Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа
Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4
1
правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан
1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17
2
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37
3
гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения
3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2
Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61
К специальным юридическим гарантиям следует отнести:
Правоохранительная функция является одной из основополагающих, возникающих сразу же с возникновением государства, ибо порядок в обществе является непременным условием нормального существования и развития как общества в целом, так и самого государства. В русле этой функции находится и охрана прав и свобод граждан. Государственная власть является необходимым атрибутом любого цивилизованного общества. Реализация целей, стоящих перед обществом, во многом зависит от действенности государственной власти. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность граждан, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными социальными явлениями. Права и свободы человека не имеют никакого практического смысла до тех пор, пока не будут признанными не только государством и обществом, но и каждым его членом. Общество в целом и каждый человек в отдельности должны быть объективно и субъективно готовы не только к факту провозглашения прав и свобод, но и к той общественной и частной ответственности, которая следует за их реализацией. Уважительное отношение к своим гражданам, их правам и обязанностям становится своеобразной идеологией большинства стран. Свобода, в контексте гражданских прав, это не только свобода от произвола власти, но и свобода формирования общественного предназначения человека – свобода стать более доступным гражданам, доступным жизни в гармоничном и справедливом государстве [49,с.83].
Является очевидным, что для общей юридической гарантии охраны и защиты прав и свобод граждан необходимо, прежде всего, повышение уровня правосознания самих граждан и правовой культуры правоохранительных органов. Актуальным на все времена является совершенствование законодательства, средств надзора и контроля. Если судить по существующему положению, в конечном итоге все действия органов государственной власти должны соответствовать принципу верховенства закона, что послужит особо важной гарантией правовой защищенности личности.
3.2 Ответственность физических
и юридических лиц, а также
должностных лиц за нарушение
требований режима
При регулировании конфликтной ситуации интенсивность правового воздействия на социальную среду достигается не только запретительными и обязывающими мерами, но также и усилением ответственности за неисполнение этих мер, т.е. требования режима чрезвычайного положения. Для правового регулирования общественных отношений при введении режима чрезвычайного положения наравне с ограничениями и запретами действует и институт юридической ответственности в виде лишения граждан конкретных субъективных прав за определенное правонарушение.
Институт юридической ответственности при чрезвычайных ситуациях – это общеизвестное правоотношение в виде лишения конкретных субъективных прав граждан, должностных лиц за определенные правонарушения при режиме чрезвычайного положения и за невыполнение требований режима чрезвычайного положения. Юридическими фактами, порождающими ответственность, являются: общественная опасность и противоправность деяния, вредные последствия, их причинная связь, вина причинителя. Юридическая ответственность – это, прежде всего, осуждающая, отрицательная реакция государства, государственного органа, должностного лица за правонарушение, а также мера принуждения, реализация санкций и правовой нормы [50,с.15].
Юридическая ответственность является важнейшим и необходимым средством укрепления законности. Целью любого вида ответственности (уголовное наказание, административное и дисциплинарное взыскание) является возложение на правонарушителя обязанности претерпевать лишения личного, имущественного или организационного плана, что должно способствовать исправлению такого субъекта и предупреждению с его стороны новых правонарушений. Как отмечает А.Ф. Черданцев, юридическая ответственность - это есть:
- реализация санкции юридической нормы;
- мера государственного принуждения;
- способность давать отчет за свои действия и претерпевать меры принудительного воздействия (неблагоприятные последствия) [40, с.385].
Законодательство Республики Казахстан о чрезвычайном положении возникновение чрезвычайных ситуаций связывает с чрезвычайными событиями или чрезвычайными происшествиями, при которых происходят разрегулирование правовых взаимосвязей между субъектами и объектами управления. Процесс чрезвычайных ситуаций характеризуется интенсивностью протекания и появления дезорганизации, беспорядка и хаоса. Возникшая угроза безопасности личности, конституционному строю, общественным и государственным институтам, материальным ценностям и быстрота их развития требуют адекватного реагирования управленческих структур государства. Для регулирования и стабилизации обстановки государством принимаются особые управленческие меры согласно имеющихся нормативных предписаний.
В условиях чрезвычайного положения мерой ответственности государственных органов является право специальных органов государственной власти и управления отменять любое решение нижестоящих органов. Законодательством должна быть предусмотрена административная ответственность должностных лиц за неправомерное ограничение конституционных прав и свобод граждан, которая будет выступать как гарантия защиты этих прав. Естественно, что физические и юридические лица, а также должностные лица за нарушение требований режима чрезвычайного положения будут нести ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. За должностные преступления несут ответственность лица, занимающие должности в учреждениях, организациях либо предприятиях независимо от формы собственности.
Определение должностного преступления приводится видным ученым А.Н. Агыбаевым. Должностное преступление – это деяние, посягающее на нормальную, установленную законом деятельность государственного аппарата, совершенное публичными должностными лицами с использованием своего служебного положения, а также лицами, осуществляющим эти функции по специальному поручению [51,с.16]. Должностные преступления в период осуществления режима чрезвычайного положения, когда возникает необходимость скорейшего восстановления нормальной деятельности государственной службы, можно назвать преступлениями против интересов государственной службы. Это общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата, совершенные должностными лицами этого аппарата с использованием предоставленных им служебных полномочий, с существенным нарушением прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Конкретное должностное преступление, прежде всего, нарушает нормальную работу конкретного государственного (частного) или общественного учреждения или организации. Именно это общественное отношение является основным непосредственным объектом состава должностного преступления [51,с.26].
В условиях чрезвычайного положения неправомерное применение сотрудниками органов, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения, физической силы, специальных средств, служебных собак, оружия и неправомерное использование боевой техники, а также превышение должностными лицами служебных полномочий влекут за собой ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан [12].
Прежде всего, для предотвращения субъектами администрации и силовых структур действий, направленных на нарушение и неправомерное ограничение прав и свобод граждан в государстве должны быть необходимые правовые средства, достаточно детально регламентирующие условия, порядок и пределы применения физических и специальных средств воздействия на людей. Например, руководители аварийно спасательных служб и формирований, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном или неосторожном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью граждан, нанесении ущерба окружающей среде, материальным и культурным ценностям, несут ответственность в соответствии с законодательством Казахстана [27].
Кроме того, должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении установленных нормативов, стандартов и правил, создании условий и предпосылок к возникновению аварий, бедствий и катастроф, неприятии мер по защите населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других противоправных действиях, также несут дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность, а организации – имущественную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В то же время граждане Республики Казахстан имеют право в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Ущерб, причиненный здоровью граждан вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера, подлежит возмещению за счет причинителя ущерба в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение, восстановление здоровья, ухода за больным, назначенных единовременных государственных пособий в соответствии с законодательством Казахстана. А умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, наказывается статьями 109 и 110 Уголовного кодекса РК [52].
Как должностные, так и физические лица по казахстанскому законодательству могут быть привлечены к юридической ответственности и за следующие правонарушения:
- привлечение заведомо невиновно
- заведомо незаконное задержание (ст. 346);
- заведомо незаконное
- принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа, или иных незаконных действий со стороны лица, производящего дознание или следствие (ст. 347);
- незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица с использованием своего служебного положения (ст.142);
- незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.143);
- незаконное вторжение в жилище против воли проживающего в нем лица (ст.145);
- воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста (путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации) (ст. 155);
- незаконное лишение человека свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар и незаконное удержание в нем (ст.ст. 126,127).
Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года был принят Кодекс для должностных лиц по поддержанию правопорядка. Это единый международно-правовой акт, устанавливающий общие правила, которые регулируют действия должностных лиц правоохранительных (полицейских) органов и других сил безопасности, регламентируемые внутригосударственными нормами права. «Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания, и ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжение вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,» - закрепляется в кодексе [53, с. 278].
Юридическая ответственность имеет свое отношение не только к должностным лицам, но также и к гражданам. Таким образом, пресекаются как нарушения прав и свобод граждан со стороны юридических и должностных лиц, так и предотвращаются злоупотребления правами физическими лицами. Ответственность за нарушение положений п.3 ст.20 Конституции РК предусматриваются в статьях 164, 170 и 274 УК РК. Так, предусматривается уголовная ответственность за возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды, а также за незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия.
В период чрезвычайного положения наведение правового порядка напрямую связано с принудительной силой государственной власти, императивностью и жестким регулированием сложившихся ответственных отношений. Так, за публичные призывы к насильственному захвату власти, подрыву безопасности государства или насильственному изменению конституционного строя, а равно к насильственному нарушению целостности Республики Казахстан и единства ее территории, а также распространение с этой целью материалов такого содержания в УК РК устанавливается санкция до пяти лет. Если эти действия совершены с использованием средств массовой информации или организованной группой, а равно лицом, ранее судимым по этой статье, то санкция становится еще жестче, т.е. до семи лет [52].
При введении режима чрезвычайного положения могут иметь место массовые беспорядки. Законодателем установлена санкция за организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, поджогом, разрушением, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооруженного сопротивления представителю власти в виде лишения свободы на срок от четырех до десяти лет. Наказываются и принявшие участие в массовых беспорядках, и призывавшие к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и массовому беспорядку, а равно и к насилию над гражданами (ст.241). Закон не оставляет без санкции публичное оскорбление представителей власти при исполнении ими своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением (ст.320). Уголовный кодекс предусматривает наказание и за применение насилия, как неопасного, так и опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи исполнением им своих должностных обязанностей (ст.321). Как должностные, так и физические лица за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий или демонстраций, совершенные организатором собрания, митинга, пикета, уличного шествия или демонстрации, а равно активное участие в незаконных собраниях, если это деяние повлекло нарушение работы транспорта, причинило существенный вред правам и законным интересам граждан и организаций, могут быть наказаны штрафом, арестом или привлечением к общественным работам (ст.334).
Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения