Административная ответственность несовершеннолетних: правовое регулирование, профилактика и практика применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних и поиск путей совершенствования по применению мер административной ответственности к несовершеннолетним.
Задачами исследования являются:
– раскрытие понятия и основания административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;
– анализ взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с другими органами системы профилактики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………………………….5
§1.1.Понятие административной ответственности
несовершеннолет-них………………………………………………5
§ 1.2.Основание административной ответственности
несовершеннолет-них…………………………………………….14
2.СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……25
§ 2.1. Комиссия по делам несовершеннолет-них………………..........25
§ 2.2. Органы управления образовани-ем……………………………..31
§ 2.3.Органы внутренних дел…………………………………………36
3.ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ……………………………………………………………41
§ 3.1.Актуальные проблемы привлечения к административной
ответственности несовершеннолет-них……………....................41
§ 3.2.Совершенствование порядка привлечения к административ-ной ответственности несовершеннолет-них………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……53
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………........56
БИБЛИОГРАФИЯ……………………..…………..…………………….……….56

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)
  1. Административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в сфере охраны здоровья несовершеннолетних:

– Ст. 6.9 КоАП РФ – потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Деяние будет квалифицироваться по данной статье только в том случае, если потребление наркотического средства или психотропного вещества без назначения врача происходит в доме, в квартире, на даче, в лесу или иных местах, не являющихся общественными.

Правонарушение носит формальный характер и считается оконченным с начала потребления лицом указанных веществ независимо от наступления вредных последствий23.

– Ст. 6.10 КоАП РФ – вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, т.е. вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних.

 Правонарушение считается оконченным с момента дачи согласия несовершеннолетнего на употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков, одурманивающих веществ.

Действия виновного  считаются правонарушением вне  зависимости от того, в каком количестве несовершеннолетним употреблены пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки, одурманивающие вещества, какое воздействие оказали (легкое, среднее, тяжелое).

Способ потребления  указанных веществ (вдыхание, употребление через рот, с помощью шприца или  иным способом) на квалификацию деяния не влияет24.

Несовершеннолетнее лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 6.10 КоАП РФ об административных правонарушениях25.

  1. Административные правонарушения в области охраны собственности, на которые посягает несовершеннолетний подросток:

– Ст. 7.27 КоАП РФ – мелкое хищение, т.е. мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты.

Предметом мелкого хищения  может быть любое имущество, не изъятое  из свободного оборота. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает сто рублей. Хищение чужого имущества на большую сумму или способами не указанными в данной статье влечет уголовную ответственность. Субъектом данного правонарушения является вменяемое несовершеннолетнее лицо, достигшее 16-летнего возраста26.

  1. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность:

– Ст. 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Как правило, к мелкому  хулиганству следует относить указанные действия, совершаемые в общественных местах (на улицах, площадях, в общественных учреждениях, на транспорте, в предприятиях общественного питания и т. п.) в отношении случайных прохожих и посетителей, иных незнакомых или малознакомых людей.

Перечень общественных мест, перечисленных в данной статье не является исчерпывающим27.

Обычно мелкое хулиганство  совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо ночью демонстративно нарушает покой спящих граждан28.

– Ст. 20.20 КоАП РФ – распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ подразумевает распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.

Ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ подразумевает распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (указанных в ч. 1 ст. 20.20), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив.

Ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ подразумевает потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах29.

Распитие спиртных напитков считается оконченным не только тогда, когда указанные напитки полностью или частично выпиты, но и когда они подготовлены к употреблению (например, спиртное налито в стаканы).

Употребление наркотических  средств, психотропных или одурманивающих веществ считается оконченным с момента хотя бы частичного их потребления.

Под общественным местом понимаются места, где находится  большое скопление людей, или  места, где такое скопление возможно: улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, вокзалы, рынки, места, где проводятся зрелищные мероприятия, дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов, театры, дворцы культуры, пляжи и др., а также территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но где становится людно во время отдыха граждан (например, берег реки или лесная поляна во время проведения на данной территории праздника). Данный перечень не является исчерпывающим.

При прохождении преддипломной практики я столкнулась с такой проблемой: совместно с инспектором ПДН мы принимали участие в рейдовом мероприятии на стадионе «Северный» в Автозаводском районе по выявлению подростков употребляющие спиртные напитки на территории стадиона и на прилегающей его территории для дальнейшего привлечения их к административной ответственности. Перед матчем возле входа большое количество несовершеннолетних подростков употребляли пиво, коктейли и другие слабоалкогольные напитки. В связи с тем, что в ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ не указано потребление пива и напитков в общественном месте, то данных лиц мы не могли привлечь к административной ответственности. На мой взгляд, это является существенным пробелом в российском законодательстве, и данный факт необходимо устранить.

– Ст. 20.21 КоАП РФ – появление в общественных местах в состоянии опьянения, т.е. появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Диспозиция данной статьи предполагает административную ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (грубые выкрики; непристойная жестикуляция; неопрятный внешний вид: мокрая, грязная, расстегнутая одежда, вызывающая брезгливость и отвращение; утрата чувства стыда; нарушение координации движений, утрата способности ориентироваться или полная беспомощность при бесчувственном состоянии: неустойчивая, шатающаяся походка, пребывание в лежачем состоянии).

На практике вызывает сложности доказывания события административного правонарушения и виновности несовершеннолетнего, привлекаемого к административной ответственности, за появление в общественных местах в состоянии опьянения.

В материалах дела об административном правонарушении (протоколе, объяснениях свидетелей и др. документах) должно быть в обязательном порядке указано, в чем выражалось оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности. При этом не имеет значения, чем данное лицо довело себя до опьянения (водка, пиво, вино, одеколон, спиртосодержащий суррогат и т.д.), или кто довел его до опьянения. Не влияет на квалификацию данного правонарушения также  вид опьянения (алкогольное, наркотическое, токсическое и т.п.)30.

– Ст. 20.22 КоАП РФ – появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, т.е. появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах.

Особенностью данного  правонарушения является то, что его  субъектом являются родители (законные представители) несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет31.

Ответственность указанных  лиц наступает в случае, когда  несовершеннолетний в общественном месте появляется в состоянии опьянения, распивает пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребляет наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, иные одурманивающие веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах.

Административный протокол по ст. 20.22 КоАП РФ может быть составлен на обоих родителей, поскольку они в равной степени несут ответственность за воспитание своего ребенка.

Таким образом, любое административное правонарушение характеризуется совокупностью всех названных признаков, отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением, в таком случае оно может быть признано либо правомерным поведением, либо другим правонарушением.

Не всегда инспектора ПДН правильно квалифицируют правонарушения несовершеннолетних. Это происходит из-за незнания толкования соответствующей нормы КоАП РФ, так как преобладающее большинство инспекторов ПДН с педагогическим образованием, а не с юридическим и это играет большую роль в привлечении несовершеннолетних к административной ответственности.

 

  1. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

§ 2.1 Комиссия по делам несовершеннолетних

 

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об отдельных административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН).

Комиссия по делам  несовершеннолетних является органом, который, в первую очередь, занимается профилактикой, предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних. Поэтому систему работы КДН можно представить следующим образом:

1. Работа с родителями  или лицами, их заменяющими, в  виде вынесения общественного порицания за невыполнение долга по воспитанию детей (ограничение в дееспособности, лишение родительских прав).

2. Выявление негативной  роли взрослых, вовлекающих подростков в преступную деятельность.

3. Работа по профилактике  преступлений несовершеннолетних правонарушителей:

– учет правонарушителей;

– установление причин совершения преступлений;

– пути устранения этих причин.

В современный период правонарушение несовершеннолетнего  рассматривается не как свидетельство недостатков в воспитательной работе, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на территории города Нижнего Новгорода – как серьезный показатель недостатков проводимой здесь воспитательной и профилактической работы.

Комиссия является постоянно  действующим коллегиальным органом в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ее деятельность носит организационный и правовой характер. Она наделена полномочиями властного характера. В состав КДН входят представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления, общественных организаций.

Главными задачами КДН  являются:

Информация о работе Административная ответственность несовершеннолетних: правовое регулирование, профилактика и практика применения