Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:48, курс лекций
В наше время "информационный взрыв" ощутим не только в сфере экономики и бизнесе, но и в области государства и права. Практика последних лет показывает неуклонное увеличение количества нормативных юридических актов, рост числа документов, принимаемых на уровне организаций и предприятий (учредительные документы, договоры, соглашения и т.п.). Поскольку эти документы крайне необходимы для регулирования общественных отношений, требуется оптимизировать информационные потоки в области правового регулирования на основе использования современных информационных технологий.
!!! |
Во-первых, при использовании текстов тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на ИПС, а на официальный источник публикации. |
!!! |
Во-вторых, нельзя ожидать от ИПС услуг, которые могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. |
Несмотря на то что в информационно-правовые системы включен большой объем консультаций, комментариев, рекомендаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, следует четко понимать: эти материалы не могут во всех деталях повторять конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в ИПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации, необходима определенная квалификация пользователя, чтобы безошибочно установить это соответствие.
Необходимо самому тщательно проанализировать проблему, постараться найти другие материалы на эту тему, сопоставить их между собой, проверить, действует ли найденный нормативный акт или даже его конкретный фрагмент в настоящее время и т.д. Отсюда главное свойство ИПС "Кодекс":
!!! |
Уникальные свойства компьютерных систем позволяют специалисту найти различные правовые акты и другие документыпо интересующей его проблеме, при этом систематизированные по определенным правилам, в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными оригиналами. |
2. Информационные правовые системы "Кодекс"
2.1. Единая
линия программных и
Единая линия информационных и программных продуктов "Кодекс" объединяет разнообразные информационно-правовые системы, каждая из которых включает один из программных комплексов и набор информационных разделов базы данных. Банк данных "Кодекс" на сегодняшний день - один из крупнейших в России и содержит более 1 000 000 нормативных актов, проектов законов, комментариев, консультаций, разъяснений, примерных форм правовых документов, различных аналитических и справочных данных. Для удобства использования база данных "Кодекс" разбита на информационные разделы.
В состав единой линии входит несколько программных комплексов, которые могут удовлетворить потребности самых взыскательных пользователей. Все эти программные комплексы работают с единым информационным банком и отличаются только особенностями тех операционных систем, которые установлены у пользователя. В настоящее время наиболее распространена версия для операционной системы Windows. В зависимости от числа пользователей, имеющих возможность одновременной работы с банком данных, программный комплекс может работать в однопользовательском или сетевом режиме. Одновременно пользователи, имеющие устаревший парк компьютеров, могут воспользоваться DOS- версией "Кодекс". Для тех организаций, которые оснащены собственными разветвленными компьютерными сетями, предлагается Intranet/Internet -версия программного комплекса.
Программный комплекс "Кодекс" | ||||||||
Кодекс для DOS |
Кодекс для Windows |
Кодекс-сервер | ||||||
Локальные (на одном ПК) и сетевые версии |
Локальная или корпоративная Интранет-сеть, глобальная сеть Интернет |
!!! |
Следует подчеркнуть, что независимо от версии программного комплекса "Кодекс" пользователю обеспечивается практически одинаковый информационно-правовой сервис. |
2.2. Основные свойства ИПС "Кодекс"
Информационный сервис, предоставляемый системами "Кодекс", не ограничивается сбором, хранением и поддержанием в актуальном состоянии документов в базе данных. Каждое новое поколение систем, с одной стороны, предоставляет новый, более широкий набор средств по работе с информационными ресурсами, а с другой, становится более простым и дружественным пользователю.
!!! |
Огромное внимание при создании и развитии систем "Кодекс" уделяется совершенствованию возможностей аналитической работы с правовой информацией. |
Основные свойства информационно-правовых систем | |||||||
Удобство в работе, дружественный интерфейс
|
Единое информационное пространство
|
Гипертекстовые ссылки
|
Поисковые возможности | ||||
Работа с документами
|
Работа с офисными приложениями
|
Развитая система встроенной помощи
|
Удобство в работе, дружественный интерфейс. Простота и легкость при использовании систем сочетаются с богатыми сервисными возможностями по работе с документами. При использовании версий "Кодекс-сервер" и "Кодекс для Word" пользователь освобождается от необходимости изучения нового интерфейса и может работать с правовой информацией при помощи хорошо знакомых программ.
Единое информационное пространство. Независимо от количества подключенных информационных разделов работа осуществляется в едином информационном пространстве. Поиск осуществляется одновременно по всем разделам, и формируется единый список документов.
Гипертекстовые ссылки. Обеспечивают возможность мгновенного перехода между документами как в пределах одного раздела (документа), так и между разделами. В системах отслеживаются логические связи между документами (редакции документа, бланкетные и отсылочные нормы). Для каждого документа формируются списки корреспондентов и респондентов.
Поисковые возможности. Поиск документов возможен по его атрибутам (названию, виду документа, дате принятия и т.п.) или по контексту (по любому слову или фразе, содержащимся в искомом документе). При использовании поиска по ситуации и интеллектуального поиска запрос формируется на естественном языке. Отдельные тематические разделы дополнены специальными видами поиска: по комплексу, по делам, по виду суда и т.д. В настоящее время для аналитической работы наибольшее значения имеют развитые возможности различных видов контекстного поиска.
Работа с документами. Дополнительные возможности по работе с результатом поиска: фильтрация и сортировка списков документов, выполнение над ними логических операций дополнения, объединения и пересечения, создание неограниченного количества папок для хранения документов или списков, установка закладок в документах, сохранение запросов на поиск и многое другое.
Работа с офисными приложениями. Списки или тексты документов можно одним нажатием мыши преобразовать в формат MS Word и работать с ними, пользуясь всеми возможностями текстового редактора. При этом сохраняются все параметры форматирования документов.
Развитая система встроенной помощи. Всплывающие подсказки, контекстно-зависимое меню, подробная электронная документация, рекомендации по выполнению функций существенно облегчают работу с системами. В разделы с законодательством включена юридическая справка, в которой даны разъяснения юристов по вопросам вступления в силу, изменения и прекращения действия правовых актов, разрешения противоречий нормативных актов, вопросам регистрации актов в Министерстве юстиции России. Информация, содержащаяся в справке, представляет особую ценность для пользователей, не имеющих специального юридического образования.
2.3. Основные характеристики ИПС
Как мы уже отмечали, ИПС состоят из двух достаточно самостоятельных и одновременно взаимосвязанных частей: программного комплекса и информационного банка. Поэтому при оценке эффективности той или иной системы необходимо учитывать параметры, характеризующие систему как с точки зрения включенной в нее информации, так и с точки зрения средств управления этими информационными ресурсами (возможности программного комплекса). Эти характеристики взаимосвязаны, и не всегда удается рассмотреть их отдельно.
По мере развития и совершенствования ИПС, с одной стороны, требования пользователей к составу, объему и удобству использования информационных ресурсов ужесточались, а с другой - пользователям предоставлялся все более богатый набор инструментальных средств работы с информацией. Некоторые параметры систем теряли свое первостепенное значение, другие же наоборот, становились наиболее важными.
В настоящее время важнейшими характеристиками ИПС принято считать следующие:
- полнота информации;
- достоверность и аутентичность информации;
- качество юридической
обработки информационного
- оперативность передачи документов пользователям;
- возможности программных
технологий по работе с
Ниже мы рассмотрим каждую из этих характеристик более детально.
Полнота информации
На первоначальном этапе развития информационно-правовых систем важнейшим показателем считался объем банка данных, измеряемый в количестве документов. По мере совершенствования технологии обработки документов и перевода их в электронный вид, а также укрепления сотрудничества с органами власти (источниками информации) произошло выравнивание количества документов в базах данных основных производителей ИПС. В настоящее время массив документов федерального законодательства содержит около 100 000 документов (в системе "Кодекс" на 01.07.2000 - 107 000). При этом расширение массива осуществляется двумя основными способами: включением в состав баз данных вновь принимаемых документов и включением в базы ретроспективных документов.
Технологические процедуры по получению вновь принимаемых документов и включению их в состав информационных ресурсов у различных производителей ИПС на сегодняшний день практически не отличаются. Тем самым обеспечивается практически одновременное и равное по количеству документов пополнение баз данных. Действительно, откуда может появиться 101 закон, если их приняли всего 100?
Отношение к вопросу включения ретроспективных документов у различных производителей различны. Первая точка зрения опирается на мнение юридической общественности, которое состоит в том, что существующие массивы документов федерального законодательства в полной мере обеспечивают практические потребности. Конечно, те ретроспективные документы, которые вдруг вызывают интерес пользователей, также вводятся в состав информационных ресурсов, однако это скорее случайность, чем постоянная практика. Например, в состав систем "Кодекс" за месяц включается всего около 20 ретроспективных документов, что составляет менее 0,02 процента от общего числа документов.
Вторая точка зрения основана на том, что все документы, независимо от сроков их принятия и действия, интересны и полезны. Поэтому они должны присутствовать в информационном массиве. Однако, как показывает практика, такие документы очень редко представляют интерес для большинства пользователей ИПС. А следовательно, целесообразность их включения в состав баз данных весьма спорна.
Есть и еще один способ, при использовании которого число документов в базе за короткий период времени может существенно возрасти. Он заключается в том, что полученный от одного источника информации "бумажный" документ разбивается на несколько "электронных" частей, например, по тематическому критерию. При этом каждая такая часть при формальном подсчете учитывается как самостоятельный документ, а затем при абсолютном сравнении массивов по критерию "количество документов" используется как важный аргумент. Следует подчеркнуть, что такая трактовка противоречит определению документа, данному в 1.2.