Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа
Цель исследования: изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних и поиск путей совершенствования по применению мер административной ответственности к несовершеннолетним.
Задачами исследования являются:
– раскрытие понятия и основания административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;
– анализ взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с другими органами системы профилактики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………………………….5
§1.1.Понятие административной ответственности
несовершеннолет-них………………………………………………5
§ 1.2.Основание административной ответственности
несовершеннолет-них…………………………………………….14
2.СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……25
§ 2.1. Комиссия по делам несовершеннолет-них………………..........25
§ 2.2. Органы управления образовани-ем……………………………..31
§ 2.3.Органы внутренних дел…………………………………………36
3.ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ……………………………………………………………41
§ 3.1.Актуальные проблемы привлечения к административной
ответственности несовершеннолет-них……………....................41
§ 3.2.Совершенствование порядка привлечения к административ-ной ответственности несовершеннолет-них………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……53
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………........56
БИБЛИОГРАФИЯ……………………..…………..…………………….……….56
1) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) предупреждение безнадзорности,
беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий
4) взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов32.
Глава 2 ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»33 определяет основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, как системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает их функции и компетенцию34.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе:
1) запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своих полномочий, от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исполнительных органов местного самоуправления, организаций;
2) приглашать на свои
заседания для получения
3) применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей;
4) посещать в установленном порядке учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних;
5) принимать правовые акты по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав35.
КДН выявляет семьи, в которых дети находятся в неблагоприятных условиях воспитания, и ведет учет таких семей.
Основанием для рассмотрения дела в КДН является протокол по каждому нарушению. В соответствии со ст. 18 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 03 июня 1967 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»36 комиссия может применять к подросткам следующие меры воздействия:
1. Обязать подростка принести публичное извинение.
2. Вынести предупреждение.
3. Объявить выговор или строгий выговор.
4. возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок;
5. Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16 лет и имеющего самостоятельный заработок, штраф.
6. Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих.
7. передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
8. Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение.
9. Поместить несовершеннолетнего в случае совершения им общественно опасного деяния или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное учебно-воспитательное учреждение. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет – в специальное профессионально – техническое училище37.
В практике работы КДН широко применяется условное направление подростков в спецучреждения. Эта форма воздействия является эффективной и в большинстве случаев приносит положительные результаты. Необходимо отметить, что КДН является органом, занимающимся профилактикой и предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних, поэтому работа с «нерадивыми» родителями также является важным участком ее деятельности38.
В соответствии с ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. КДН рассматривает дела в срок не позднее 15 дней с момента их поступления. Основное количество дел о правонарушениях поступает из инспекций по делам несовершеннолетних.
С несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки и токсичные вещества, состоящими на учете в КДН, регулярно проводится индивидуальная профилактическая работа, включающая профилактические беседы, рекомендации посещения тренингов и групповых занятий, организованных при наркологическом диспансере, работу с психологом, организацию отдыха в каникулярное время в профилактическом лагере.
КДН, совместно с работниками ОВД на территории Нижегородской области регулярно проводятся профилактические районные мероприятия «Подросток», включающие посещение мест массового сбора молодежи и выявление несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Так, каждый год на территории города Нижнего Новгорода проводится комплексная межведомственная профилактическая операция «Подросток»39, с целью комплексного решения вопросов предупреждения безнадзорности и правонарушений, усиления социально-правовой защиты детей. В городе также были проведены акции: «Подросток - Игла», «Подросток - Лето», «Подросток - Семья», «Выпускник», «Каникулы», «Летний досуг», «Безнадзорные дети», «Внимание – дети», «Работа», «Забота», «Право ребенка», «Занятость», «Каждый двор - спортивный двор»40.
По окончании различных
Председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав составляется и направляется план проведения мероприятий в специальные учреждения и организации по профилактике безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних для проведения рейдовых мероприятий в летний каникулярный период несовершеннолетних подростков42 (приложение 5).
Таким образом, в профилактике и ликвидации административных правонарушений несовершеннолетних особенно велика роль общественности. Одной из основных форм участия граждан в воспитательно-профилактической работе с подростками является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области.
Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним и принимать меры к их устранению. В ходе обследования выявляются мотивы правонарушения, а также то вредное влияние, в силу которого сформировался преступный умысел у подростка и неблагоприятная обстановка в семье.
На самом деле у КДН обязанностей много, но со всеми они не справляются, и это ведут к упущению подростков, которые совершают правонарушения впервые.
Так, например, со слов инспекторов ПДН на своих заседаниях комиссии не рассматривают вопросы взаимодействия органов и учреждений профилактики административных правонарушений несовершеннолетних, не анализируют уровень и качество их работы, не предлагают и не обсуждают меры к повышению эффективности профилактических мероприятий.
На мой взгляд, главная задача КДН должна состоять в первую очередь по предотвращению несовершеннолетних, которые могут совершить административные правонарушения, а затем уже структурировать систему профилактики несовершеннолетних, которые уже совершили административные правонарушения.
§ 2.2 Органы управления образованием
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»43 к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и в пределах своей компетенции осуществляющие индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
В соответствии с данным законом органы управления образованием в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
2) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
3) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
4) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
5) создают психолого-медико-
Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс в пределах своей компетенции:
1) оказывают
социально-психологическую и
2) выявляют несовершеннолетних,
находящихся в социально
3) выявляют семьи,
находящиеся в социально
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних44.
Я считаю, что во всем мире признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие ребенка в стенах школы. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением. Но не каждый учитель способен индивидуально заниматься с каждым подростком, оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь, а в каких-то случая, где это требуется, и материальную.
Большим вкладом в профилактику правонарушений несовершеннолетних является создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление, организованную занятость детей и молодежи Нижегородской области.
Так, согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 г. № 149 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области» утверждается план мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области на 2009 - 2010 годы. Согласно этому плану Министерство образования Нижегородской области и другие структурные подразделения обязаны:
– уделять особое внимание реализации мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе организации отдыха, оздоровления и занятости детей старше 14 лет;
– содействовать созданию условий для развития детского спорта и спортивного туризма в период школьных каникул;
– обеспечить в
каникулярный период эффективную работу
с детьми и молодежью на базах
физкультурно-оздоровительных
– организовать льготное кинообслуживание воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов в каникулярный период;
– обеспечить предоставление государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
– оказывать материальную поддержку несовершеннолетним гражданам, участвующим во временных работах;
– совместно с органами службы занятости населения провести в муниципальных районах, городских округах конкурсы среди подростковых трудовых бригад на звание "Лучшая подростковая бригада"45.
Следствием
этого крупномасштабного
– снижение подростковой преступности;
– повышения уровня занятости несовершеннолетних;
– полноценный отдых детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– оздоровление подростков, находящихся в социально опасном положении.
Помимо приятных в жизни вещей для подростков в качестве профилактики административных правонарушений в виде полноценного отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних подростков стоит острейшая проблема наркомании, следствием которой подростки идут на совершение преступлений. Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде46.