Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4

1

правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан

1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17

2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37

3

гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения

3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2

Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

а) ограничения, вытекающие из природы самого права, в силу существования других прав и социальных ценностей, которые очерчивают пределы его существования (свобода слова ограничивается запретом на пропаганду насилия, распространения клеветы);

б) ограничения, как следствие неправомерного поведения, обеспечения и реализации мер ответственности за нарушение гражданами законодательно             установленных запретов и обязываний;

в) статусные ограничения, вытекающие из особенностей правового положения существовавших правоотношений; ограничения, налагаемые на государственных служащих, лиц, обладающих государственной тайной и др.;

г) ограничения в связи с возникновением экстремальных ситуаций, как социального, так и природно-технического характера, а также объявленного на их основании чрезвычайного или военного положения [36,с.98-99]. 

Закон «О чрезвычайном положении» определяет меры и временные ограничения, во-первых, устанавливая общие временные ограничения конституционных прав личности и соответственно населения в целом в условиях чрезвычайного положения; во-вторых, устанавливая ограничения в связи с разрешением социально-конфликтных ситуаций и, в-третьих, устанавливая ограничения для нормализации обстановки в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Есть общие правоограничения, используемые как при социальных конфликтах, так и при природно-техногенных ситуациях, к которым относятся следующие виды:

- особый режим въезда  и  выезда, ограничения свободы передвижения на территории, где введено чрезвычайное положение;

 - усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

- запрещение проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

- запрещение забастовки;

- ограничение движения транспортных средств и их досмотр.  

Однако, в любом случае в правовом государстве должен соблюдаться принцип соразмерности ограничений остроте сложившейся ситуации. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, при введении чрезвычайного положения права и свободы могут ограничиваться только в такой мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Введение чрезвычайного положения не может служить основанием для каких-либо отступлений от  закрепленных в Пакте права на жизнь, запрета пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, запрета рабства. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Сохраняется право на свободу мысли, совести и религии [37,с.55].

Режим чрезвычайного положения вводится как при социальных конфликтах, так и при стихийных бедствиях природного и техногенного характера, различаясь в основаниях введения и степени ограничения прав и свобод граждан. Согласно ст.15 Закона «О чрезвычайном положении» при введении чрезвычайного положения на период его действия предусматриваются следующие основные меры и временные ограничения:

- усиление охраны общественного  порядка, охраны особо важных  государственных и стратегических  объектов, а также объектов, обеспечивающих  жизнедеятельность населения и функционирования транспорта;

- установление ограничений на  свободу передвижения, в том числе  транспортных средств, в местности, где введено чрезвычайное положение;

- проверка документов, удостоверяющих  личность физических лиц, личный  досмотр, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств;

- установление ограничений на  въезд в местность, где введено  чрезвычайное положение, или на  территорию Республики Казахстан, а также выезда из них;

- запрещение или ограничение  проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

- запрещение забастовок и иных  способов приостановления или  прекращения деятельности юридических  лиц;

- приостановление деятельности  юридических лиц, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

- эвакуация материальных и культурных  ценностей в безопасные районы  в случае, если существует реальная  угроза их уничтожения, похищения  или повреждения в связи с чрезвычайными обстановками;

- запрещение проведения выборов  и республиканских референдумов  в течение всего периода действия  чрезвычайного положения в местности, где оно введено.

Если основаниями для введения чрезвычайного положения послужили массовый переход государственной границы с территории сопределенных государств, попытки насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан, массовые беспорядки, межнациональные и межконфессиональные конфликты и другие обстоятельства, и когда под воздействием этих обстоятельств демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находится под серьезной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, то по ст. 16 Закона «О чрезвычайном положении» предусматриваются следующие дополнительные меры и временные ограничения:

-   введение  комендантского  часа;

- осуществление контроля за  средствами массовой информации  посредством запросов обязательных экземпляров печатных изданий и материалов радио- и телепередач;

- приостановление или прекращение  в установленном законодательством  РК порядке деятельности политических  партий и общественных объединений, которые препятствуют устранению  обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

- ограничение или запрещение  использования копировально-множительной  техники, радио- и телепередающей аппаратуры, аудио- и видеозаписывающей техники, а также временное изъятие звукоусиливающих средств;

- установление особого порядка  продажи, приобретения и распределения  продовольствия и предметов первой  необходимости;

-  установление ограничений  на осуществление отдельных видов  финансово-экономической деятельности  физических и юридических лиц, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- ограничение или запрещение  продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ, специальных средств, ядовитых  веществ, установление особого оборота  лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции;

- временное изъятие у физических  лиц оружия и боеприпасов, ядовитых  веществ, а у юридических лиц  временное изъятие, наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами, также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ [12].

Наряду с перечисленными дополнительными мерами и временными ограничениями комендант местности, где введено чрезвычайное положение,  вводит ограничения для физических лиц покидать на установленный срок определенную местность, выдворяет нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение, а также принимает меры по обеспечению законности и правопорядка в местности, где введено чрезвычайное положение [12].

На нарушителей комендантского часа, т.е. нарушителей запрета нахождения на улицах и других общественных местах в установленное время суток без специального на то разрешения,  будут применяться административно-предупредительные и административно-пресекательные меры.

Если к обстоятельствам, служащим основанием для введения чрезвычайного положения, относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вызванные стихийными бедствиями, кризисными экологическими ситуациями, крупными промышленными и другими авариями, с выбросами ядовитых, радиоактивных и других веществ, прорывами плотин, авариями систем жизнеобеспечения, то предусматриваются следующие дополнительные меры и временные ограничения:

- временное отселение жителей  в безопасные районы с обязательным  предоставлением им временных  жилых помещений;

- введение карантина, проведение  санитарно-противоэпидемических и  противоэпизоотических мероприятий;

- использование государственного  материального резерва в порядке, установленном законодательством  РК, привлечение ресурсов юридических  лиц, изменение режима их работы  и переориентация на производство  необходимой в условиях  чрезвычайного  положения продукции;

- в случаях, связанных с необходимостью  проведения и обеспечения аварийно-спасательных  и других неотложных работ, привлечение  трудоспособного населения и  транспортных средств физических  лиц для проведения указанных  работ с обязательным соблюдением требования законодательства РК об охране труда [12].

Несмотря на ряд ограничений в условиях чрезвычайного положения, сохраняются все основные правовые институты, гарантирующие охрану прав личности. В статье 15 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод указывается, что в период войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего существованию нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву [38,с.272].

В условиях  чрезвычайного положения продолжают функционировать суды и прокуратура. Сохраняются предусмотренные уголовно-процессуальными законами формы судоустройства. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод  правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми   не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Однако в условиях чрезвычайного положения задержание, арест и содержание под стражей допускается только  по предусмотренным законом случаях.

Анализ зарубежной практики свидетельствует о том, что ограничение прав и свобод граждан в период чрезвычайного положения, как правило:

а) не распространяется на основные права граждан;

б) носит ограниченный по объему и времени действия характер;

в) применяется только на основании соответствующего законодательного акта [5].

Для достижения такого уровня, по нашему мнению, необходимо достичь высокого правосознания субъектов правоотношений всех уровней, активизировать правовое воспитание общества для повышения всеобщей правовой культуры в стране.

Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Демократия и уважение к правам человека и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В  УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

3.1 Гарантии прав физических  и юридических лиц в период  действия чрезвычайного положения

 

Основные права и свободы личности тесно связаны с конституционными обязанностями. Принцип единства прав и обязанностей вытекает из международных документов о правах человека, в частности, во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности, что осуществление прав и свобод человека требует должного признания и уважения прав и свобод других  и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе [39, с.10.] Пункт 1 ст.34 Конституции Казахстана имеет аналогичное содержание для граждан Казахстана.

Главным гарантом Конституции является Президент Республики Казахстан. Функции Президента Казахстана включают не только его практическую деятельность в этом направлении, но и государственных органов, должностных лиц всех ветвей власти. Меры юридической ответственности, которые применяются к субъектам в случае невыполнения возложенных на них обязанностей по отношениям к гражданам, также являются гарантиями охраны конституционных  прав и свобод граждан.

 Правовые основы введения  чрезвычайного положения получили  свое дальнейшее развитие в  законодательстве о чрезвычайном  положении, где указываются не  только  полномочия субъектов, осуществляющих режим чрезвычайного положения, но также уточняется объем, границы предоставляемых гражданам возможностей в реализации прав и свобод. Так, меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, и ограничения прав и свобод физических лиц, а также прав юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей,  должны осуществляться в пределах, которые вызваны обстоятельствами, послужившими основанием введения чрезвычайного положения.

Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения