества израсходованного сырья и средних цен на него. Для определения влияния указанных факторов на сумму стоимости сырья используют метод цепных подстановок, а их влияние на размер валового дохода определяют методом разниц (табл. 2.2).

Влияние количества израсходованного сырья на валовой доход определим  умножением базисного уровня наценки в процентах к стоимости сырья, полученного за счет изменения количества этого сырья, с делением на 100:

101,107*(-52140)/100=-52717,18 рублей.

 

Влияние изменения цен находим умножением базисного уровня наценки в процентах  к стоимости сырья, на величину изменения итоговой стоимости сырья за счет изменения цены с делением на 100:

 

101,107*166693/100=168538,29 рублей.

 

Влияние прочих факторов,  находим умножением итоговой отчетной суммы израсходованного сырья, на разницу между отчетным и базисным уровнем  наценки в процентах к стоимости сырья, с делением на 100.

 

Таблица 2.2 – Расчет влияния на величину наценки изменения количества израсходованного сырья и средней его цены

Наименование сырья

годы

Изменение расхода сырья, руб.

2007

2008

общее

В том числе за счет

Количество, кг

Средневзвешенная цена за кг, руб.

Сумма, руб.

Количество, т

Средне-

взвешенная цена за кг, руб.

Сумма, руб.

количества

цены

Мясо и птица

5000

75

375000

5700

95

541500

166500

52500

114000

Колбасные изделия

720

98

70560

920

110

101200

30640

19600

11040

Рыба

4500

117

526500

5100

110

561000

34500

70200

-35700

Масло животное

5000

105

525000

5200

98

509600

-15400

21000

-36400

Масло растительное

7000

27

189000

7900

29

229100

40100

24300

15800

Мука

20000

10

200000

25000

11

275000

75000

50000

25000

Овощи

121243

6

727458

72953

7

510671

-216787

-289740

72953

Итого:

   

2613518

   

2728072

114553

-52140

166693

Наценка без обязательных отчислений

   

2642469

   

3498627

856158

-

-

Всего

   

5255987

   

6226699

970712

-

-

Уровень наценки, в % к стоимости сырья

   

101,107

   

128,245

27,138

-

-

Количество сырья

-52717,18

 

Цен на сырье

168538,29

Прочих факторов

740344,17

Суммарное влияние факторов

856165,28


 

 

2728072*27138/100=740344,17 рублей.

 

К прочим факторам относят факторы, за исключением цены и количества израсходованного сырья. Сумма влияния факторов должна равняться абсолютному изменению общей суммы наценки, что подтверждает верность расчетов:

 

-52717,18+168538,29+740344,17=856165,28 рублей.

 

Рентабельность работы предприятия определяют отношением показателей  прибыли к товарообороту или к стоимости имущества, а также  по отношению к отдельным видам имущества.

По данным таблицы 2.1 мы видим, что уровень рентабельности продаж составил 16,53% , что выше плана на 0,6% к обороту и выше прошлого года на 5,71% к обороту.

За счет увеличения уровня валового дохода он увеличился по сравнению с планом на 6,269% к обороту и в динамике на 5,912% к обороту. Увеличение уровня издержек обращения в сравнении с прошлым годом на 0,199% и с планом на  7,297%, в тех же размерах изменили уровень рентабельности продаж.

По мнению ученых СНГ, работа предприятий общественного питания считается нормальной, если уровень рентабельности продаж на нем не ниже 4-6%, на нашем предприятии рентабельность составила 16,53%. Поэтому можно считать, что предприятие рентабельно.

Рассмотренные выше методы в основном относятся к текущему и оперативному анализу. По завершении ретроспективных оценок перед предприятием питания ставится задача выбора решений на перспективу.

Такой выбор может определяться методами перспективного анализа. Одна из важных задач в обеспечении стабильной работы организации питания в прогнозируемом периоде - задача выбора ассортимента блюд.  

 

Таблица 2.3-Расчет финансового результата по отдельным видам продукции ООО «Сибирская тройка»

 

Наименование

Кол-во

порций шт.

Стоимость

сырьевого

 набора

руб.

Цена порции руб.

Выручка от реализации

руб.

Общая стоим-ть сырьев.набора

Уровень ст-ти сырьев. набора, %

Валовой доход от реал

руб.

Общий валовой доход от реал.

руб.

Издержки обращения

Результат от реализ-ии руб.

Маржиналь- ный доход

руб.

Посто-янные

Перемен-ные

общие

Курица

100

25

38

3800

2500

65,78

13

1300

600

700

1300

-

600

Лангет

100

28,97

43,2

4320

2897

67,060

14,23

1423

600

530

1130

293

893

Эскалоп

100

22,04

48,7

4870

2204

45,26

26,66

2666

600

530

1130

1536

2136

Тефтели

100

18,40

30,5

3050

1840

60,32

12,1

1210

600

500

1100

110

710

Рыба под майонезом

70

21,37

35

2450

1495,90

61,05

13,63

954,1

600

600

1200

-245,90

354,10

Макароны

200

5,05

15

3000

1010

33,66

9,95

1990

600

200

800

1190

1790

Картофельное пюре

300

5,09

17

5100

1527

29,94

11,91

3573

600

993

1593

1980

2580

Итого

970

-

-

26590

13473,90

   

13116,10

4200

4053

8253

4863,10

9063,10

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятий общественного питания