Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4

1

правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан

1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17

2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37

3

гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения

3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2

Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

В процессе ликвидации последствий особых условий и осуществлении мер по стабилизации обстановки оперативные штабы разрабатывают мероприятия по недопущению повторных негативных проявлении, организуют и проводят изучение и расследование причин и условий, вызванных происшествием, осуществляют анализ проведенных ОВД и привлеченными силами действий и мероприятий. Штабы готовят также отчет и информации в инстанции и осуществляют информирование населения о происшедшем и действиях ОВД.

Центральное место в управлении оперативным штабом в особых условиях занимает его руководитель (начальник). Являясь одновременно руководителем органа внутренних дел и старшим оперативным начальником, он сосредоточивает управление в своих руках, направляя усилия всех соисполнителей на достижение общей цели.

Членами оперативного штаба, ответственными его групп, назначаются, 
как правило, руководители отраслевых служб ОВД. 

Число членов оперативного штаба и специальных оперативных групп варьируется в зависимости от обстановки, вида и характера решаемых задач, уровня иерархии в системе оперативных штабов, имеющихся сил и средств (возможностей). Члены штаба, каждый по своей линии, выполняют обязанности по подготовки решений руководителя штаба.

Основными обязанностями членов оперативного штаба являются: сбор, обработка и анализ информации об обстановке, разработка предупредительно - профилактических мероприятий и мер по пресечению криминальных проявлений, совершаемых в особых условиях. Рабочий аппарат оперативного штаба формируется на базе структурного штабного подразделения (штаба), которое усиливается за счет представителей всех самостоятельных подразделения и служб и может состоять из различных групп.

Группа оцепления создается для изоляции района, где возникли особые условия от посторонних граждан и транспортных средств, задержания правонарушителей и лиц, пытающихся скрыться из оцепленного района или проникнуть через рубеж оцепления.

Группа блокирования формируется для изоляции правонарушителей в районе (месте) их нахождения и задержания при попытке скрыться из блокированного района. Группа выполняет свои задачи, выставляя цепочки, контрольно-пропускные пункты, заслоны.

На направлениях, где есть большая вероятность притока посторонних граждан или прорыва правонарушителей, выставляются усиленные цепочки (личный состав располагается с интервалом менее 1м.) в особо сложных ситуациях могут выставляться многорядные цепочки в 2 ряда и более. На остальных направлениях размещаются нормальные (с интервалом 1-2 м.) или редкие (с интервалом более 2 м.) цепочки. Таким образом, планируя длину и характер цепочки, руководитель оперативного штаба проектирует и соответствующую ее численность. При этом следует одновременно проектировать схему управления цепочками: сколько выделить старших, на каких участках, кому они будут подчинены.

Заслоны, по мнению ряда специалистов, следует проектировать исходя из характера местности и наличия сил. Так, например, 8 человек могут контролировать от 500 метров открытой до 250 метров закрытой местности.

Группа охраны проектируется для охраны особо важных объектов, государственного имущества, ценностей и обеспечения имущественной безопасности граждан в ходе массовых мероприятий и при возникновении чрезвычайных ситуаций. Численность группы определяется исходя из количества охраняемых объектов и количества постов. При возникновении чрезвычайных ситуаций вводится вариант несения службы - по 12 часов ежесуточно. Следовательно, на каждый пост требуется не менее 2 человек.

Группа организации дорожного движения предназначена для организации дорожного движения в районе возникновения чрезвычайных ситуаций и на подступах к нему, создания благоприятных условий для действий органов внутренних дел и других взаимодействующих сил. Группа формируется практически при всех видах массовых мероприятий и чрезвычайных ситуаций из сотрудников дорожной полиции. Свои задачи она выполняет с помощью постов и патрулей. Численность группы определяется с учетом необходимого количества таких постов (патрулей) и резерва группы (10%).

Группа захвата предназначена для задержания преступников, освобождения заложников и освобождения захваченных преступниками объектов, охраны места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы. В обычных условиях она находится в составе резерва. Ее численность составляет от 5 до 10 физически сильных, смелых и хорошо подготовленных сотрудников органов внутренних дел, подразделений специального назначения.

Группа прикрытия создается для обеспечения действий группы захвата огнем, дымовыми и другими средствами, для эвакуации раненых и убитых из состава группы захвата, посторонних граждан, преступников. Она обычно формируется из личного состава того органа (подразделения), из которого создана группа захвата. Численность группы - 5-9 человек, в ней может создаваться подгруппа снайперов (2-4 чел.)

Группа рассредоточения формируется для рассеивания участков группового нарушения общественного порядка, массовых беспорядков, толп граждан при других чрезвычайных ситуациях и для обеспечения действий других групп в условиях толпы, давки, паники. Численность ее определяется исходя из размеров (в метрах) той территории, которую группа должна перекрыть, и количества рядов в колонне.

Оперативно-следственная___группа предназначается для документирования преступной деятельности правонарушителей и 
разбирательств с доставленными правонарушителями, розыска лиц, 
совершивших преступления. Численность устанавливается в зависимости от 
оценки возможного количества нарушений. В состав группы обычно 
включается 2-3 оперативных работника со специальной аппаратурой и 2-3 
следователя.

Оперативная группа предназначена для розыска лиц, совершивших 
преступления, для выявления организаторов, подстрекателей массовых 
беспорядков, их намерений. Ее численность устанавливается эмпирическим 
путем. 

Группа конвоирования (сопровождения) создается для конвоирования правонарушителей из района (места) возникновения чрезвычайных ситуации на фильтрационный пункт. Численность группы от 4 до 15 человек в зависимости от числа конвоированных. Она создается обычно из личного состава части (подразделения) внутренних войск.

Группа эвакуации формируется для временной эвакуации граждан из 
зданий, расположенных в зоне чрезвычайных ситуаций, пострадавших, их багажа, других материальных ценностей. Ее образуют, как правило, 
работники подразделений административной, дорожной, криминальной полиции и других служб.

Агитационно-пропагандистская группа предназначена для ведения разъяснительной работы при групповых нарушениях общественного порядка, массовых беспорядках и неразрешенных акциях самодеятельных объединений. В нее включают ветеранов, авторитетных деятелей различных партий, руководителей предприятий, организаций, представителей общественности, а также 1-2 работников органов внутренних дел.

Группы тылового и медицинского обеспечения создаются для: обеспечения бесперебойной работы транспортных средств; экипировки личного состава, снабжения его дополнительным вооружением и защитными средствами; организации питания, расквартирования и бытового обеспечения; оказания медицинской помощи пострадавшим работникам органов внутренних дел и взаимодействующих сил, членам общественных формирований, гражданам, а также правонарушителям.

Организационно-аналитическая группа образуется для выполнения следующих обязанностей: сбор и анализ данных об оперативной обстановке и подготовка проектов решений; доведение задач до исполнителей и организация контроля за исполнением; подготовка проектов документов, направляемых в вышестоящие органы внутренних дел и взаимодействующие органы; ведение рабочей карты и журнала действий при серьезных чрезвычайных ситуаций и длительной работе по ликвидации их последствий.

Группа связи создается для обеспечения устойчивой проводной и радиосвязи оперативного штаба и временным пунктом управления (ВПУ) со всеми элементами группировки сил и средств. [33, с.7-9].

По нашему мнению, кроме перечисленных, целесообразно создавать также группы другой направленности.

Так, важным участком деятельности ОВД при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на массовых мероприятиях является установление личности и необходимость создания в целях опознания активных участников эксцессов, других виновных и пострадавших (в том числе погибших) при чрезвычайной ситуации групп идентификаторов. Для этого достаточно иметь в резерве или в составе иных групп работников экспертно-криминалистических подразделений.

Для ведения переговоров с правонарушителями и преступниками, целесообразно иметь группу   специалистов-переговорщиков.   Важность   переговоров   доказана опытом разрешения многих чрезвычайных ситуаций.


В связи с возникновением у личного состава ОВД стрессов под влиянием факторов при чрезвычайных ситуациях, необходимы усилия по психоэмоциональной разгрузке работников, а также по их психологической реабилитации. Этим должна заниматься группа психоэмоцианальной поддержки и реабилитации (в составе 1-2 специалистов-психологов).

 

2.3 ОСНОВНЫЕ МЕРЫ И ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

Права и свободы, освоенные мировым сообществом, признаваемые и закрепляемые в соответствующих международных правовых актах, - социально и юридически обеспеченная мера поведения человека, признанная за каждым, неотъемлемая неотчуждаемая способность к выбору желаемого для него варианта поведения, в отношении которого никто не может наложить какие-либо ограничения - запреты. Категория прав и свобод характеризуется как мера возможного, разрешенного, дозволенного поведения субъекта, определяемая нормами Конституции.

Права и свободы могут быть ограничены государством в установленном законом порядке в случаях, предусмотренных Конституцией (п.5 ст.12 и п.1,2 ст.39). Законы, устанавливающие права и свободы человека, за исключением перечисленных в п.3 ст.39 Конституции, могут быть изменены в установленном порядке законодательным органом, исходя из реальных социально-экономических возможностей государства [34,с.31].

Под целью временного ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения мы понимаем необходимость обеспечения нормального функционирования конституционного строя Республики Казахстан и безопасности всех субъектов общества. При этом в правовом государстве должны соблюдаться основополагающие положения, определяющие применение ограничительных мер, которых можно назвать принципами ограничения прав всех субъектов общества. Властвующие субъекты при этом должны придерживаться следующих принципов:

- государственной необходимости;

- соразмерности ограничений международным принципам;

- ограничений прав и свобод  только законом;

- исключительности ограничений  прав человека - высшей ценности государства.

Чрезвычайное положение требует введения особой формы государственного управления. Быстро меняющаяся социальная среда объективно требует включения новых правовых механизмов, соответствующим образом отражающих сложившуюся ситуацию. Социальная ситуация складывается таким образом, что граждане фактически не могут реализовать многие права и свободы, а также выполнять возложенные на них обязанности. Для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка потребуется нормативно закреплять временные правомерные ограничения прав и свобод. Правомерное ограничение в данном случае выступает и как элемент юридического  механизма управления конфликтной ситуацией.

Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан может послужить основанием особой формы административно-правового регулирования, которая выражается в создании режима административно-правовых ограничений. Данная им компетенция дает возможность определенным образом изменить характер принудительного воздействия на граждан.

Ограничение прав и свобод  граждан происходит и путем установления дополнительных обязанностей. Юридическая обязанность – это правовая необходимость совершения гражданами определенных действий или воздержания от них [35, с.59].

Существенное сужение свободы выбора поведения отдельных субъектов правоотношения при чрезвычайных ситуациях определяется как правовое ограничение. В юридической литературе правоограничение всегда предусматривается только во взаимосвязи с чрезвычайными ситуациями в общественной жизни, за исключением лишения определенных прав в судебном порядке в мирные дни.

При чрезвычайных ситуациях на территории, где введено чрезвычайное положение, правоограничения применяются к большинству жителей, ограничивая отдельные права и свободы субъектов, обеспечивается  безопасность личности, общества и государства, регулируются конфликтные ситуации.

Введение чрезвычайного режима неизбежно предполагает определенные ограничения, как в отношениях государства с гражданами, так и в деятельности государственных органов и иных организаций. Принципы деятельности органов публичной власти, а также объем, в котором могут быть ограничены свободы и права человека и гражданина во время отдельных чрезвычайных полномочий, могут быть установлены только законом. Только закон может ограничить основания, объем, порядок компенсации имущественных потерь, вытекающих из ограничения во время чрезвычайного положения прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, международно-правовые акты и конституции развитых современных государств вместе с абсолютным приоритетом прав личности содержат оговорки о выпуске некоторых ограничений ряда прав и свобод.

Для предотвращения ущемления общесоциальных интересов необходимо установить пределы осуществления основных прав и свобод. Границы прав и свобод, которые не подлежат ограничению ни в каких случаях, устанавливаются Конституцией, так сделано и в Конституции Казахстана. Нормы же Конституции, которые могут регулировать условия и порядок ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, называются конституционными правоограничениями.

Российский ученый А.В. Малько выделяет следующие виды конституционных правоограничений:

Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения