Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4

1

правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан

1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17

2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37

3

гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения

3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2

Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Согласно п.16 ст.44 Конституции Республики Казахстан и ст.5 Закона РК «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-министром и Председателями Палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан [1]. Как видно, деятельность Парламента Республики Казахстан ограничивается получением информации от Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения и только.

С.З. Зиманов в период принятия Конституции 1995 года указывал на необходимость введения парламентского контроля при чрезвычайных положениях. «В Конституции РК, -  писал С.З. Зиманов, - предусмотрено, что объявление чрезвычайного положения, применение вооруженных сил внутри страны осуществляется Президентом не с согласия Парламента (а это нужно было), а лишь после консультации с Премьер-министром, Председателями палат. Сказано, что только после принятия решения по этим вопросам Президент незамедлительно информирует Парламент» [30, с.226].

Целью введения чрезвычайного положения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения. Исходя из правовой сущности института чрезвычайного положения, можно выделить первой основной целью введения чрезвычайного положения обеспечение безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, и второй основной целью – обеспечение защиты конституционного строя Республики Казахстан. Элементы прав и свобод гражданина закреплены в разделе 2, а элементы конституционного строя – в разделе 1 Конституции Республики Казахстан.

Закон РК «О чрезвычайном положении» подразделяет обстоятельства, которые служат основанием для введения чрезвычайного положения, на две большие группы, обусловленные как социальными конфликтами, так и природно-техногенными катастрофами, к которым относятся:

- массовый переход государственной границы с территорий сопредельных государств; попытки насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; террористические акты; действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; провокационные действия со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта, нарушение территориальной целостности Республики Казахстан; массовые беспорядки, межнациональные и межконфессиональные конфликты; блокада или захват отдельных местностей, особо важных объектов экстремистскими  группировками; подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вызванные стихийными бедствиями (землетрясения, сели, лавины, наводнения и другие), кризисными экологическими ситуациями, природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражением сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях и требующие скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ (п.2 ст.4) [12].

Основанием для введения чрезвычайного положения может быть также реальная угроза стихийного бедствия или крупномасштабной аварии (катастрофы) на основании представления уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций.

Эти обстоятельства сами по себе еще не являются основанием для введения чрезвычайного положения. Любое явление из первой группы обстоятельств, которые относятся к так называемым социальным конфликтам, угрожает безопасности граждан. Любое явление из второй группы обстоятельств, то есть катастрофы и стихийные бедствия, предполагает проведение спасательных, аварийно-восстановительных работ и также может угрожать безопасности граждан и потребует обеспечения правопорядка. Эти обстоятельства служат основанием для введения чрезвычайного положения только при соблюдении условий требования п.1 ст.4 Закона РК «О чрезвычайном положении», то есть чрезвычайное положение вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства.

Чтобы служить основанием для введения чрезвычайного положения, события и обстоятельства должны повлечь за собой возникновение экстремальной ситуации, имеющей интенсивный характер, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. «Чрезвычайное положение вводится в случае невозможности урегулирования сложившейся ситуации применением иных мер» (п.2 ст.5) [12].

До введения чрезвычайного положения Президент РК может обратиться к инициаторам и участникам противоправных действий социально-политического и криминогенного характера, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, с требованием прекратить эти действия в установленный срок и с предупреждением о возможности введения чрезвычайного положения в случае невыполнения этого требования.

Согласно Закону РК «О чрезвычайном положении», в Указе Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения должны быть  определены:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, соответствующие требованиям Закона РК  «О чрезвычайном положении»;

- обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

- границы местности, где вводится чрезвычайное положение;

- силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

- перечень вводимых мер и временных ограничений прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц, а также дополнительно возлагаемые на них обязанности в соответствии с Законом РК «О чрезвычайном положении»;

- создаваемые специальные органы государственного управления на период введения чрезвычайного положения и их полномочия;

- государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях режима чрезвычайного положения;

- время введения и срок действия чрезвычайного положения [24].

При введении чрезвычайного положения для экстренного проведения мероприятия по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, незамедлительно решаются и вопросы финансирования этих мероприятий. Согласно ст. 8 Закона РК «О чрезвычайном положении», при введении чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях финансирование проводимых мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения осуществляется за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан и резервов местных исполнительных органов [12].

На территории Республики Казахстан решением Президента Республики Казахстан может вводиться чрезвычайный бюджет Республики Казахстан, включающий в себя, в случае необходимости, все финансовые ресурсы государства. На время действия чрезвычайного бюджета приостанавливается действие закона о республиканском бюджете и решения маслихатов о бюджетах всех уровней. Финансирование всех проводимых мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения в этом случае осуществляется за счет средств чрезвычайного бюджета. О принятии чрезвычайного бюджета незамедлительно информируется Парламент Республики. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является введение по решению Президента Республики Казахстан чрезвычайного положения в Республике  Казахстан, или значительный экономический и финансовый ущерб, нанесенный экономике в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющих глобальный характер распространения. С отменой чрезвычайного положения прекращается и действие чрезвычайного бюджета.

В содержании указа Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения указывается и срок действия чрезвычайного положения. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Казахстан, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток (п.1 ст.7). По истечении срока, на который вводилось чрезвычайное положение, чрезвычайное положение считается прекращенным [12].

При неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент Республики Казахстан вправе продлить его действие в пределах сроков, установленных п.1 ст.7 Закона РК «О чрезвычайном положении», посредством издания соответствующего акта.

Представляется необходимым выделить следующие общие принципы введения чрезвычайного положения:

- наличие обстоятельств, служащих основанием для введения чрезвычайного положения в соответствии с законодательством Казахстана;

- наличие условий, когда создавшиеся  обстоятельства действительно угрожают  безопасности граждан и конституционному  строю государства;

- определенность территории введения  чрезвычайного положения;

- введение чрезвычайного положения Указом Президента Республики Казахстан;

- введение чрезвычайного положения  на определенный срок;

- гласность и информирование  населения о введении чрезвычайного  положения, о возникших чрезвычайных  ситуациях, мерах по их предупреждению  и ликвидации.

В случае нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, ликвидации чрезвычайной ситуации, устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, а также устранения угрозы обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, Президент Республики Казахстан вправе отменить свой Указ о введении чрезвычайного положения. Президент Республики Казахстан вправе отменить чрезвычайное положение полностью или частично до истечения срока, на который оно введено, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его введения. Указ Президента Республики Казахстан о полной или частичной отмене чрезвычайного положения вводится в действие в сроки, устанавливаемые Президентом Республики Казахстан.

Прекращение, продление или отмена чрезвычайного положения подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях в соответствии с законодательством Республики Казахстан и доводится до сведения населения всеми средствами массовой информации.

Для продления режима чрезвычайного положения должен приниматься Указ о его продлении, с внесением в этот Указ причинной связи событий в режиме чрезвычайного положения, изменения, если они есть, в специальных органах управления, территориальные изменения. При необходимости введения чрезвычайного положения на прилегающей соседней территории необходимо принятие нового указа Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения на этой территории.

По закону чрезвычайное положение перестает действовать вследствие появления следующих юридических фактов:

- истечение срока, на который  чрезвычайное положение вводилось;

- отмена чрезвычайного положения  Указом Президента Республики  Казахстан при устранении угрозы  безопасности до истечения срока  введения чрезвычайного положения.

В Указе об отмене чрезвычайного положения (по или до истечения срока действия) указывается дата и время отмены, так как с этого момента начинают происходить события, имеющие следующие правовые последствия:

- отменяется  чрезвычайное положение и деятельность специальных органов государственного управления;

- утрачивают силы акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения;

- прекращаются действия чрезвычайных  мер по ограничению прав и  свобод человека и гражданина, юридических и должностных лиц;

- прекращаются правоотношения, возникшие  в связи с применением чрезвычайных  мер;

- прекращается производство по делам о нарушениях режима чрезвычайного положения;

- прекращается исполнение мер ответственности за нарушение режима чрезвычайного положения;

- уголовные преступления и другие  правонарушения будут иметь правовые  последствия в общепринятом порядке.

В связи с прекращением режима чрезвычайного положения, по определению А.А. Таранова, должны наступить следующие правовые последствия:

- решения, принятые для обеспечения  режима чрезвычайного положения, утрачивают юрисдикционную силу  с его прекращением;

- прекращение производства по  делам о нарушении режима с  немедленным освобождением лиц, подвергнутых административному  аресту;

- ликвидируются специальные временные органы. Временно исполняемые ими полномочия возвращаются местным представительным и исполнительным органам;

- возобновляется приостановленная  деятельность местных представительных  и исполнительных органов;

Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения