Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4

1

правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан

1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17

2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37

3

гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения

3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2

Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

- принцип исключительной угрозы;

- принцип официального объявления;

- принцип соразмерности (пропорциональности);

- принцип недискриминации;

- принцип «нотификации» (официального  уведомления);

- принцип неприкосновенности «абсолютных  прав и свобод»;

- принцип правового порядка.

Принцип исключительной угрозы означает, что власть должна обязательно определить сложившуюся чрезвычайную ситуацию, которая действительно угрожает безопасности граждан и конституционному строю. В Международном пакте о гражданских и политических правах констатируется, что государства могут отступать от своих обязательств в области прав человека в случаях, когда «жизнь нации» находится под угрозой (ст.4). Эта ситуация должна представлять угрозу организованной жизни, т.е. на какое-то время исключается возможность поддержания правопорядка для обеспечения организованной нормальной жизни населения в связи с беспорядками и нарушениями в нормальном функционировании конституционных органов власти. При этом некоторые внутренние конфликты и беспорядки, вызванные экономическими трудностями или ущемлением прав и свобод граждан правящей верхушкой в стране, если они не представляют серьезной и неизбежной угрозы существованию государства, не должны служить основанием для принятия чрезвычайных мер. На Копенгагенском Совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990г.) также было подтверждено, что чрезвычайные меры могут быть приняты в государстве при общем чрезвычайном положении, которое представляет явную угрозу существованию страны. Целью чрезвычайных мер должны стать защита и восстановление конституционного порядка.

Казахстанское законодательство предусматривает общие для социальных и природно-техногенных ситуаций основания и условия введения чрезвычайного положения, подробно отметив их специфические особенности. Однако при природной стихии и техногенных катастрофах необходимо будет организовывать спасение жертв стихии, катастрофы, оказывать им помощь, эвакуировать из опасной зоны, предоставлять жилища и т.д.

Понятие «чрезвычайная ситуация» трактуется как обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации могут быть вызваны также применением возможным противником современных средств поражения. Рассмотрим подробнее существующую классификацию чрезвычайных ситуаций.

С   учетом   характера  происхождения   они   разделяются   по   типам   на преднамеренные и непреднамеренные ситуации.

Сообразно    последним,    чрезвычайные    ситуации    подразделяют    на следующие классы: техногенные (промышленно-технологические), порождаемые авариями, катастрофами, пожарами на промышленных транспортных и иных хозяйственных объектах; природные (стихийные бедствия), вызываемые явлениями геологического, гидрологического и метеорологического происхождения (техногенные катастрофы землетрясения, цунами; гидрометеогенные катастрофы - наводнения, смерчи, снежные бури, лавины, сели, засухи, оползни); комбинированные, обусловленные комплексом причин, сочетанием природных, техногенных и социальных факторов.

По масштабу распространения и тяжести последствий, согласно действующему законодательству, чрезвычайные ситуации, природного и техногенного характера подразделяют: на локальные, распространение которых ограничено территорией объекта производственного или социального назначения; местные, которые ограничены пределами населенного пункта, города, района; территориальные.

По скорости распространения чрезвычайные ситуации условно классифицированы на внезапные (например, взрывы, транспортные аварии, внезапное обрушение сооружения), быстро распространяющие опасность (например, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ), умеренно распространяющие опасность (например, аварии на коммунальных системах), медленно распространяющие опасность.

Кроме того, чрезвычайные ситуации различают по длительности последствий, поскольку вне зависимости от источников они характеризуются различной продолжительностью — от нескольких минут (снежные лавины) до нескольких часов (сели), дней (оползни), месяцев (наводнения), лет (землетрясения), многих десятилетий (выбросы радиоактивных веществ).

При классификации чрезвычайные ситуации подразделяют также на типы: социально-экономический, то есть учитывающий человеческие жертвы (эпидемии, мутагенез, эпизоотии, эпифитотии); социально-психологический, принимающий во внимание стрессовое состояние (страх, депрессии), дестабилизацию психологической устойчивости населения в посткризисный период; социально-политический, учитывающий остро конфликтность, взрывоопасность, усиление внутриполитической и международной напряженности, широкий внутриполитический резонанс и международный резонанс; экономический, который учитывает экономический ущерб, необходимость ресурсных затрат на восстановление и компенсацию, а также предотвращение и ликвидацию чрезвычайной ситуации; организационно-управленческий, учитывающий неопределенность ситуации, сложность принятия решений, прогнозирования, необходимость быстрого реагирования, включая привлечение большого числа разных организаций и специалистов, а также масштабность эвакуационных и аварийно-спасательных работ; специфический (мультипликативный), учитывающий много и разнопорядковость последствий и их цепной характер.

Чрезвычайным происшествием считают исключительное по своей 
важности событие, нарушившее обычный ход вещей. Оно может быть 
криминального и некриминального свойства, а также иметь социальный, 
природный и техногенный характер. Отметим, что чрезвычайное 
происшествие криминального характера может выражаться в совершении 
отдельного тяжкого преступления, угрожающего жизни, здоровью, чести и 
достоинству людей, любым формам собственности и требовать проведения 
специальных мероприятий.

Вне зависимости от вида чрезвычайной ситуации государство должно в таких условиях соблюдать следующие общепризнанные правовые принципы.

Принцип официального объявления. На Копенгагенском Совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ было отмечено, что о введении чрезвычайного положения должно быть объявлено официально, открыто, и на основании соответствующих установленных законом правилах. Казахстан, как участник Международного Пакта о гражданских и политических правах, не может отказываться от своих обязательств по Пакту об объявлении чрезвычайного положения только при наличии фактических чрезвычайных обстоятельств.

Принцип суверенитета не дает ни в коем случае права политикам в суверенном государстве распоряжаться судьбами граждан по их усмотрению, пользоваться дискреционными полномочиями для устранения,  таким образом, беспорядков любыми средствами. Очевидным является то, что категорически нельзя доверять это право военным или службам любой полиции, т.е. силовым структурам. В большинстве стран мира, также как и в Казахстане, полномочия по введению чрезвычайного положения возложены на главу государства.

Принцип соразмерности означает, что принимаемые властью меры при введении чрезвычайного положения должны строго соответствовать сложившейся ситуации, характеру и масштабам угрозы. Эти чрезвычайные  меры не могут приниматься в предчувствии потенциальной опасности, а должны приниматься только для предотвращения действительной существующей опасности, которую невозможно устранить обычным общепринятым правовым путем.

Содержание принципа недискриминации состоит в том, что ограничение  прав человека при чрезвычайных ситуациях не должно влечь за собой дискриминацию человека на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. В принятых после образования ООН международных декларациях, пактах и конвенциях подтверждается, что все люди имеют равные и неотъемлемые права, подчеркиваются обязательства государств по обеспечению и защите этих прав и запрете определенных форм  дискриминации.

Принцип правопорядка не означает отмену правопорядка при введении чрезвычайного положения.

Принцип официального уведомления («нотификации») означает, что государство-участник международного сообщества официально уведомляет через Генерального Секретаря ООН об использовании им права отступления от обязательств, предусмотренных пактом. Соответственно, в Закон РК «О чрезвычайном положении» следует внести дополнения о том, что  в случае объявления чрезвычайного положения Президент РК в трехдневный срок принимает меры к оповещению Генерального Секретаря ООН об ограничениях  прав и свобод граждан, об объеме этих ограничений, причинах принятия такого решения и дате предполагаемого прекращения указанных отступлений от Международного пакта о гражданских и политически правах [12].

Принцип неприкосновенности абсолютных прав и свобод заключается в том, что при любых чрезвычайных ситуациях государство не вправе ограничивать и отменять право на жизнь, применять пытки и жестокое обращение, вводить новые нормативные акты о наказании, имеющие обратную силу.

Чрезвычайное законодательство выступает сдерживающей силой  для исполнительной власти, для которой властные полномочия четко обозначаются законом и ограничения прав и свобод имеют временный характер. Урегулирование чрезвычайных ситуаций должно осуществляться только правовыми средствами, в рамках Конституции и в соответствии с международно-правовыми обязательствами государства в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При любых создавшихся чрезвычайных ситуациях конституционный правовой статус личности должен быть защищен от произвольного вмешательства так называемого «права государственной необходимости».

Таким образом, чрезвычайное положение – временная мера, применяемая на всей территории Казахстана или в отдельных его местностях исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты демократического конституционного строя Республики Казахстан, и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление в соответствии с Конституцией и международными обязательствами Республики Казахстан отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц, и возлагающий на них дополнительные обязанности.

 

1.2 История развития законодательства  о чрезвычайном положении в  Республике Казахстан

 

Рассмотрим само содержание понятия «чрезвычайное положение». В словаре русского языка С.И. Ожегова термин «чрезвычайное» определяется как «исключительное» [13, с. 865].

Понятие «чрезвычайное положение» должно отражать сущность объективно существующего правового явления. Понятие «чрезвычайное положение» - это есть не только политико-правовое явление, но и правовой процесс, т.е. мысленный аналог объективно существующей действительности [14, с.114]. Каждой ступени в историческом развитии свободы и права присуща своя юридическая концепция человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. Вместе с тем история права есть история формирования и эволюции представлений о правах человека [15, с.107].

Институт чрезвычайного положения изначально как политико-правовое явление проявил себя как особая форма диктата, предназначенная для подавления политической активности народных масс или борьбы с политической оппозицией [16, с.34]. Еще на закате Римской республики в крайне критических ситуациях сенат издавал senatus consultum ultimuum (s.c.u.), который уполномочивал высших магистров прибегать к любым средствам, в том числе и некомпетентным, чтобы овладеть ситуацией,  и сохранить соответствующий политический режим [17, с.163].

Следует отметить, что в абсолютных монархиях не было надобности введения исключительного положения, так как старые порядки в этом и не нуждались. Только в эпоху буржуазных революций XVII-XIX веков и утверждения нового строя, когда буржуазия боролась за власть, правящие круги задействовали институт чрезвычайных режимов. Возникла необходимость в новом оформлении крайних форм государственного принуждения. Как бы они не назывались (осадное, исключительное, усиленной охраны и т.п.), по сути, все они были разновидностью так называемой «узаконенной диктатуры» и реализовывались в рамках чрезвычайных режимов. Этой эпохе уже предшествовали первые декларации прав человека (Билль о правах 1689 года в Англии, Декларация прав Виржинии 1776 года, Декларация независимости 1776 года в Америке, Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года и др.).

Чрезвычайные меры осуществлялись как с помощью специальных актов, так и в рамках общего права, или же при возникновении чрезвычайных обстоятельств  принимались соответствующие временные законы. Первые парламентские акты, регламентирующие правовой режим, в большинстве европейских государств были приняты только в середине и второй половине XIX века: во Франции – в 1848 году, в Пруссии - в 1857 году, в Австро-Венгрии – в 1869 году, В Испании – в 1870 году, в России – в 1881 году и т.д. [10,с.156].

Образовавшиеся во второй половине XVI века в результате распада единого Казахского ханства Старший, Средний и Младший жузы следует рассматривать как государства феодально-патриархального типа, обладавшие международной правосубъектностью [18, с.19]. Государственное единство осознавалось казахами только в случае необходимости отражения  внешней военной политической, экономической агрессии. Так, первая государственность казахов стала результатом протеста против политического давления Узбекского ханства. Очередным толчком к сплочению казахских родов стало нашествие джунгар в первой половине XVIII века. В дошедшем до наших времен сборнике правовых актов под названием «Жетi Жаргы», составленном по традициям и обычаям казахского народа еще при Тауке-хане, положений о чрезвычайном или исключительном законодательстве в собственном смысле слова в содержании не было. Общественный порядок, межродовые конфликты разрешались в соответствии с решениями биев на основе существующих обычаев и традиций.

Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения