Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4

1

правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан

1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17

2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37

3

гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения

3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2

Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Почти двухсотлетнее пребывание казахского народа в составе Российской империи, а потом в составе СССР требует обращения нашего внимания, прежде всего, к истории развития законодательства о чрезвычайном положении в России.

В России уже Уложение 1649 года говорило о заговоре и бунте, при проявлении которых требовалось образование специальных групп (сообщества) и вооруженных людей. Виновные карались смертной казнью. Петр I возложил на каждого из подданных обязанность доносить на подстрекателей к бунту и учредил Преображенский приказ для разбора важнейших государственных дел [19,с.42].

Поиск исключительных мер по обеспечению общественного порядка, социально-политические и межэтнические конфликты привели к принятию в Российской империи Положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утвержденного 14 августа 1881 года [20, с.261]. В ст.4 Положения отмечалось, что «в тех случаях, когда проявление преступной деятельности лиц, злоупотребляющих против государственного порядка и общественной безопасности, принимают в отдельных случаях столь угрожающий характер, что вызывает необходимость особых мероприятий, направленных к прекращению сих проявлений, местности эти объявляются в установленном порядке в исключительном положении». По своему содержанию исключительное положение представляло собой особую форму полицейского принуждения.

К 1901 году режимом исключительного положения было охвачено более трети населения России. В 1905-1907 годах царским правительством положение усиленной или чрезвычайной охраны объявлялось в 60 губерниях и областях, а в 25 губерниях и областях вводили военное положение. Тем не менее, как утверждал Р. Пайпс, «парадокс заключался в том, что планомерное наступление посредством чрезвычайных мер на права граждан, совершающееся во имя государственной безопасности, не упрочивало власти монарха – выигрывал не он, а бюрократия и полиция, которым приходилось давать все более широкие полномочия для борьбы с революционным движением» [14, с.115].

Органы полицейского управления наделялись полномочиями на право предварительного задержания на срок до двух недель лиц, подозреваемых в совершении государственных преступлений, и производить обыски в помещениях без ограничений с наложением ареста на имущество.

Полицейское принуждение выражалось:

- в личном задержании;

- в производстве домовых обысков  и выемок;

- в аресте имущества;

- во вскрытии частной корреспонденции;

- в вооруженном принуждении.

Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» принималось сроком на три года, однако не разрешенные социальные противоречия и нарастание социально-революционного движения в конце XIX и в начале XX века в России придало этому Положению характер фактически постоянного «законоположения».

После революции 1917 года повсеместно были созданы революционные комитеты, революционные трибуналы, чрезвычайные комиссии. Возникшие в 1918-1920 годы более 30 тысяч революционных комитетов решали также и судебные вопросы. Бессмысленные погромы, внесудебные расправы, жестокое подавление восстания приволжских и других крестьян, вплетаясь в теорию революционного насилия, оправдывались политической целесообразностью.

Советское законодательство о чрезвычайных мерах охраны государственной и общественной безопасности было принято только в 1925 году. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 апреля 1925 года было утверждено «Положение о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка» [21]. Положением по защите государственной и общественной безопасности предусматривалось возможность введения двух видов режимов – исключительное и военное положение, путем предоставления аппарату управления дополнительных административных полномочий. Хотя Положение 1925 года основывалось на Положении 1881 года, однако в новом Положении были свои отличительные черты. Исключительное положение вводилось в случае контрреволюционных восстаний, массового посягательства на личность и имущество граждан, а также при стихийных бедствиях с указанием в постановлении о введении исключительного положения срока и местности.

В Положении 1925 года было определено, что решением высших органов государственной власти при возникновении военных конфликтов правовой режим чрезвычайного положения на всей государственной территории или ее части может претерпевать и более серьёзные изменения. Так, 22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории СССР был введен режим военного положения.

На территории Казахстана не раз возникали чрезвычайные ситуации. Общеизвестны выступления крестьян в Сузакском районе Шымкентской области  в 1937 году, выступления рабочих в 1960 году в городе Темиртау, выступления молодежи и студентов в декабре 1986 года в  г. Алма-Ате. Они подавлялись жестоким образом с использованием всех силовых структур.

В южных районах Казахстана нередко возникали чрезвычайные ситуации, вызванные природными катастрофами в виде селевых потоков в 1921, 1947, 1950, 1963, 1973 и в 1999 годах. Особые усилия потребовали организация аварийно-спасательных работ по предотвращению угрозы столице Казахстана г.Алма-Ате мощным селевым потоком, образовавшимся 15 июля 1973 года. Как видно, при регулировании чрезвычайных ситуаций в Казахстане существовал правовой вакуум по институту чрезвычайного положения. Продолжение подобной практики стало невозможным. Декларирование социалистического правового государства, происходящие мировые процессы демократизации жизни общества вынуждали власти свои действия по восстановлению порядка в дестабилизированных районах приводить в правовые рамки. Стало меняться отношение к институту чрезвычайного положения.

Конституция СССР 1977 года давала  право Президиуму Верховного Совета СССР объявлять  в интересах защиты СССР военное положение в отдельных местностях или по всей стране [22]. Данная норма права получила свое дальнейшее развитие в Конституции СССР с изменениями от 1 декабря 1988 года, где отмечалось, что согласно п.13 ст.113 Президиум Верховного Совета СССР в интересах защиты СССР и безопасности его граждан объявляет военное либо чрезвычайное положение по всей стране. А Президент СССР согласно п.15 ст. 127-3 может в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждать об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости вводить его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или Высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия мог вводить чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Президент уполномочивался правом введения временного президентского правления при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики [3].

По новой поправке  в Конституции СССР введение режима чрезвычайного положения впервые было использовано 12 января 1989 года. В этот день Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о введении особой формы управления в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР.

В результате проводимой КПСС политики перестройки и гласности прибалтийские союзные республики первыми приняли акты о восстановлении независимости. Во многих регионах СССР стали проявляться социально-политические конфликты, сопровождавшиеся массовыми беспорядками. Возникла реальная необходимость юридического закрепления в законодательных актах режима чрезвычайного положения.

3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» [23].

Закон определил цель института чрезвычайного положения, основания и порядок его введения, перечень принимаемых мер для восстановления нормальной жизнедеятельности в местности, ответственность граждан и должностных лиц за нарушение установленных правоограничений. Закон предоставлял при массовых беспорядках органам государственной власти и управления в условиях чрезвычайного положения право применять ряд ограничений прав и свобод граждан.

Наряду с Законом СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» на основании Закона СССР от 26 марта 1990 года «Об обязательных правах внутренних войск Министерства внутренних дел СССР при охране общественного порядка» и Законе СССР от 6 марта 1991 года «О советской милиции» правоохранительные органы наделялись дополнительными полномочиями по восстановлению нарушенного общественного порядка.

Однако в Законе «О правовом режиме чрезвычайного положения» 1990 года имелся ряд недостатков в области международно-правовых гарантий по правам человека, таких, как неопределение минимума прав, не подлежащих ограничениям, неразграничение различия между так называемыми «социальными» чрезвычайными положениями и «природно-техногенными» чрезвычайными положениями, незакрепление максимального срока действия режима чрезвычайного положения [23].

На момент обретения Казахстаном независимости не было разработанного казахстанского законодательства в области чрезвычайных ситуаций. С принятием Конституции Республики Казахстан 1993 года в п.16 ст.78 было закреплено, что Президент Республики Казахстан может в соответствии с законом в качестве временной меры, исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, вводить чрезвычайное положение с последующим утверждением Указа Президента о введении чрезвычайного положения Верховным Советом Республики Казахстан [24].

В условиях существовавшей экономической, политической и межэтнической нестабильности  был разработан и принят Парламентом Республики Казахстан 15 октября 1993 года Закон «О правовом режиме чрезвычайного положения». Этот Закон позволял Президенту РК с одобрения Парламента вводить чрезвычайное положение не только при чрезвычайных ситуациях социального характера, но и для обеспечения безопасности граждан  при стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях и техногенных катастрофах. При этом он мог устанавливать особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, а также ограничение прав и свобод граждан, юридических лиц [25].

Так как этот закон был ориентирован преимущественно на чрезвычайные ситуации социально-политического характера, в 1996 году 5 июля  Парламентом Республики Казахстан был принят Закон РК «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» [26].

В связи с получением Казахстаном гарантии своей территориальной целостности и невмешательства в его внутренние дела от ведущих ядерных государств мира США, России и Китая, появилась возможность вывести систему гражданской обороны из под контроля военных,  и переориентировать ее на решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера с сохранением структуры и потенциала гражданской обороны  по защите населения от поражающих факторов оружия массового поражения.

В мае 1997 года был принят Закон «О гражданской обороне», согласно которому непосредственно руководство ГО осуществляет Комитет Республики Казахстан по ЧС [27]. В мирное время силы и функциональные возможности ГО можно будет использовать для предотвращения и ликвидации аварии, катастроф и стихийных бедствий.

В условиях СССР спасательные службы и формирования находились в подчинении разных отраслевых министерств и их деятельность регулировалась лишь  ведомственными инструкциями и подзаконными нормативными актами.

В условиях перехода к рыночной экономике в марте 1997 года Парламентом Республики Казахстан был принят Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [28]. Законом даны общие определения в области аварийно-спасательной деятельности, установлена обязательность государственной аттестации спасателей, лицензирования деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, их учетные регистрации. Установлен порядок привлечения аварийно-спасательных служб к ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий.

По предупреждению и ликвидации пожаров Парламентом Республики Казахстан 22 ноября 1996 года был принят  Закон РК «О пожарной безопасности» [29]. В Законе уделяется внимание основным принципам обеспечения пожарной безопасности, регламентации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, видов и задач органов противопожарной службы, роли общественных пожарных объединений, прав и обязанностей граждан и организаций в области пожарной безопасности.

Комплекс вышеуказанных законов позволил на нормативной основе планировать меры по предупреждению ЧС, осуществлять ликвидацию ограниченных по масштабу ЧС и совместно с Законом РК «О чрезвычайном положении» от 8 февраля 2003 года расширил правовую базу института чрезвычайного положения. Новый закон обосновал условия введения чрезвычайного положения, полномочия специальных органов государственного управления, вводимые на период чрезвычайного положения, более детально установил меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, и установил гарантии прав и ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО  ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО  ПОЛОЖЕНИЯ

 

2.1 Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан

 

Общие условия и основания введения чрезвычайного положения  Конституцией Республики Казахстан отнесены к компетенции Президента Республики Казахстан. Правомерность указанного полномочия Президента Республики Казахстан обосновывается тем, что глава государства имеет в своем распоряжении необходимое насыщенное информационное обеспечение, эффективный механизм реагирования на кризисные ситуации путем оперативного управления силовыми структурами, руководство которых назначается непосредственно Президентом. Указом Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения запускается механизм действия Закона «О чрезвычайном положении», и в дальнейшем соответственно ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, юридических и должностных лиц.

Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения