Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа
Цель исследования: изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних и поиск путей совершенствования по применению мер административной ответственности к несовершеннолетним.
Задачами исследования являются:
– раскрытие понятия и основания административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;
– анализ взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с другими органами системы профилактики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………………………….5
§1.1.Понятие административной ответственности
несовершеннолет-них………………………………………………5
§ 1.2.Основание административной ответственности
несовершеннолет-них…………………………………………….14
2.СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……25
§ 2.1. Комиссия по делам несовершеннолет-них………………..........25
§ 2.2. Органы управления образовани-ем……………………………..31
§ 2.3.Органы внутренних дел…………………………………………36
3.ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ……………………………………………………………41
§ 3.1.Актуальные проблемы привлечения к административной
ответственности несовершеннолет-них……………....................41
§ 3.2.Совершенствование порядка привлечения к административ-ной ответственности несовершеннолет-них………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……53
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………........56
БИБЛИОГРАФИЯ……………………..…………..…………………….……….56
Административная
Гражданин, привлекаемый к административной ответственности, должен представлять собой физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения административного правонарушения 16 лет9. Достижение им данного возраста считается в 0 часов следующих за днем рождения суток.
К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (далее – Положение), утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967г.10 (за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов, автоматов, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, приобретение самогона и др.), а к лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.) — на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Лица до 16 лет, совершившие административные правонарушения, не подлежат административной ответственности.
Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч.2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии11. Комиссии рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.35 КоАП, а также за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст.5.36 КоАП12.
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применять довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направлять в лечебно-воспитательное либо учебно-воспитательное учреждение: в возрасте от 11 до 14 лет— в спецшколу, в возрасте от 14 до 18 лет — в спецпрофучилище.
Административно-правовое законодательство не дает нам единого решения вопроса о возрасте ответственности, а также о возрасте, с которого допускается применение к несовершеннолетним мер административного воздействия, хотя большинство нормативных актов и указывает возрастом ответственности 16 лет. Тем не менее в Положении (ст. 17) мы встречаем возрастное деление до 14 лет, от 14 до 16 лет и от 14 до 18 лет, до 16 лет, до 18 лет13.
Решение проблемы возраста административной ответственности несовершеннолетних имеет принципиальное значение, поскольку связано как с необходимостью отграничения оснований либо их привлечения к ответственности, либо применения к ним мер административного воздействия (при административной неделиктоспособности несовершеннолетних), так и с характером применяемых мер, с возможностью учета возрастных особенностей личности подростков различных возрастных групп при применении этих мер.
В настоящее время по Положению к несовершеннолетним всех возрастных групп в равной мере применимы почти все меры воздействия независимо от характера этих мер. Исключение составляют штраф, применяемый только к лицам, достигшим 16-летнего возраста, и обязанность возмещения ущерба, налагаемая на лиц, достигших 15-летнего возраста. Противоправность и общественная опасность совершенного несовершеннолетним деяния при этом не имеет значения, конкретный возраст также. Какую меру применить, по каким основаниям, как определить тяжесть ответственности — все целиком зависит от усмотрения комиссии, так как имеющееся в ст. 21 Положения указание относительно учета характера и причин правонарушения, особенностей личности несовершеннолетнего и его возраста носит самый общий характер. В конце концов наиболее вероятным основанием для применения той или иной меры оказывается впечатление членов комиссии от личности подростка и совершенного им проступка, что ни в коей мере не может служить сколько-нибудь объективным критерием для оценки совершенного подростком деяния, определения оснований применения к нему меры воздействия и характера применяемой меры14.
Таким образом, подводя
итог вышеизложенному следует
§ 1.2 Основание административной ответственности несовершеннолетних
Главным основанием привлечения несовершеннолетних к административной ответственности является конкретное правонарушение. Юридически, более точно, следует сказать так: несовершеннолетний может быть привлечен к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения.
Легальное понятие
административного
Административное правонарушение, как и всякое другое, – это противоправное деяние – действие или бездействие. Административное правонарушение – не только противоправное, но и виновное деяние. Вина имеет, как известно, формы умысла и неосторожности.
Административное правонарушение – понятие собирательное. Оно имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенным видом является случай, когда сам несовершеннолетний нарушает общеобязательные правила. Родители и лица их заменяющие, несут административную ответственность в связи с правонарушениями несовершеннолетних, то есть за то, что не контролировали поведение детей.
Для признания деяния несовершеннолетнего правонарушением надо установить, что оно являлось явлением воли и разума, то есть продуктом психической деятельности человека.
Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, то есть лицом не способным руководить своими действиями или отдавать им отчет, в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ лицо, совершившее правонарушение в таком состояние признается невменяемым и не подлежит административной ответственности.
Административное правонарушение несовершеннолетних обладает всеми указанными непосредственно в самой административно–правовой норме пятью обязательными признаками:
1. деянием (действием или бездействием);
2. противоправностью;
3. виновностью;
4. деянием несовершеннолетнего;
5. наказуемостью16.
Первый признак
административного
Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, наиболее видимым, вытекающим из самого термина, является противоправность, т.е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты.
Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или нормами законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.
Противоправность деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния.
Под противоправными действиями, посягающими на охраняемые законом права и интересы несовершеннолетнего или публично–правовые (общегосударственные) интересы, понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя.
Противоправное бездействие выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении несовершеннолетним субъективных обязанностей. КоАП РФ определены частноправовые и общегосударственные интересы, защита которых обеспечивается применением карательных санкций к нарушителям: законодатель определяет меры должного поведения лиц, побуждая их к правомерным действиям18.
Виновность — важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным — означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины:
1. «Административное
правонарушение признается
2. Административное
правонарушение признается
В случае отсутствия вины несовершеннолетнего административная ответственность к нему применяться не может. «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина» (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ установление признаков вины несовершеннолетнего предполагает оценку его психического отношения к событию правонарушения.
Наказуемость — признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие — назначение административного наказания. Следовательно, наказуемость — это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта РФ возможность привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности за совершенное правонарушение, которая не всегда претворяется в жизнь. Ведь не каждое правонарушение фиксируется правоохранительными органами и не каждое раскрывается. Кодексом предусмотрены также обстоятельства, исключающие деликтность деяния20.
Несовершеннолетний подросток не привлекается к административной ответственности в случаях:
1. Не достижение 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);
2. Совершение правонарушения в состоянии невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ);
3. Совершение правонарушения в крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);
4. В связи
с малозначительностью дело
Остановимся более подробно на рассмотрении административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними подростками, в том числе административных правонарушениях в отношении самих несовершеннолетних.
– Ст. 5.35 КоАП РФ – неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних21.
Основаниям для привлечения к административной ответственности по данной статье являются действия (бездействие) лица, выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, совершенные умышленно или по неосторожности.
Состав данного