Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа
Цель исследования: изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних и поиск путей совершенствования по применению мер административной ответственности к несовершеннолетним.
Задачами исследования являются:
– раскрытие понятия и основания административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;
– анализ взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с другими органами системы профилактики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………………………….5
§1.1.Понятие административной ответственности
несовершеннолет-них………………………………………………5
§ 1.2.Основание административной ответственности
несовершеннолет-них…………………………………………….14
2.СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……25
§ 2.1. Комиссия по делам несовершеннолет-них………………..........25
§ 2.2. Органы управления образовани-ем……………………………..31
§ 2.3.Органы внутренних дел…………………………………………36
3.ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ……………………………………………………………41
§ 3.1.Актуальные проблемы привлечения к административной
ответственности несовершеннолет-них……………....................41
§ 3.2.Совершенствование порядка привлечения к административ-ной ответственности несовершеннолет-них………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……53
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………........56
БИБЛИОГРАФИЯ……………………..…………..…………………….……….56
Несовершеннолетние подростки, употребляющие наркотики втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества47.
Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, направленная на профилактику подростковых правонарушений, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.
Главными задачами антинаркотической профилактики являются:
– оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;
– осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;
– создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;
Целью данной антинаркотической профилактики является:
– снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
– снижение криминогенной обстановки в городе Нижнем Новгороде, в том числе и административных правонарушений;
– снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом.
Таким образом, отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что в плане профилактики административных правонарушений наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается образовательное направление.
§ 2.3 Органы внутренних дел
В настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее – ПДН).
В соответствии со ст.ст. 2, 10 Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»48 на милицию наряду с другими обязанностями возложены обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также обязанности по принятию мер к устранению данных обстоятельств.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению административных правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации (приложение 1).
В соответствии с Приказом МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»49 подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:
1. Проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
– употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
– совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
– совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
– не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
– не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
– других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;
– родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.
2. Выявляют лиц,
вовлекающих
3. Осуществляют меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность50.
Согласно данным полномочиям ПДН в период прохождения преддипломной практики была выявлена работа в полной мере по выявленным административным правонарушениям несовершеннолетних (приложение 4).
В соответствии с ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел имеют право:
Из ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» непонятно, почему в отношении несовершеннолетних, например, совершивших деяние, содержащее признаки конкретного административного правонарушения, но не достигших возраста административной ответственности, необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу, а в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление и освобожденных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, – такую работу проводить не нужно52.
На мой взгляд, в основу определения необходимости проведения ПДН индивидуальной профилактической работы нужно класть общественную опасность деяния, совершенного конкретным подростком. Это наиболее объективный показатель поведения несовершеннолетнего.
В Нижегородской области в 2008 году отмечается снижение отдельных показателей административных правонарушений несовершеннолетних. В сравнении с 2007 годом количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось с 3670 до 2683 или на 26,9% (приложение 3). В то же время, на 27,7% снизилось число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в группе – зарегистрировано 1189 подростков (в 2007 году – 1645) (приложение 2).
В связи с широкими полномочиями инспекторов по делам несовершеннолетних Правительством РФ разрабатывается обширный круг мероприятий по профилактике административных правонарушений, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия, создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества. Должностные лица ПДН при взаимодействии с другими органами и учреждениями профилактики административных правонарушений несовершеннолетних принимают участие в различных рейдовых мероприятиях и операциях.
Так, при Правительстве РФ на территории Нижегородской области созданы две крупномасштабные программы, а именно Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы53 и Областная целевая программа «Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Нижегородской области на 2009-2010 годы»54.
Помимо крупномасштабных операций на территории Нижегородской области внедряются другие мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних55.
В ПДН ведется журнал учета профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность ПДН, проведение профилактических рейдов и операций, других профилактических мероприятий, а также проведение индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете ПДН.
Таким образом, подводя итог вышеизложенного следует сделать вывод о том, что инспектора ПДН в целях предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению анализируют состояние правонарушений несовершеннолетних, принимают участие в организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении.
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ УСТРНЕНИЯ
§ 3.1 Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних
Практика применения к несовершеннолетним, виновным в совершении правонарушений административно-правовых мер, свидетельствует о наличии серьезных недостатков в этой сфере.
Исследуя судебную практику привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, я столкнулась с такой проблемой, что практически нет никаких судебных дел, касающихся привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Ведь решение о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности выносит комиссия по делам несовершеннолетних, а официальному опубликованию данные решения не подлежат.
При привлечении к административной ответственности несовершеннолетних и родителей, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей, должностными лицами органов внутренних дел допускаются нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях: протоколы об административных правонарушениях не отвечают предъявляемым требованиям, не соблюдаются сроки составления протоколов и направления их для рассмотрения в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, привлекаются к ответственности лица, не достигшие 16-ти лет, неправильно применяются материальные нормы56.
Индивидуальная
По этому поводу есть конкретное дело, когда я проходила преддипломную практику в Инспекции по делам несовершеннолетних.
В производство комиссии поступил административный материал, предусмотренный ч. 1 ст.20.20 КоАП РФ, в отношении несовершеннолетнего. В протоколе, составленном инспектором ПДН, указывается на то, что подросток пил пиво на улице. В данном случае инспектор неверно сослался на норму закона в производстве об административном правонарушении. Таким образом, если несовершеннолетнему 16 лет и он пил пиво на улице, то по данной статье он не может быть привлечен к административной ответственности, т.к. ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ не предусматривает ответственность за распитие пива не в общественных местах, а только в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. В данном случае производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению. Это послужило достаточно весомым основанием для подтверждения того, что инспектор ПДН не ответственно и не компетентно отнеслась к тому, чтобы малолетнего правонарушителя привлечь к административной ответственности57.